«Вершки и корешки» — дидактическая игра для расширения представлений о растительном мире

Дидактическая игра «Вершки и корешки» — средство закрепления представлений об огородных культурах, их составных съедобных и несъедобных частях. Занятие рекомендовано для дошкольников 4-6-летнего возраста. Оно может быть индивидуальным, подгрупповым, также вариантом самостоятельного времяпровождения ребенка.

Цель дидактической игры «Вершки и корешки»

Цель — закрепление представления о том, что у культурных растений есть надземные и подземные части, которые могут быть съедобными и несъедобными.

Задачи:

  • расширение знаний о культурной растительности — овощах и корнеплодах;
  • получение навыка составления объекта из частей;
  • формирование умения подбирать пары по внешним признакам;
  • воспитание усидчивости, настойчивости, умения работать в коллективе, соблюдать правила.

Дидактическая игра «Вершки и корешки» в средней группе

Для игры необходимо подготовить реалистичные изображения знакомых дошкольникам овощей и корнеплодов. Картинки для продления эксплуатации следует наклеить на картон, ламинировать прозрачной клейкой лентой. Их нужно разрезать пополам, чтобы подземные части растений оказались на одной половине карточки, надземные — на другой.

Педагог раскладывает перед воспитанниками картинки. Дети их внимательно рассматривают, называют овощи, которые видят перед собой. Задача воспитателя — объяснить дошкольникам, что у каждого огородного растения есть надземная часть, называемая «вершком», и подземная — это «корешок». Игровая задача — соединить половинки карточек так, чтобы получилось целое изображение растения.

Когда воспитанники научатся ловко складывать овощи, игру можно сделать соревновательной. Побеждает тот, кто первым отыщет «вершки» для своих «корешков».

Вершки и корешки для детей

Дидактическая игра «Вершки и корешки» в старшей группе

Перед началом игры педагог зачитывает воспитанникам сказку «Мужик и медведь». Дети обсуждают сюжет, рассуждают, как мужику удалось обмануть медведя, который не знал, что у репы вкусная подземная часть, но листья неприятные на вкус, а у пшеницы, наоборот, зерна полезные, а корни не пригодны в пищу.

Русская народная сказка «Мужик и медведь»

Далее педагог демонстрирует слайды с изображением огородных культур, наглядно показывает, какие части называются «вершками», а какие «корешками». Важно, чтобы дошкольники поняли, что у разных растений эти части бывают как съедобными, так и несъедобными. Для этого воспитатель, демонстрируя каждый очередной слайд, спрашивает, как дети считают, какая часть этого растения съедобная.

На слайде должны быть представлены следующие культуры:

  • томат;
  • морковка;
  • огурец;
  • перец;
  • тыква;
  • картофель;
  • свекла;
  • капуста;
  • репчатый лук;
  • кабачок;
  • чеснок;
  • редис;
  • петрушка;
  • баклажан;
  • репа.

Томат

Морковь

Огурец

Перец

Тыква

Картофель

Свекла

Капуста

Лук

Чеснок

Баклажан

Репа

При рассмотрении слайда с луком дети должны догадаться, что у этого растения съедобны обе части: подземная — луковица, надземная — перья.

Чтобы закрепить полученные представления, можно сыграть в подвижную игру. Педагог называет растение, а воспитанники поднимают руки над головой, если у этой культуры съедобны надземные побеги, или присаживаются на корточки, если в пищу пригодны корневые части.

Также можно для закрепления знаний предложить детям распределить картинки по двум корзинам: в одну — растения с вкусными корешками, в другую — со съедобными вершками.

Две корзины

Подготовительная группа

Перед началом игры педагог рассказывает воспитанникам об осеннем сборе урожая, о том, как фермеры распределяют растения: овощи в один мешок, корнеплоды в другой. Для игры нужны изображения огородных культур, разделенные пополам. Игроки разделяются на две группы: первые становятся «вершками», вторые — «корешками». Первые разбирают со стола изображения надземных частей растений, вторые — подземных.

Педагог дает сигнал, дети разбегаются в разные стороны. При повторном сигнале игроки должны отыскать свою пару. Бегать могут все игроки, либо только одна группа. А игроки второй группы при этом должны стоять в ряд, дожидаясь, когда найдется их пара. Затем игроки меняются картинками, игра продолжается. В конце каждого этапа педагог проверяет, правильно ли подобрались пары.