Дидактические игры на тему «Здоровье» и «ЗОЖ» для младших и старших дошкольников
Дидактические игры по ЗОЖ предназначены для родителей и педагогов, заботящихся о благополучии детей. Одна из ключевых педагогических задач – сохранение физического здоровья нового поколения путем применения обучающих и воспитательных занятий. Используя игровой метод, воспитатели учат дошкольников бережно относиться к своему организму, внушают представление о здоровье, как о главной ценности жизни.
Содержание
Цели дидактических игр
Задача педагога – объяснить воспитанникам, что без здоровья невозможна полноценная жизнь. Чтобы быть крепким, выносливым, никогда не простужаться, не посещать педиатра и стоматолога, необходимо следить за питанием, физически тренироваться, соблюдать правила гигиены. А научиться всему этому можно игровыми методами.
Цели дидактических игр по ЗОЖ:
- приучение к здоровому образу жизни, соблюдению режима дня;
- получение представления о человеческом теле, его работе и потребностях;
- знакомство с гигиеническими правилами, приучение к чистоте и опрятности;
- формирование бережного отношения к собственному организму;
- расширение и систематизация представления о полезной и вредной пище, получение навыка дифференциации продуктов;
- знакомство с витаминами и питательными веществами;
- получение навыка оказания первой помощи и вызова врача;
- обучение выявлению опасных для жизни и здоровья ситуаций, закрепление представлений о правильном и безопасном поведении;
- расширение кругозора касаемо лечения и профилактики заболеваний;
- воспитание чувства сострадания, взаимопомощи;
- развитие речи, улучшение памяти и концентрации внимания.
Хорошо и плохо
Для игры подготовьте разбитые на секции поля. В их центре – картинки с положительным и отрицательным значением. Изображения должны отражать разные ситуации, касающиеся здоровья.
Есть 2 варианта игры по ЗОЖ:
- Участники получают поля с картинками. Далее играют в лото: показывают плохие и хорошие ситуации, сопровождая их объяснениями.
- Игра представляет собой физкультминутку. При показе картинок дети совершают определенные физические действия: при положительном сюжете прыгают, при отрицательном – приседают.

Польза или вред
Многие дидактические игры про здоровье касаются правильного питания. Для занятия «Польза или вред» подготовьте карточки, изображающие разные продукты, и два хулахупа – красный и синий.
Перед началом игры объясните воспитанникам, что для здоровья необходимо правильно питаться, употреблять полезные продукты. Далее предложите рассмотреть изображения. В красный хулахуп дети должны положить карточки с полезной едой, в синий – с вредной. Важно, чтобы дошкольники объясняли свое решение.
Ты – моя часть
Для игры нужен мяч. Педагог бросает его по очереди каждому из стоящих в круге воспитанников, при этом задает вопрос: «Я – лицо, ты – моя часть, кто ты?» А ребенок называет «глаз», «нос», «рот» или другую часть лица. Аналогично с другими частями тела:
- я – голова, ты… (уши, затылок, подбородок, волосы);
- я – нога, ты… (палец, пятка, ступня, колено);
- я – туловище, ты… (живот, пупок, спина, позвоночник, плечи).
Когда я заболел
Дети в старшей группе уже должны уметь самостоятельно вызвать скорую помощь. Для игры нужен игрушечный или настоящий неработающий телефон.
Перед началом занятия объясните детям, в каких ситуациях нужно вызвать врача. Затем расскажите, какую информацию необходимо говорить по телефону:
- имя и фамилию;
- возраст;
- адрес;
- что случилось.
Пусть каждый воспитанник возьмет трубку, попробует вызвать скорую помощь.
Дом для витаминов
В подготовительной группе уже пора знакомить детей с витаминами и их значением для человеческого организма. Для игры сделайте две группы картинок: изображения витаминных таблеток и разных продуктов.
Игра командная, состоит из двух этапов. Задача участников первой команды показывать картинки витаминов, а второй – сказать, в какой еде это полезное вещество находится. Потом наоборот: игроки второй группы показывают изображение продукта, а первая должна вспомнить, какие витамины в нем содержатся.
Растения-лекари
Игра проходит в форме лото. Для нее подготовьте карточки, изображающие знакомые детям лекарственные растения: подорожник, липовый цвет, крапиву, ромашку, малину, чернику, клюкву и прочие.
Раздайте поле с картинками детям. Поочередно показывайте карточки растений. Игрок, у которого на поле есть аналогичная картинка, поднимает руку. Он должен рассказать, для каких лечебных целей используется растение. При правильном ответе получает карточку. Победителем становится тот, кто первым заполнит свое поле.
