Познавательные и развивающие игры «Зима» для дошкольников всех возрастных групп

Дидактические игры на тему «Зима» — средство расширения представлений о холодном времени года. Представленные в каталоге занятия пригодятся детсадовским воспитателям и учителям начальной школы при организации непосредственной образовательной и самостоятельной деятельности. В ходе игр у дошкольников формируется представление о происходящих зимой природных процессах, проявляется интерес к экологическим знаниям и познавательной активности, расширяется индивидуальный словарь.

Дидактические игры в младшей группе «Зима»

Представляем простые и увлекательные игры для дошкольников 3–4-летнего возраста.

Новогодние игрушки

Зима у дошкольников ассоциируется, прежде всего, с Новым годом. Подготовьте для игры изображения елочных игрушек разной формы, вырежьте их. Распечатайте аналогичные силуэтные изображения, но не вырезайте. Предложите воспитанникам правильно разложить изображения новогодних игрушек по силуэтам, чтобы контуры совпали.

Дерево в снегу

Игра может использоваться для занятий по труду. Для ее проведения распечатайте или нарисуйте дерево с голыми ветвями. Задача воспитанников — покрыть его «снегом». Дети отрывают маленькие кусочки ваты, аккуратно приклеивают их к ветвям.

Снежная эстафета

Подвижную игру следует проводить зимой во время прогулки. Предварительно для эстафеты нужно налепить снежков. Задача игроков — пронести снежки из одной точки в другую наперегонки, минуя препятствия: лавочки, бордюры, качели и прочие. Добежав до цели, ребенок должен бросить снежок в цель, например, в подвешенный хулахуп или в стену какой-либо постройки.

Что находится за сугробом

Игра развивает внимательность и зрительное восприятие. Вырежьте картонный сугроб. Подготовьте изображения объектов, ассоциирующихся с зимой: снежинку, коньки, варежку, санки, снеговика, шубу и прочее. Подкладывайте эти картинки под сугроб, оставляя видимым часть объекта. По этому кусочку воспитанники должны догадаться, что находится за сугробом.

Зимние объекты

Зимние обводки

Картинки-обводки — замечательный способ развития мелкой моторики. Так называются изображения из штриховых контуров, которые ребенок должен обвести для получения четко видимого образа. Выберите для игры ассоциирующиеся с зимой изображения, например, снеговика или новогоднюю елку. Хорошо, если изображение составлено из геометрических фигур, тогда можно заняться с ребенком их изучением.

Какое настроение у снеговиков

Игра знакомит дошкольников с мимическим выражением разных эмоций. Распечатайте или нарисуйте изображения снеговиков, каждый из которых выражает определенную эмоцию. Проанализируйте с ребенком каждую картинку, пусть он попытается изобразить на своем лице представленные эмоции.

Игру можно использовать и для изучения колеров. Для этого каждому снеговику нужно подрисовать шарфик определенного цвета. Отдельно необходимо нарисовать и вырезать шапочки соответствующих колеров. Пусть ребенок подберет шапочки к шарфикам по цвету.

Восстанови картинку

Для игры необходимо подготовить картинки, связанные с зимой. Это, например, могут быть изображения зимующих птиц, знакомых младшим дошкольникам: снегиря, синицы, вороны, дрозда, воробья, сороки. Из этих изображений вырежьте небольшие кусочки определенной геометрической формы. Задача детей — правильно распределить вырезанные кусочки, вернуть их на место, чтобы получились цельные картинки.

Дидактические игры «Зима» в средней группе

Представляем увлекательные игры для разностороннего развития 4–5-летних дошкольников.

Составь снеговика

Игра знакомит с геометрическими понятиями, развивает способность целостно воспринимать объекты. Для ее проведения вырежьте отдельные части, формирующие фигуру снеговика. Они должны представлять собой геометрические формы: туловище — белые круги разной величины, нос — красный треугольник, шапка на голове — синий квадрат. Предложите воспитаннику составить из фигур снеговика. Пока ребенок выполняет задание, задавайте наводящие на правильное решение вопросы: «Что это за фигура?», «Какой по размеру круг должен быть внизу и вверху?», «Какого цвета треугольник?» и прочие.

Скажи правильно

Игра развивает умение воспринимать информацию на слух, логически мыслить. Ведущий говорит логически неверную фразу, связанную с зимой, а дети исправляют ее, произносят правильный вариант. Например:

  • «Снег красный» — «Нет, он белый»;
  • «Снежинки горячие» — «Нет, они холодные»;
  • «Зимой деревья с листьями» — «Они стоят голые»;
  • «Зимой солнце согревает» — «Оно только светит, но не греет»;
  • «Зимой в реке можно купаться» — «Нет, река холодная и покрыта льдом».

Куда летит снежинка

Игра входит в логопедический комплекс, помогает развивать у дошкольников умение сильно направленно выдыхать. Раздайте детям вырезанные из бумаги снежинки, положите перед каждым воспитанникам пейзажную зимнюю картинку. Пусть воспитанники подуют на снежинку так, чтобы она слетела с ладошки, опустилась на картинку. Каждый ребенок должен развернуто сказать, куда упала снежинка, на каком изображенном объекте она лежит.

