«Вершки и корешки» — дидактическая игра для расширения представлений о растительном мире
Дидактическая игра «Вершки и корешки» — средство закрепления представлений об огородных культурах, их составных съедобных и несъедобных частях. Занятие рекомендовано для дошкольников 4-6-летнего возраста. Оно может быть индивидуальным, подгрупповым, также вариантом самостоятельного времяпровождения ребенка.
Цель дидактической игры «Вершки и корешки»
Цель — закрепление представления о том, что у культурных растений есть надземные и подземные части, которые могут быть съедобными и несъедобными.
Задачи:
- расширение знаний о культурной растительности — овощах и корнеплодах;
- получение навыка составления объекта из частей;
- формирование умения подбирать пары по внешним признакам;
- воспитание усидчивости, настойчивости, умения работать в коллективе, соблюдать правила.
Дидактическая игра «Вершки и корешки» в средней группе
Для игры необходимо подготовить реалистичные изображения знакомых дошкольникам овощей и корнеплодов. Картинки для продления эксплуатации следует наклеить на картон, ламинировать прозрачной клейкой лентой. Их нужно разрезать пополам, чтобы подземные части растений оказались на одной половине карточки, надземные — на другой.
Педагог раскладывает перед воспитанниками картинки. Дети их внимательно рассматривают, называют овощи, которые видят перед собой. Задача воспитателя — объяснить дошкольникам, что у каждого огородного растения есть надземная часть, называемая «вершком», и подземная — это «корешок». Игровая задача — соединить половинки карточек так, чтобы получилось целое изображение растения.
Когда воспитанники научатся ловко складывать овощи, игру можно сделать соревновательной. Побеждает тот, кто первым отыщет «вершки» для своих «корешков».
Дидактическая игра «Вершки и корешки» в старшей группе
Перед началом игры педагог зачитывает воспитанникам сказку «Мужик и медведь». Дети обсуждают сюжет, рассуждают, как мужику удалось обмануть медведя, который не знал, что у репы вкусная подземная часть, но листья неприятные на вкус, а у пшеницы, наоборот, зерна полезные, а корни не пригодны в пищу.
Далее педагог демонстрирует слайды с изображением огородных культур, наглядно показывает, какие части называются «вершками», а какие «корешками». Важно, чтобы дошкольники поняли, что у разных растений эти части бывают как съедобными, так и несъедобными. Для этого воспитатель, демонстрируя каждый очередной слайд, спрашивает, как дети считают, какая часть этого растения съедобная.
На слайде должны быть представлены следующие культуры:
- томат;
- морковка;
- огурец;
- перец;
- тыква;
- картофель;
- свекла;
- капуста;
- репчатый лук;
- кабачок;
- чеснок;
- редис;
- петрушка;
- баклажан;
- репа.
При рассмотрении слайда с луком дети должны догадаться, что у этого растения съедобны обе части: подземная — луковица, надземная — перья.
Чтобы закрепить полученные представления, можно сыграть в подвижную игру. Педагог называет растение, а воспитанники поднимают руки над головой, если у этой культуры съедобны надземные побеги, или присаживаются на корточки, если в пищу пригодны корневые части.
Также можно для закрепления знаний предложить детям распределить картинки по двум корзинам: в одну — растения с вкусными корешками, в другую — со съедобными вершками.
Подготовительная группа
Перед началом игры педагог рассказывает воспитанникам об осеннем сборе урожая, о том, как фермеры распределяют растения: овощи в один мешок, корнеплоды в другой. Для игры нужны изображения огородных культур, разделенные пополам. Игроки разделяются на две группы: первые становятся «вершками», вторые — «корешками». Первые разбирают со стола изображения надземных частей растений, вторые — подземных.
Педагог дает сигнал, дети разбегаются в разные стороны. При повторном сигнале игроки должны отыскать свою пару. Бегать могут все игроки, либо только одна группа. А игроки второй группы при этом должны стоять в ряд, дожидаясь, когда найдется их пара. Затем игроки меняются картинками, игра продолжается. В конце каждого этапа педагог проверяет, правильно ли подобрались пары.