Развивающий графический диктант — рисование по клеткам для дошкольников и младших школьников
Графический диктант по клеточкам для дошкольников — полезное творческое задание, развивающее пространственное восприятие, аналитические способности, моторику пальцев, самостоятельность и усидчивость. Педагоги используют это развивающее занятие, проводимое в игровой форме, при подготовке старших дошкольников к поступлению в школу. Рисовать по клеткам несложно, это не требует высокого интеллектуального уровня и активной мыслительной деятельности. Поэтому дети рисуют с большой охотой.
Содержание
Что такое графический диктант
Так называется рисование по клеткам с ориентацией на направляющие метки, указанные в задании. Чтобы приступить к занятию, потребуются только тетрадный лист с крупными клетками (либо бумажный лист с расчерченными своими руками клеточками), простой карандаш и стирка. Задание представляет собой схему, состоящую из направленных в разные стороны стрелок. Рядом с каждой стрелкой находится цифра, указывающая, сколько клеток отступать в данном направлении.
Рисовать нужно аккуратно, внимательно, потому что ошибиться во множестве направляющих легко. Если все сделать правильно, то выходит контурное схематичное изображение. Это может быть любой живой или неживой объект: животные, здания, машина, растения, фрукты, человек, вещи. Для рисования по клеткам в детском саду и школе берут примитивные изображения, которые не утомят ребенка. Картинка должна быть такой, чтобы дошкольник не затрачивал много времени на ее выполнение, а изображенный объект должен быть узнаваемым и знакомым ребенку.
Графический диктант, на первый взгляд, — увлекательное творческое занятие, но в действительности это отличное средство для разностороннего развития ребенка старшего дошкольного возраста. Это занятие является фактически интеллектуальной игрой, здорово развивающей мыслительные способности без напряжения ума.
Второе положительное влияние графического диктанта на ребенка — подготовка руки к школьному письму. Регулярно занимаясь рисованием по клеточкам, дошкольник заметно улучшает моторику пальцев и кисти правой руки (или левой, если левша). В итоге уже в начальной школе ему легче дается выведение букв, написание текстов. У него не устают пальцы и мышцы кисти при длительном письме на уроке.
Наиболее часто педагоги используют графический диктант, готовя воспитанников к школе, но и в 1 классе занятие очень даже полезно, особенно если у школьника возникают проблемы с аккуратным выведением букв и цифр. Поскольку начертить аккуратные линии непросто, ребенок вне зависимости от возраста должен пользоваться только тетрадями в крупную клетку. Наиболее часто графические диктанты применяют на уроках математики, поскольку работа связана со счетом, геометрическими формами и координатными значениями.
Цель графического диктанта для дошкольников
Цель занятия — улучшение моторики рук и пространственного восприятия для дальнейшего легкого формирования письменных навыков в школе.
Если дошкольник будет невнимательным, рассеянным, станет чертить линии абы как, не особо ориентируясь на задание, то рисунок не получится. Дети в 6–7-летнем возрасте особенно стараются продемонстрировать перед педагогом или родителем свои знания и умения, они понимают важность аккуратного и внимательного выполнения задания, работают старательно и с энтузиазмом. Такой подход к работе особенно способствует улучшению интеллектуальных и физических способностей ребенка.
Положительное влияние графического диктанта на дошкольников и младших школьников:
- совершенствование мелкой моторики и общей координации движений;
- развитие концентрации внимания;
- улучшение зрительного и слухового восприятия информации;
- обучение счету, запоминание цифр;
- знакомство с письмом, получение начальных навыков выведения фигур на бумаге;
- улучшение памяти;
- совершенствование ориентации в пространстве;
- воспитание внимательности, самостоятельности, усидчивости;
- расширение индивидуального словаря;
- развитие воображения, привитие интереса к изобразительному творчеству.
Улучшаются не только интеллектуально-физические способности ребенка, но и его психическое состояние. Развивается умение адекватно оценивать результаты своей работы, появляется удовлетворенность от результатов собственной деятельности, возникает стремление выполнять поставленные задачи качественно и быстро. Потом в школе ребенок не будет во время уроков отвлекаться на посторонние дела. Он будет внимательно слушать учителя, анализировать каждое его слово. Ему будет проще общаться с взрослыми и одноклассниками, возрастет коммуникабельность.
