Полезные познавательные и развивающие игры на тему «Зубы» для дошкольников

Дидактическая игра «Зубы» предназначена для групповых развивающих занятий в средней возрастной группе детского сада. Педагоги применяют ее для познавательного, интеллектуального, творческого, речевого развития дошкольников. Дети знакомятся с вредными и полезными для здоровья полости рта продуктами, предназначением и строением зубов, правилами гигиены.

Содержание

Дидактические игры «Зубы»

Существует несколько вариантов занятия на эту тему, выполняющих определенные познавательные и воспитательные функции.

Цель игры – расширение представления о человеческих зубах, гигиене ротовой полости, полезных и опасных для зубной эмали продуктах.

Ребенок чистит зубы

Задачи:

  • знакомство со строением и предназначением зубов;
  • ознакомление с полезной пищей и разрушающей зубную эмаль;
  • формирование представления о причинах зубных болезней;
  • воспитание потребности регулярно очищать полость рта;
  • приучение к заботе о здоровье, к правильному рациону;
  • формирование представления о нормах гигиены ротовой полости;
  • воспитание адекватного отношения к гигиеническим мероприятиям и посещению стоматолога;
  • развитие умения анализировать, сравнивать, группировать;
  • повышение активности, любознательности, формирование стремления к сотрудничеству;
  • развитие мыслительной способности, речевых навыков.

Виды зубов

Уход за полостью рта

Знакомство с зубами

Игра строится на вопросах педагога и ответах воспитанников. Воспитатель спрашивает:

  • где находятся зубы;
  • зачем они необходимы людям;
  • зачем зубы зверям (здесь нужно подвести детей к ответу, что не только для пережевывания пищи, но и для обороны от врагов);
  • какого цвета наши зубки (пусть дети глянут в зеркало);
  • потрогайте их языком, поддаются ли они (воспитанники выполняют задание, отвечают, что не поддаются, то есть твердые, крепко сидят в деснах);
  • что нужно делать, чтобы во рту не размножались микробы (предварительно педагог должен объяснить, что микробы питаются частичками пищи, разрушают эмаль, из-за чего возникает кариес, а воспитанники отвечают, что для защиты зубной эмали необходимо чистить зубы);
  • сколько раз необходимо чистить зубки (2 раза – до завтрака и после ужина, а также полоскать после обеденного приема пищи);
  • как зовут врача, лечащего зубы (здесь нужно настроить детей, что стоматолога не следует бояться, что он помогает сделать улыбку снова красивой).

Здоровые зубы

Завершает игру педагог призывом: «Берегите зубы, чистите их ежедневно, не забывайте ходить к стоматологу для профилактики кариеса».

Полезное и вредное

Для дидактической игры «Что полезно для зубов» необходимо вырезать из картона два зуба – один здоровый и белый, другой с дырками. Также подготовить картинки, изображающие вредную и полезную пищу.

Полезные и вредные продукты

Воспитатель раскладывает на столе игровой материал, просит детей внимательно рассмотреть изображения, рассказать, что они видят, почему один зубик здоровый, а второй больной. Воспитанникам нужно объяснить, что есть продукты, делающие эмаль чистой и крепкой, а есть вредные, из-за которых появляется кариес.

Какие продукты полезны для зубов, а какие вредны?

Дидактическая игра «Полезно-вредно для зубов» предназначена для проверки и улучшения знаний детсадовцев о правильном рационе. Задача участников – разделить продукты на опасные (шоколад, сдоба, сладкая газировка, чипсы, пирожное) и полезные (фрукты, овощи, творог, молоко, крупяные каши, орехи), первые положить на больной зубик, вторые – на здоровый. При этом дети должны объяснять каждое решение, почему этот продукт они внесли в первую или вторую категорию.

Найди зубную щетку

Игра предназначена для формирования понимания, что такое зубная щетка, для чего предназначена, чем отличается от других используемых в быту щеток.

Для занятия необходимо подготовить разные щетки: зубную, обувную, плательную, для пылесоса, для вычесывания шерсти животных и прочие. Воспитатель просит среди разнообразия изделий выбрать приспособление для чистки зубов. Когда воспитанники выполнят просьбу, пусть внимательно ее рассмотрят, скажут, чем она отличается от других представленных инструментов, почему.

У детей должно сформироваться представление, что щетки различаются меж собой размером, длиной и плотностью щетины, потому что предназначаются для разных целей.

Щетки

Чистим зубы

Игра «Чистим зубы» предназначена для формирования у дошкольников навыка правильного ухода за ротовой полостью.

Сначала преподаватель показывает на своем примере, как и в каком количестве выдавливать пасту, как держать щетку в руке, какие движения правильные. Детсадовцы должны усвоить, что для лучшего очищения и здоровья эмали движения щеткой должны быть разносторонними по всей длине зубного ряда: «вверх-вниз, влево-право». Дальше воспитанники должны повторить действия.

Как правильно чистить зубы

Делаем зубную щетку

Творческая игра позволяет закрепить представление о внешнем виде и использовании зубной щетки. Для занятия нужно взять губку для мытья посуды и кулинарные шпажки. Задача детей – вставить шпажки в губку, сделав подобие щетки.

Перед игрой следует показать детям фотографии и иллюстрации, изображающие средства гигиены полости рта.

В ходе игры педагог должен рассказывать о приспособлении, предназначении ручки и щетины. Также упомянуть пользу зубной нити и средства для ополаскивания ротовой полости.