Зимние слова

Соревновательная игра развивает индивидуальный словарь. Ведущий предлагает игрокам поочередно называть связанные с зимой понятия. Например: снег, сугроб, метель, варежка, иней, мороз и прочие. Тот, кто называет правильное слово, получает фишку. Затрудняющийся с ответом игрок пропускает ход. Победителем становится игрок, собравший наибольшее количество фишек.

Слепи снеговика

Для игры вырежьте комплекс из картинок, представляющих собой процесс создания снеговика. На первой картинке изображен один снежный шар, на другой — два шара, на третьей — три, на четвертой — еще и шапка, на пятой — дополнительно нос и глазки, и так далее. Последняя картинка — полноценное изображение снеговика. Задача дошкольника — составить картинки в ряд так, чтобы получился последовательный процесс лепки снеговика.

Скажи ласково

Ведущий называет слово, а дети — его уменьшительно-ласкательную форму. Например:

  • мороз — морозик;
  • снег — снежок;
  • сугроб — сугробик;
  • снеговик — снеговичок;
  • елка — елочка;
  • лед — ледок.

Дидактические игры «Зима» в старшей группе

Представляем набор развивающих и образовательных игр для дошкольников 5–6-летнего возраста.

Охарактеризуй

Игра расширяет индивидуальный словарь и представления об особенностях природных объектов. Ведущий называет связанное с зимой слово, а воспитанники подбирают по 5 прилагательных к нему. Например:

  • снег — холодный, белый, чистый, пушистый, сыпучий;
  • лед — твердый, искристый, холодный, скользкий, прозрачный;
  • туча — хмурая, снежная, большая, серая, косматая.

Смысловые пары

Игра развивает логическое мышление. Для ее проведения подготовьте несколько парных по смыслу картинок. Например: снеговик и морковка, рука и варежка, воробей и кормушка, снегирь и рябина, санки и горка. Разложите картинки на столе в произвольном порядке. Задача игроков — составить смысловые пары, объяснить свое решение.

Назови лишнее

Для игры распечатайте картинки, изображающие игровые предметы и приспособления, используемые в разные сезоны года: коньки, лыжи, велосипед, санки, самокат, мяч, скакалка, ракетка, лопатка, ролики и прочие. Разложите картинки перед воспитанником, предложите ему разделить предметы, которые нужны для летних и зимних игр. Если ребенок затрудняется, задавайте наводящие вопросы: «Что это?», «Как с ним играть?», «Можно ли так играть зимой?».

Найди лишнее

Подходящее слово

Ведущий называет глагол, а дети — подходящее по смыслу существительное:

  • ударил… мороз;
  • треснул… лед;
  • разыгралась… метель;
  • падают… снежинки;
  • воет… вьюга;
  • замерзла… река;
  • плывет… льдина;
  • скрипит… снег;
  • тают… сосульки.

Назови больше слов

Ведущий называет определенную букву, а воспитанники должны назвать как можно больше связанных с зимой слов на эту букву. Например, буква «с» — снег, сосулька, снегирь, снеговик, снежинка, сугроб, снегопад, санки, север.

Дидактические игры в подготовительной группе «Зима»

Предлагаем набор дидактических игр для дошкольников 6–7 лет.

Однокоренные слова

Ведущий называет связанное с зимой понятие, а игроки пытаются вспомнить однокоренные слова. Например, для слова «снег» — снежинка, снежок, снеговик, подснежник, бесснежный, заснеженный, снегоход, снегопад, снеговой, белоснежный, снежный, снеговал, снеговей.

Правильно или неправильно

Подвижная игра с мячом развивает скорость реакции и мыслительные способности. Дети формируют круг, ведущий становится в его центр. Он бросает мяч игрокам по очереди, произносит короткую фразу. Ребенок, поймавший мяч, должен ответить, бывает так зимой или нет. Например, «зимой носят босоножки» — «неправильно» или «зимой озеро покрылось льдом» — «правильно». Ответивший неправильно игрок выбывает из круга.

Скажи, что делает

Ведущий называет понятие, а дети подбирают подходящие по смыслу глаголы. Например: льдина — тает, плывет, крошится, трескается. Или: метель — воет, кружится, метет, вьется.

Назови объекты по признаку

Игра учит согласованию существительных с прилагательными. Педагог называет признак, а воспитанники стараются подобрать к нему как можно больше объектов. Например: заснеженное — озеро, поле, дерево. Или: снежная — буря, вьюга, баба, шапка. Или: ледяной — дом, налет, каток, ветер.

Придумай рассказ

Игра развивает воображение, учит грамотному составлению предложений. Педагог называет три слова, а ребенок должен придумать с их использованием короткий рассказ. Например, слова «снежинка», «снегопад», «сугробы». Рассказ может быть такой: «С неба упала первая снежинка. Начался сильный снегопад. Вскоре намело большие сугробы».