Два варианта игры «Горячо-холодно» для дошкольников и младших школьников
Игра «Горячо-холодно» для детей — увлекательное занятие, которое помогает обрести важный для повседневности навык определения температуры объектов без прикосновения к ним. С помощью игры дошкольники узнают, к каким предметам следует прикасаться с осторожностью, так как они бывают горячими. В будущем это помогает ребенку, например, не обжечь руку кипящим чайником. Это занятие не нужно путать с другой одноименной игрой, несущей развлекательную функцию, при которой нужно отыскать спрятанный предмет, прислушиваясь к подсказкам.
Дидактическая игра «Холодное-горячее»
Рассмотрим обе игры — образовательную и развлекательную. Сначала первую, обучающую визуальному выявлению горячих объектов.
Цель игры «Горячо-холодно»
Цель — совершенствование специфических психических функций: внимания, восприятия, мышления, речевых навыков.
Задачи:
- формирование навыка определения горячих и холодных объектов на глаз;
- совершенствование умения делать простые логические заключения;
- закрепление навыка сравнения и обобщения;
- развитие сообразительности, концентрации внимания.
Правила игры «Горячо-холодно»
Для занятия нужно распечатать и разрезать предметные картинки, а также изображения огонька и снежинки с огоньком. Предварительно педагог рассказывает воспитанникам, что означают символы огонек и снежинка, затем объясняет правила игры. Задача игроков — сравнение изображенных предметов меж собой, выявление объектов, которые:
- всегда холодные;
- холодные, но могут становиться горячими.
Педагог раздает воспитанникам по 2 изображения. Дети внимательно рассматривают картинки, соотносят их с символами, аргументируют свое решение.
Второй вариант игры
Это подвижная игра, носящая развлекательную функцию, способствующая физическому развитию. В «Горячо-холодно» обычно играют на праздничных мероприятиях в детском саду и начальной школе. Детям такое развлечение очень нравится. Игра заключается в том, что ребенок, выбранный водящим, должен отыскать спрятанный в игровом помещении предмет, ориентируясь на подсказки тех, кто эту вещь спрятал.
Организовать развлечение можно и дома, если, например, у ребенка день рождения. Родители готовят подарок, который прячут, а именинник должен отыскать его по подсказкам.
Правила игры
Предварительно предмет прячут. Водящий при этом выходит из помещения. Если это подарок, то его прячут, пока именинника нет дома.
Вернувшись в помещение, водящий начинает расхаживать в произвольных направлениях, а те, кто прятал предмет, дают подсказки, по которым игрок понимает, насколько он приближается к спрятанной вещи, или удаляется от нее. Подсказки не произвольные, а представляют собой особые фразы с переносным смыслом.
Вот эти фразы:
- «Ой, как холодно! Замерзаешь! Мороз!» — эти фразы значат, что водящий находится совсем далеко от спрятанной вещи, двигается в обратном от нее направлении;
- «Холодно!» — игрок выбрал правильное направление, но находится далеко от объекта;
- «Опять замерзаешь! Снова мороз! Стало холодно!» — ищущий сбился с верного направления;
- «Становится теплее!» — игрок, наконец, устремился в верном направлении;
- «Еще теплее!» — ищущий уверенно, не сходя с пути, движется к спрятанной вещи;
- «Горячо!» — игрок находится близко к объекту поиска;
- «Жарко! Жара!» — водящий находится в непосредственной близости от вещи, осталось еще пару шагов;
- «Жарища! Пожар!» — объект в нескольких сантиметрах от игрока, нужно только протянуть руку.
Вместо указанных слов, можно придумать другие словесные обозначения близости к объекту поиска. А можно вообще играть без использования словесных обозначений. Например, игроки, спрятавшие предмет, плещут в ладоши: чем сильнее и быстрее это делают, тем ближе водящий к спрятанной вещи.
Преподаватель музыки может организовать музыкальное развлечение. Он играет на каком-либо музыкальном инструменте, и чем громче или быстрее становится воспроизводимая мелодия, тем ближе к игроку предмет.
Водящими могут быть несколько игроков. То есть дети делятся на две команды: ищущих и подсказывающих. Но ищущие должны передвигаться по помещению в одном направлении, иначе раздача подсказок станет невозможной.
Игру можно сделать на время. То есть игрок, не успевший отыскать предмет за определенное количество минут, проигрывает.