Графический диктант здорово расширяет кругозор. Поначалу дошкольникам следует давать изображения, соответствующие их возрастным знаниям и уровню интеллектуального развития. Когда дошкольник натренируется рисовать по клеточкам простой объект, можно давать ему незнакомые изображения.
Ребенок непременно заинтересуется необычным изображением, начнет спрашивать у взрослого, что это за объект. Необходимо не просто рассказать об изображенном объекте, но также желательно показать дошкольнику реалистичное изображение или фотографию. Если это животное, можно рассказать о нем, о его местообитании, повадках, питании. Можно даже отыскать загадки, пословицы, стихотворения об изображаемом объекте.
Графический диктант по клеточкам для детей 6–7 лет
Чтобы рисовать по клеточкам, дошкольник уже должен уметь удерживать ручку. Важно наличие у ребенка желания, нацеленности на достижение результата. Оптимальный возраст, чтобы заниматься рисованием по клеточкам, — 6–7 лет, однако ребенок может начать занятия с 5-летнего возраста. Чтобы дошкольнику было интереснее заниматься, чтобы рисование ему не наскучило, рекомендуется менять метод проведения занятия.
Существуют 4 варианта занятия по рисованию по клеткам:
- Взрослый диктует направляющие метки и цифры. Ребенок воспринимает информацию на слух, анализирует, после чего выполняет задание.
- Перед дошкольником лежит готовое изображение и пустой лист в клетку. Задача — срисовать картинку. Задание может быть на скорость с отслеживанием времени.
- Перед ребенком лежит лист в клетку, на котором изображена половинка рисунка, разделенного вертикально или горизонтально. Задача — изобразить вторую половину картинки, ориентируясь на первую. Это задание можно применять, если половинки изображения симметричные.
- Взрослый кладет перед ребенком задание с метками и цифрами, а также пустой лист в клетку, на котором отмечена точка начала выведения линий. Задача — по схеме вывести изображение.
Правила работы
Графический диктант по клеткам можно применять как для индивидуальной, так и групповой работы с дошкольниками. Занятие проводится поэтапно:
- Положите перед воспитанником тетрадь в крупную клетку и канцелярские принадлежности.
- Подготовьте место, где будет рисовать ребенок. Оно должно быть хорошо освещено.
- При себе имейте готовое изображение.
- Поставьте точку в тетради на пересечении линий клеток там, где планируется начать рисование. Можно попросить ребенка поставить точку там, где он считает нужным. Желательно объяснить воспитаннику, как строится изобразительная композиция, где в ней должен располагаться объект, сколько места занимать на листе.
- На первом занятии обязательно положите перед воспитанником задание, даже если в дальнейшем запланировано восприятие ребенком информации на слух.
- Объясните ребенку, что означают символы в задании.
- Попросите воспитанника выполнить задание.
Воспитатель должен соблюдать некоторые правила, чтобы рисование получилось удачным. Во время диктовки задания педагог должен произносить только символы: направление и цифру. Другие слова и фразы произносить нельзя, иначе дошкольник может запутаться. Также недопустимо повторять один и тот же символ. Иногда ребенок сам просит повторить символ. Тогда педагог должен предварительно сказать: «Повторяю». Говорить нужно четко и внятно, чтобы ребенок понял с первого раза, начал анализировать информацию, произнесенную педагогом единожды.
Рисование проводится в тишине. Если дошкольник сделал что-то неправильно, ошибся с расстановкой линий по клеткам, то он не должен суетиться, кричать, отвлекать взрослого от зачитывания. Ему нужно подождать, когда педагог закончит зачитывать символы, затем поднять руку и спокойно сказать о своей проблеме. При зачитывании задания взрослый не должен торопиться, особенно на первых занятиях, поскольку у воспитанников еще недостаточно натренирована рука. Если дошкольник не успевает писать вслед за зачитыванием, то педагог должен остановиться, подождать его. Но рекомендуется от занятия к занятию повышать скорость диктовки.
