Игра для знакомства с временными понятиями «вчера», «завтра» и «сегодня»
Игра «Вчера, сегодня, завтра» для детей — средство знакомства с временными терминами, охватывающими день. Занятие строится из нескольких этапов, направленных на интеллектуальное и физическое развитие дошкольников, расширение кругозора и умение ориентироваться во времени.
Содержание
Цель дидактической игры «Вчера, сегодня, завтра»
Цель — формирование представления о терминах «завтра», «вчера» и «сегодня», получение навыка их употребления при общении.
Задачи:
- оценка навыка ориентации во времени;
- закрепление знания о том, что прошлое сменяется настоящим, а настоящее — будущим;
- формирование представления о составе недели, о сменяющихся днях;
- развитие интеллектуальных способностей, аналитического мышления, воображения;
- улучшение моторики и общего физического состояния.
Дидактическая игра «Вчера, сегодня, завтра» для дошкольников
Играет средняя группа детсада.
Для первого этапа необходимо подготовить разноцветные фишки и несколько стихотворений на описываемую тему. Педагог рассказывает, что у каждого дня недели свое имя, но также их можно называть другими словами:
- прошлый день — вчера, его можно обозначить, например, желтой фишкой;
- наступивший день, в котором человек живет сейчас, — сегодня, для него зеленая фишка;
- день, что еще не начался, — это завтра, его можно обозначить синей фишкой.
Сначала требуется закрепление связки цвет-понятие. Воспитатель называет временной термин, дети поднимают фишку соответствующего цвета.
Далее педагог читает стихотворения, а воспитанники пытаются понять, какой день описывается в тексте, поднимают правильную фишку.
Второй этап — происходящие в определенные дни события
Для игры необходима панель, разбитая на 3 квадратных секции. В каждой должна быть зафиксирована липучка. Также нужны небольшие карточки, изображающие дела, которые ребенок может выполнять в течение дня.
Воспитатель рассказывает, что каждый день дошкольника насыщен интересными событиями, рассказать о которых помогут карточки. Над секциями с липучками отмечены надписи «вчера», «сегодня» и «завтра». Каждый воспитанник подходит к панели, рассказывает, что делал и планирует делать, одновременно выбирает подходящие картинки, приклеивает их к секциям. Например:
- Что ты делал вчера? — Ходил в зоопарк;
- Что ты делаешь сегодня? — Смотрю телевизор;
- Что ты будешь делать завтра? — Рисовать.
Важно объяснить воспитанникам, что глаголы нужно ставить в правильном времени.
Третий этап — игра в мяч
Дети становятся в круг. Воспитатель — в его центр. Он поочередно бросает мяч воспитанникам, произнося небольшую фразу, в которой глагол стоит в определенном времени. Ребенок, поймавший мяч, отвечает, в какой день происходит сказанное педагогом событие. Например:
- Маша гуляет в парке… сегодня;
- мама будет печь пироги… завтра;
- Дима ходил в цирк… вчера.
Четвертый этап — дом для дней
Для игры нужно сделать из картона или другого подходящего материала пустотелый игрушечный дом. В нем необходимо проделать 3 окна. Также нужны фишки и стихотворения из первого этапа. Нижнее окно — вчера, среднее — сегодня, верхнее — завтра.
Воспитатель объясняет детям, что этот дом построен для дней, рассказывает, для какого временного понятия предназначено каждое окошко и каждая фишка. Затем показывает, как вставлять фишки в окна. Когда дети поймут принцип игры, педагог начинает зачитывать стихотворения. Дети угадывают, о каком временном термине идет речь, берут фишку правильного цвета, вставляют в окошко.
Пятый этап — неделя
Для игры нужно сделать большое изображение циферблата, у которого вместо часовых обозначений написаны цифры от 1 до 7. Педагог рассказывает о каждом дне недели, передвигая стрелку. Когда дети запомнят названия дней и их очередность, воспитатель начинает задавать вопросы такого типа:
- Назови второй день недели?
- Назови шестой день?
- Какой день был вчера?
- Какой будет завтра?
Двигать стрелку в этом случае может сам педагог или отвечающий на вопрос ребенок. Второй вариант сложнее, но эффективнее для запоминания дней недели.