Продуктовое лото
Дидактическая игра по ЗОЖ в старшей группе знакомит дошкольников с полезными веществами, содержащимися в пище. Занятие проходит в виде лото, для него подготовьте 4 поля с ячейками: белки, жиры, углеводы, витамины. Также сделайте маленькие карточки с изображением продуктов и большие карты.
На первом этапе игры участники распределяют карточки по ячейкам:
- витамины – шиповник, апельсин, яблоко, морковь, клубника, помидор, смородина;
- белки – мясо, рыба, яйцо, творог, сыр, молоко, грибы, орехи;
- углеводы – крупы, хлебобулочные изделия, макароны, бобы;
- жиры – растительное и сливочное масло, сало, маргарин, семечки.
Раздайте детям больше карты. Показывайте карточки одну за другой. Ребенок, у которого есть аналогичное изображение, забирает картинку, кладет на карту. Побеждает тот, кому удастся раньше остальных заполнить все свои ячейки.
Правила гигиены
В картотеку дидактических игр по ЗОЖ обязательно входят занятия, обучающие дошкольников правилам гигиены.
Дети выбирают водящего. Затем договариваются, кто какую гигиеническую процедуру будет показывать. Водящий возвращается в группу. Дети поочередно, используя только мимику и телодвижения, показывают определенные действия: умывание, чистку зубов, причесывание, купание в ванне, вытирание полотенцем и прочее. А водящий должен догадаться, какую гигиеническую процедуру ему показывают.
Моем куклу
Игра по ЗОЖ проходит в виде соревнования. Для нее подготовьте разные бытовые вещи, среди которых должны быть средства гигиены.
Задача игроков – сначала правильно выбрать среди предметов те, что используются для гигиенических процедур. Затем в правильной последовательности помыть куклу. Выиграет тот, кто первым отыщет все средства гигиены, правильно вымоет свою игрушку.
Азбука здоровья
Игра по ЗОЖ «Азбука здоровья» иллюстративная. Подходит для групповых и индивидуальных занятий.
Разложите перед ребенком картинки, изображающие правила ЗОЖ. Далее поочередно называйте правила, а игрок должен выбрать из представленных изображений соответствующее.
Опасно или нет
Для игры по ЗОЖ подготовьте картинки, изображающие опасные для здоровья и неопасные ситуации, а также сигнальные кружки красного, желтого и зеленого цвета. Задача игроков – определить, насколько изображенные действия вредны для человека, поднять соответствующую метку. Красный кружок означает чрезвычайную опасность, желтый – умеренную, зеленый – отсутствие вреда. Например:
- чтение книги – неопасная ситуация (зеленая метка);
- покашливание рядом с другим человеком – есть риск заражения (желтая);
- прыжки с большой высоты – травмоопасное действие (красная).
Если я поранился
Дидактические игры на тему здоровья обязательно включают материал, обучающий дошкольников навыку оказания первой помощи.
Для занятия подготовьте карточки, изображающие методы лечения разных травм. Назовите вид раны, а дети должны выбрать правильные карточки, разложить их в той последовательности, в которой они будут оказывать первую помощь. Например, при порезе руки картинки будут распределены следующим образом: промывание раны, наложение стерильной повязки, поход к врачу.
Чтобы зубы были здоровы
Больные зубы у дошкольников – распространенная проблема. Поэтому детям важно привить правила гигиены полости рта.
Игра по ЗОЖ строится по принципу «да или нет». Задавайте детям вопросы, а они должны ответить, правильное ли это утверждение, и почему:
- чистить зубы нужно ежедневно – утром и вечером;
- можно брать чужую зубную щетку, если своей нет под рукой;
- полезно есть много конфет;
- после чистки зубов щетку можно не мыть;
- при боли в зубе нужно немедленно идти к стоматологу;
- орехи можно раскалывать зубами;
- у каждого члена семьи должна быть своя щетка;
- полезно есть сырые овощи и фрукты;
- покупать новую зубную щетку нужно через каждые 3 месяца.
Мой режим дня
Дети в средней группе детского сада уже должны быть приучены к здоровому режиму дня.
Для игры по ЗОЖ подготовьте карточки, изображающие режимную последовательность. Начните раскладывать картинки в ряд: утренний подъем, зарядка, умывание… Ребенок должен продолжить последовательность, объяснить, почему он именно так разложил карточки.
Игру можно сделать соревновательной: кто быстрее выложит свой режим дня.