Бывает, что ребятам очень сложно рисовать на первых занятиях. Тогда педагог может начертить клетки на доске, показать воспитанникам, как правильно выполняется задание. Иногда у детей возникают трудности с определением направлений «лево», «право», «верх», «низ». Они могут не знать понятие «диагональ». Все это воспитанникам нужно объяснить. Можно даже подсказать детям, чтобы они при определении направлений ориентировались на свои руки, правую и левую. Показать им, какая рука правая, а какая левая. Либо начертить на доске стрелки, подписать направления.
Педагог не должен перед началом рисования говорить ребенку, какое изображение должно получиться. Глядя на готовый рисунок, ребенок должен понять сам, что это за объект. Иногда для получения полноценного изображения приходится подрисовывать элементы. Например, пятачок у поросенка. В этом случае взрослый должен сказать об этом, в противном случае ребенок может не понять, что изобразил. В некоторых пособиях дополнительные элементы уже изображены. В этом случае важно не ошибиться с начальной линией рисунка. Но обычно стартовая точка хорошо заметна, если ребенок работает по пособию, а не использует обычную тетрадку.
Если ребенок утомился, нельзя настаивать на продолжении работы. Пусть немного отдохнет, иначе у него отпадет всякое желание работать дальше, пропадет интерес к изобразительному творчеству и работе руками. Важно с помощью дополнительной информации, интересных сведений, игровых моментов поддерживать внимание и интерес воспитанника, в противном случае рисование по клеткам превратится в непонятную и утомительную рутину для дошкольника. Рекомендуемая продолжительность занятия для дошкольников старшей возрастной группы — 30 минут.
Когда работа будет выполнена, похвалите воспитанников за успехи и старания. Можно предложить ребятам раскрасить получившуюся картинку.
Если кто-то из детей оказался рассеянным, невнимательным, ошибся при выполнении творческой работы, педагог должен отметить его недобросовестный подход, но без упреков и прочего выраженного негатива. Также он должен подчеркнуть, что даже одна клетка, отмеченная неправильно, портит все изображение.
Желательно, чтобы ребенок, допустивший ошибку, исправил работу. Пусть сотрет резинкой неправильное изображение. Затем педагог должен надиктовать символы повторно. Обычно второй раз дети проявляют больше старательности и внимательности. Когда воспитанник выполнит задание правильно, для закрепления результата желательно предложить ему нарисовать это же изображение через некоторое время.
Рисование по клеточкам для детей
Рисунков, позволяющих провести графический роман, море. Предлагаем наиболее востребованные изображения, которые можно скачать. Задания распределены по степени сложности. Сначала идут простые изображения, сложность картинок постепенно возрастает, в конце приводятся самые сложные изображения для рисования по клеткам. Педагоги обычно на первых занятиях используют простейшие схемы геометрических узоров, букв, цифр. Далее можно предложить детям рисовать по клеткам цветочки, сердечки, кораблики и другие более сложные изображения.
Схемы рисунков легко читаются, после нескольких тренировок ребенок, знающий цифры, сможет самостоятельно работать со схемой. Первой идет цифра, обозначающая количество отсчитываемых клеточек, затем направляющая в виде стрелки. Направление стрелок может быть не только вертикальным и горизонтальным, но и диагональным. В некоторых пособиях вместо стрелок направления указаны словами: «влево», «вправо», «вверх», «вниз», «диагонально».
Схемы рисунков по клеточкам пригодятся воспитателям детских садов, педагогам дополнительного образования, а также родителям, которые заботятся о том, чтобы их ребенок пошел в школу подготовленным, имеющим минимальные навыки работы с письменными принадлежностями.
В детских дошкольных и учебных заведениях педагоги обычно пользуются готовыми пособиями авторства Эльконина, Шевелева и Холодовой. Родители же могут скачать схемы, распечатать на принтере. Самым популярным пособием считается работа Шевелева. Он создал целый комплекс занятий для детей разных возрастных групп: для дошкольников 5 лет, для 6–7-летних детей, для младших школьников.