Игра для знакомства с временными понятиями «вчера», «завтра» и «сегодня»

Игра «Вчера, сегодня, завтра» для детей — средство знакомства с временными терминами, охватывающими день. Занятие строится из нескольких этапов, направленных на интеллектуальное и физическое развитие дошкольников, расширение кругозора и умение ориентироваться во времени.

Цель дидактической игры «Вчера, сегодня, завтра»

Цель — формирование представления о терминах «завтра», «вчера» и «сегодня», получение навыка их употребления при общении.

Задачи:

  • оценка навыка ориентации во времени;
  • закрепление знания о том, что прошлое сменяется настоящим, а настоящее — будущим;
  • формирование представления о составе недели, о сменяющихся днях;
  • развитие интеллектуальных способностей, аналитического мышления, воображения;
  • улучшение моторики и общего физического состояния.

Дидактическая игра «Вчера, сегодня, завтра» для дошкольников

Играет средняя группа детсада.

Для первого этапа необходимо подготовить разноцветные фишки и несколько стихотворений на описываемую тему. Педагог рассказывает, что у каждого дня недели свое имя, но также их можно называть другими словами:

  • прошлый день — вчера, его можно обозначить, например, желтой фишкой;
  • наступивший день, в котором человек живет сейчас, — сегодня, для него зеленая фишка;
  • день, что еще не начался, — это завтра, его можно обозначить синей фишкой.

Вчера, сегодня, завтра

Сначала требуется закрепление связки цвет-понятие. Воспитатель называет временной термин, дети поднимают фишку соответствующего цвета.

Далее педагог читает стихотворения, а воспитанники пытаются понять, какой день описывается в тексте, поднимают правильную фишку.

Второй этап — происходящие в определенные дни события

Для игры необходима панель, разбитая на 3 квадратных секции. В каждой должна быть зафиксирована липучка. Также нужны небольшие карточки, изображающие дела, которые ребенок может выполнять в течение дня.

Воспитатель рассказывает, что каждый день дошкольника насыщен интересными событиями, рассказать о которых помогут карточки. Над секциями с липучками отмечены надписи «вчера», «сегодня» и «завтра». Каждый воспитанник подходит к панели, рассказывает, что делал и планирует делать, одновременно выбирает подходящие картинки, приклеивает их к секциям. Например:

  • Что ты делал вчера? — Ходил в зоопарк;
  • Что ты делаешь сегодня? — Смотрю телевизор;
  • Что ты будешь делать завтра? — Рисовать.

Карточки с действиями для детей

Важно объяснить воспитанникам, что глаголы нужно ставить в правильном времени.

Третий этап — игра в мяч

Дети становятся в круг. Воспитатель — в его центр. Он поочередно бросает мяч воспитанникам, произнося небольшую фразу, в которой глагол стоит в определенном времени. Ребенок, поймавший мяч, отвечает, в какой день происходит сказанное педагогом событие. Например:

  • Маша гуляет в парке… сегодня;
  • мама будет печь пироги… завтра;
  • Дима ходил в цирк… вчера.

Карточки с действиями «Вчера, сегодня, завтра»

Четвертый этап — дом для дней

Для игры нужно сделать из картона или другого подходящего материала пустотелый игрушечный дом. В нем необходимо проделать 3 окна. Также нужны фишки и стихотворения из первого этапа. Нижнее окно — вчера, среднее — сегодня, верхнее — завтра.

Воспитатель объясняет детям, что этот дом построен для дней, рассказывает, для какого временного понятия предназначено каждое окошко и каждая фишка. Затем показывает, как вставлять фишки в окна. Когда дети поймут принцип игры, педагог начинает зачитывать стихотворения. Дети угадывают, о каком временном термине идет речь, берут фишку правильного цвета, вставляют в окошко.

Пятый этап — неделя

Для игры нужно сделать большое изображение циферблата, у которого вместо часовых обозначений написаны цифры от 1 до 7. Педагог рассказывает о каждом дне недели, передвигая стрелку. Когда дети запомнят названия дней и их очередность, воспитатель начинает задавать вопросы такого типа:

  • Назови второй день недели?
  • Назови шестой день?
  • Какой день был вчера?
  • Какой будет завтра?

Двигать стрелку в этом случае может сам педагог или отвечающий на вопрос ребенок. Второй вариант сложнее, но эффективнее для запоминания дней недели.

Дни недели для дошкольников