Полезные познавательные и развивающие игры на тему «Зубы» для дошкольников
Дидактическая игра «Зубы» предназначена для групповых развивающих занятий в средней возрастной группе детского сада. Педагоги применяют ее для познавательного, интеллектуального, творческого, речевого развития дошкольников. Дети знакомятся с вредными и полезными для здоровья полости рта продуктами, предназначением и строением зубов, правилами гигиены.
Содержание
Дидактические игры «Зубы»
Существует несколько вариантов занятия на эту тему, выполняющих определенные познавательные и воспитательные функции.
Цель игры – расширение представления о человеческих зубах, гигиене ротовой полости, полезных и опасных для зубной эмали продуктах.
Задачи:
- знакомство со строением и предназначением зубов;
- ознакомление с полезной пищей и разрушающей зубную эмаль;
- формирование представления о причинах зубных болезней;
- воспитание потребности регулярно очищать полость рта;
- приучение к заботе о здоровье, к правильному рациону;
- формирование представления о нормах гигиены ротовой полости;
- воспитание адекватного отношения к гигиеническим мероприятиям и посещению стоматолога;
- развитие умения анализировать, сравнивать, группировать;
- повышение активности, любознательности, формирование стремления к сотрудничеству;
- развитие мыслительной способности, речевых навыков.
Знакомство с зубами
Игра строится на вопросах педагога и ответах воспитанников. Воспитатель спрашивает:
- где находятся зубы;
- зачем они необходимы людям;
- зачем зубы зверям (здесь нужно подвести детей к ответу, что не только для пережевывания пищи, но и для обороны от врагов);
- какого цвета наши зубки (пусть дети глянут в зеркало);
- потрогайте их языком, поддаются ли они (воспитанники выполняют задание, отвечают, что не поддаются, то есть твердые, крепко сидят в деснах);
- что нужно делать, чтобы во рту не размножались микробы (предварительно педагог должен объяснить, что микробы питаются частичками пищи, разрушают эмаль, из-за чего возникает кариес, а воспитанники отвечают, что для защиты зубной эмали необходимо чистить зубы);
- сколько раз необходимо чистить зубки (2 раза – до завтрака и после ужина, а также полоскать после обеденного приема пищи);
- как зовут врача, лечащего зубы (здесь нужно настроить детей, что стоматолога не следует бояться, что он помогает сделать улыбку снова красивой).
Завершает игру педагог призывом: «Берегите зубы, чистите их ежедневно, не забывайте ходить к стоматологу для профилактики кариеса».
Дидактическая игра «Полезно-вредно» для зубов
Для дидактической игры «Что полезно для зубов» необходимо вырезать из картона два зуба – один здоровый и белый, другой с дырками. Также подготовить картинки, изображающие вредную и полезную пищу.
Воспитатель раскладывает на столе игровой материал, просит детей внимательно рассмотреть изображения, рассказать, что они видят, почему один зубик здоровый, а второй больной. Воспитанникам нужно объяснить, что есть продукты, делающие эмаль чистой и крепкой, а есть вредные, из-за которых появляется кариес.
Дидактическая игра «Полезно-вредно для зубов» предназначена для проверки и улучшения знаний детсадовцев о правильном рационе.
Задача участников – разделить продукты на опасные (шоколад, сдоба, сладкая газировка, чипсы, пирожное) и полезные (фрукты, овощи, творог, молоко, крупяные каши, орехи), первые положить на больной зубик, вторые – на здоровый. При этом дети должны объяснять каждое решение, почему этот продукт они внесли в первую или вторую категорию.
Найди зубную щетку
Игра предназначена для формирования понимания, что такое зубная щетка, для чего предназначена, чем отличается от других используемых в быту щеток.
Для занятия необходимо подготовить разные щетки: зубную, обувную, плательную, для пылесоса, для вычесывания шерсти животных и прочие. Воспитатель просит среди разнообразия изделий выбрать приспособление для чистки зубов. Когда воспитанники выполнят просьбу, пусть внимательно ее рассмотрят, скажут, чем она отличается от других представленных инструментов, почему.
У детей должно сформироваться представление, что щетки различаются меж собой размером, длиной и плотностью щетины, потому что предназначаются для разных целей.
Чистим зубы
Дидактическая игра «Чистим зубы» предназначена для формирования у дошкольников навыка правильного ухода за ротовой полостью.
Сначала преподаватель показывает на своем примере, как и в каком количестве выдавливать пасту, как держать щетку в руке, какие движения правильные. Детсадовцы должны усвоить, что для лучшего очищения и здоровья эмали движения щеткой должны быть разносторонними по всей длине зубного ряда: «вверх-вниз, влево-право». Дальше воспитанники должны повторить действия.
Делаем зубную щетку
Творческая игра позволяет закрепить представление о внешнем виде и использовании зубной щетки. Для занятия нужно взять губку для мытья посуды и кулинарные шпажки.
Задача детей – вставить шпажки в губку, сделав подобие щетки.
Перед игрой следует показать детям фотографии и иллюстрации, изображающие средства гигиены полости рта.
В ходе игры педагог должен рассказывать о приспособлении, предназначении ручки и щетины. Также упомянуть пользу зубной нити и средства для ополаскивания ротовой полости.