Варианты проведения дидактической игры «Загадки» для детского сада
Дидактическая игра «Загадки» для дошкольников — средство расширения представлений об объектах окружающего мира. Процесс отгадывания загадок всегда увлекательный и познавательный для дошкольников. Такие занятия можно проводить в любой возрастной группе детского сада, нужно только подбирать загадки, по сложности соответствующие возрасту ребят. Предлагаем три варианта проведения игры.
Содержание
Цель дидактической игры «Загадки»
Цель — закрепление представлений об объектах окружающего мира, обучение умению связывать словесное описание с визуальным изображением.
Игровые задачи:
- обучение навыку быстро и правильно давать ответы, объяснять увиденное;
- расширение индивидуального словаря по представленной теме;
- речевое развитие
- тренировка концентрации внимания;
- совершенствование воображения, умения логически мыслить;
- тренировка умения практически использовать знания;
- воспитание усидчивости, стремления получать знания, любознательного отношения к окружающему миру, находчивости.
Дидактическая игры «Загадки»
Для этого варианта познавательной игры необходимо подготовить бумажные игровые поля с ячейками и пластиковыми прозрачными крышками. На ячейках и на соответствующих крышках должны быть изображены разные виды фруктов, овощей, ягод. Также для игры необходимы тексты загадок о соответствующих плодах.
Дети рассаживаются перед своими игровыми полями. Педагог зачитывает загадки. Игроки должны определять, о чем идет речь, закрывать крышкой соответствующие ячейки. Ребенок, нашедший на своем игровом поле отгадку, объясняет, почему он сделал такой выбор. Игра завершается, когда все игроки накроют крышками ячейки на своих игровых полях.
Игру можно сделать соревновательной. В этом случае побеждает игрок, первым накрывший крышками все свои ячейки. В конце занятия педагог может предложить воспитанникам немного пофантазировать. Пусть ребята сами придумают загадки об изображенных плодах.
Отгадай загадки
Этот вариант дидактической игры рекомендуется для дошкольников старшей группы, хотя при подборе простых загадок играть могут и ребята помладше. Для занятия нужно подготовить разделенные на секторы игровые поля. В каждом поле изображен какой-либо предмет или живой объект. Это может быть все что угодно: мебель, животные, транспорт, растительные плоды, игрушки, предметы гардероба, посуда и прочее. К каждому изображению нужно подобрать загадку. Загадки следует распечатать на карточках. Также нужны пустые квадратные карточки, размером соответствующие секторам.
Игру можно проводить двумя способами:
- Педагог раздает игровые поля воспитанникам. Далее он зачитывает загадки с карточек. Ребята внимательно разглядывают изображения, находят отгадки. Найдя отгадку на своем поле, игрок поднимает руку, аргументирует свой выбор. Таким образом ребенок не только «переваривает» в мозгу смысловое содержание загадки, но и формирует представление об объекте, являющемся отгадкой.
- Второй вариант игры соревновательный. Педагог раздает ребятам игровые поля, зачитывает тексты загадок. Найдя на своем поле отгадку, ребенок закрывает соответствующее изображение пустым картонным квадратиком. Игрок, сумевший первым закрыть все секторы своего игрового поля, становится победителем.
Важно, чтобы педагог при загадывании загадки не поглядывал рефлекторно на соответствующее изображение. Иначе ребята по взгляду воспитателя могут догадаться, о чем идет речь.
Загадки о животных
Для этой вариации познавательной игры необходимо подготовить карточки, изображающие разных диких и домашних животных, знакомых дошколятам. Игра учит разгадыванию загадок с ориентацией на текстовое описание. Занятие рекомендуется для дошкольников средней и старшей группы.
Текстовое описание животного должно состоять из следующих пунктов:
- дикое либо домашнее животное;
- хищное или травоядное;
- чем кормится;
- насколько крупное животное;
- как выглядит, его внешние особенности;
- какого окраса;
- где оно живет, как зовется его жилище.
Педагог загадывает животное по представленной схеме, ребята пытаются отгадать, о ком идет речь. Вот пример описания: «Это дикий зверь. Он хищный, охотится на крупную дичь, но может полакомиться ягодами и травами, любит вылавливать рыбу. Это крупный, сильный зверь, опасный для человека. У него густая бурая шерсть и неторопливая косолапая походка, но бегает он быстро, может взобраться на дерево. Живет этот зверь в лесной чаще, на зиму сооружает берлогу, в которой крепкой спит до весны».
По описанию ребята догадываются, что это медведь. В дальнейшем старшие дошкольники могут самостоятельно по очереди придумывать описания для животных, ориентируясь на схему. А остальные ребята должны догадаться, кого загадал их товарищ. Если загадывающий игрок подзабыл пункты схемы, то педагог должен ему напомнить.