Варианты создания аппликации «Светофор» для дошкольников разных возрастных групп

Аппликация на тему «Светофор» творческий способ изучения правил дорожного движения с раннего дошкольного возраста. Родители и педагоги, отправившись с детьми на прогулку по городским улицам, при переходе через дорогу должны обратить внимание малышей на светофор, объяснить, почему он горит тремя цветами. А последующее создание аппликации станет закреплением полученной дошкольниками информации.

Цель аппликации «Светофор»

Цель — закрепление правил дорожного движения и знаний о значении цветовых сигналов светофора, получение профилактической информации о травматизме при переходе автомобильной дороги.

Задачи:

  • закрепление представления о светофоре как важном объекте регулирования дорожного движения;
  • обучение навыку выполнения работы по образцу;
  • формирование навыка работы с клеем и прочими канцелярскими принадлежностями;
  • воспитание аккуратности, прилежности;
  • закрепление знаний о геометрических фигурах — круг и прямоугольник;
  • развитие моторики пальцев рук.

Аппликация «Светофор» в младшей группе

Малышам следует предложить самый простой вариант выполнения задания. Дети должны изучать правила дорожного движения, в том числе с помощью поделок, с 2–3-летнего возраста. В таком возрасте малышам еще не стоит доверять вырезание фигур из бумаги, поэтому родитель или педагог должен самостоятельно вырезать прямоугольник из черного или темно-серого картона и три кружка из бумаги, цветом соответствующие светофорным сигналам.

Ребенку останется приклеить кружки к прямоугольнику, соблюдая правильную очередность. Дошкольник должен запомнить, что красный сигнал находится вверху, зеленый — внизу, а желтый — в средней части.

Аппликация «Светофор» в средней группе

Дошкольники 3–4-летнего возраста уже могут сами аккуратно вырезать из бумаги заготовки. Увлекательное занятие для детей этой возрастной группы разбивается на несколько этапов.

На первом этапе педагог загадывает загадку про светофор. Дети отгадывают. Далее воспитатель спрашивает, для чего загорается красный, желтый и зеленый свет. Желательно после ответов ребят прочитать про каждый светофорный сигнал короткое стихотворение для закрепления информации.

Стихи про светофор

На втором этапе воспитанники играют в соревновательную игру. Педагог раскладывает перед ними два заранее вырезанных из черного картона прямоугольника. Также нужно предварительно вырезать из плотной бумаги по три кружка соответствующих светофорным сигналам цветов для каждого прямоугольника. Дети разбиваются на пары. Задача каждого игрока — выложить кружки на прямоугольнике в правильном порядке быстрее соперника. Пары воспитанников играют по очереди.

На третьем этапе занятия педагог раскрывает конверт, читает сообщение, в котором написано, что в волшебном городе сломались все светофоры, поэтому ни автомобилисты, ни пешеходы не могут передвигаться по улицам. Жители просят у ребят помощи. Дети рассаживаются за столы, педагог предлагает изготовить светофоры для волшебного города. У каждого ребенка должны быть листы цветной бумаги черного, красного, зеленого, желтого цвета.

Цветная бумага

Педагог просит воспитанников посмотреть на бумагу, какой она формы. Дети отвечают, что квадратной или прямоугольной. Педагог объясняет, что из квадрата легко вырезать круг, скруглив его углы. Если ребятам сложно самостоятельно вырезать геометрические фигуры, можно использовать шаблон светофора.

Дети выполняют задание. Затем приклеивают получившиеся круги к черному прямоугольнику. Важно, чтобы ребята проговорили, в какой очередности сверху вниз они будут приклеивать круги. Также важно, чтобы дети соблюдали очередность приклеивания элементов светофора на картонную основу. Сначала нужно приклеить опорный столб — узкий прямоугольник, затем сам светофор — широкий прямоугольник, а в конце — три круга — сигнальные огни.

Светофор из цветной бумаги

В конце занятия педагог от имени жителей волшебного города выражает ребятам благодарность.

Аппликация «Светофор» в старшей группе

Детям 4–5-летного возраста будет интереснее выполнить что-нибудь более сложное. Рекомендуется обрывная поделка «Светофор» своими руками в детский сад, она вызовет большой интерес у старших дошкольников. Такая аппликация здорово развивает креативное мышление, улучшает моторику рук.

