Два варианта игры «Горячо-холодно» для дошкольников и младших школьников

Игра «Горячо-холодно» для детей — увлекательное занятие, которое помогает обрести важный для повседневности навык определения температуры объектов без прикосновения к ним. С помощью игры дошкольники узнают, к каким предметам следует прикасаться с осторожностью, так как они бывают горячими. В будущем это помогает ребенку, например, не обжечь руку кипящим чайником. Это занятие не нужно путать с другой одноименной игрой, несущей развлекательную функцию, при которой нужно отыскать спрятанный предмет, прислушиваясь к подсказкам.

Дидактическая игра горячее холодное

Холодные и горячие предметы для детей

Горячее Холодное лото для детей

Карточки горячее и холодное

Содержание

Дидактическая игра «Холодное-горячее»

Рассмотрим обе игры — образовательную и развлекательную. Сначала первую, обучающую визуальному выявлению горячих объектов.

Цель игры «Горячо-холодно»

Цель — совершенствование специфических психических функций: внимания, восприятия, мышления, речевых навыков.

Холодные и горячие предметы для распечатки

Задачи:

  • формирование навыка определения горячих и холодных объектов на глаз;
  • совершенствование умения делать простые логические заключения;
  • закрепление навыка сравнения и обобщения;
  • развитие сообразительности, концентрации внимания.

Что горячее?

Холодные предметы для детей

Карточки горячие предметы

Правила игры «Горячо-холодно»

Для занятия нужно распечатать и разрезать предметные картинки, а также изображения огонька и снежинки с огоньком. Предварительно педагог рассказывает воспитанникам, что означают символы огонек и снежинка, затем объясняет правила игры. Задача игроков — сравнение изображенных предметов меж собой, выявление объектов, которые:

  • всегда холодные;
  • холодные, но могут становиться горячими.

Педагог раздает воспитанникам по 2 изображения. Дети внимательно рассматривают картинки, соотносят их с символами, аргументируют свое решение.

Рекомендуем дополнительно дидактическую игру «Противоположности» для развивающих занятий с дошкольниками 3-5 лет.

Холодно-горячо

Что холодное, что горячее

Игра холодное и горячее

Противоположности для детей

Горячее и холодное

Холодный горячий картинки

Что на картинке горячее, а что холодное?

Второй вариант игры

Это подвижная игра, носящая развлекательную функцию, способствующая физическому развитию. В «Горячо-холодно» обычно играют на праздничных мероприятиях в детском саду и начальной школе. Детям такое развлечение очень нравится. Игра заключается в том, что ребенок, выбранный водящим, должен отыскать спрятанный в игровом помещении предмет, ориентируясь на подсказки тех, кто эту вещь спрятал.

Организовать развлечение можно и дома, если, например, у ребенка день рождения. Родители готовят подарок, который прячут, а именинник должен отыскать его по подсказкам.

Ребенок нашел подарок

Правила игры

Предварительно предмет прячут. Водящий при этом выходит из помещения. Если это подарок, то его прячут, пока именинника нет дома.

Вернувшись в помещение, водящий начинает расхаживать в произвольных направлениях, а те, кто прятал предмет, дают подсказки, по которым игрок понимает, насколько он приближается к спрятанной вещи, или удаляется от нее. Подсказки не произвольные, а представляют собой особые фразы с переносным смыслом.

Вот эти фразы:

  • «Ой, как холодно! Замерзаешь! Мороз!» — эти фразы значат, что водящий находится совсем далеко от спрятанной вещи, двигается в обратном от нее направлении;
  • «Холодно!» — игрок выбрал правильное направление, но находится далеко от объекта;
  • «Опять замерзаешь! Снова мороз! Стало холодно!» — ищущий сбился с верного направления;
  • «Становится теплее!» — игрок, наконец, устремился в верном направлении;
  • «Еще теплее!» — ищущий уверенно, не сходя с пути, движется к спрятанной вещи;
  • «Горячо!» — игрок находится близко к объекту поиска;
  • «Жарко! Жара!» — водящий находится в непосредственной близости от вещи, осталось еще пару шагов;
  • «Жарища! Пожар!» — объект в нескольких сантиметрах от игрока, нужно только протянуть руку.

Вместо указанных слов, можно придумать другие словесные обозначения близости к объекту поиска. А можно вообще играть без использования словесных обозначений. Например, игроки, спрятавшие предмет, плещут в ладоши: чем сильнее и быстрее это делают, тем ближе водящий к спрятанной вещи.

Воспитатель и дети

Преподаватель музыки может организовать музыкальное развлечение. Он играет на каком-либо музыкальном инструменте, и чем громче или быстрее становится воспроизводимая мелодия, тем ближе к игроку предмет.

Водящими могут быть несколько игроков. То есть дети делятся на две команды: ищущих и подсказывающих. Но ищущие должны передвигаться по помещению в одном направлении, иначе раздача подсказок станет невозможной.

Игру можно сделать на время. То есть игрок, не успевший отыскать предмет за определенное количество минут, проигрывает.