Обрывная аппликация подразумевает формирование изображения из маленьких клочков цветной бумаги. Дети их отрывают либо отрезают от основного листа. Причем по размеру клочки должны быть примерно одинаковыми, чтобы аппликация получилась аккуратной. Вместо цветной бумаги можно использовать салфетки, если удастся найти нужных цветов.

Чтобы ускорить выполнение задания, желательно предложить ребятам контурное шаблонное изображение светофора. На него дети приклеивают бумажные клочки соответствующих цветов.

Аппликация «Светофор» в старшей группе

Аппликация «Светофор» в подготовительной группе

Воспитанников 5–7-летнего возраста можно познакомить с интересной японской техникой работы с бумагой — оригами. Складывание фигурок оригами — занятие не просто увлекательное, но приносящее большую пользу. Оно улучшает моторику пальцев рук, что важно перед поступлением в школу, воспитывает аккуратность, усидчивость, интерес к творческой работе, развивает воображение и пространственное восприятие. Также складывание оригами положительно влияет на психоэмоциональное состояние ребенка.

Занятие может пригодиться не только воспитателям дошкольных учреждений, но и учителям начальной школы, педагогам учреждений дополнительного образования. Создание такой аппликации применяют в интегрированных занятиях по формированию у дошкольников представлений о правилах дорожного движения.

Для занятия необходимо подготовить набор цветной бумаги, черный картонный лист, контурные шаблоны, клей, карандаши и прочие канцелярские принадлежности. Шаблонное изображение педагог может нарисовать самостоятельно либо скачать с интернета, распечатать в нужном формате. Это может быть не просто прямоугольник, но более реалистичная фигура сложной формы.

Процесс создания аппликации состоит из двух этапов: подготовительного и основного. На подготовительном этапе педагог общается с воспитанниками на тему правил дорожного движения и особенностей работы светофора. Желательно подготовить для этого этапа загадки и стихотворения на соответствующую тему.

Далее дети создают оригами. Вот пошаговая инструкция:

  • Перевернуть картонный черный лист. На задней стороне по шаблонному контуру нарисовать светофор. Вырезать получившееся изображение.

  • Взять три белых квадратных листа. Вырезать из них круги равного размера. Если сложно сделать аккуратные круги самостоятельно, можно использовать шаблон: приложить его к положенным друг на друга квадратам, обвести карандашом по его краю, вырезать.

  • Получившиеся три круга приклеить на основу из черного картона.

  • Взять три квадратных листа бумаги желтого, красного и зеленого цвета. По размеру они должны соответствовать ранее использованным белым квадратам. Из этих цветных квадратов нужно сделать три оригами — забавные собачьи головы.

  • Чтобы сделать оригами, нужно квадрат положить перед собой так, чтобы он выглядел как ромб. Согнуть диагонально, опустив верхний конец вниз.

  • Затем еще раз согнуть пополам, положив левый конец на правый.

  • Получится треугольник. Его верхние края необходимо согнуть вниз. Расстояние от сгибов до центра, то есть до нижнего угла треугольника, должно быть одинаковым. Получатся собачьи ушки. Длина ушей может быть разной.

  • Нижний край треугольника нужно загнуть назад.

  • Аналогичным образом сделать еще две фигурки.

  • Вырезать из белой бумаги 6 маленьких кружков. Это будут глаза собачек. На глазах нужно нарисовать маркером радужки.
  • Глаза приклеить на собачьи мордочки.

  • Изобразить маркером нос и пасть. Причем собачий рот должен быть разным у трех фигурок: у зеленой собачки улыбающийся, у желтой — прямой и настороженный, у красной — сердитый.

  • Получившиеся собачьи мордочки необходимо приклеить в правильной очередности на белые круги светофора.

Аппликация «Светофор» в подготовительной группе

Пока воспитанники рисуют собачьи мордочки, педагог спрашивает у них, почему у собачек разные эмоции. Дети объясняют, что сердитая красная собачка запрещает переходить дорогу, улыбающаяся зеленая разрешает, а настороженная желтая предупреждает о смене светофорного сигнала.