Познавательная игра «Верю-не-верю» для расширения кругозора у старших дошкольников

Игра «Верю-не-верю» для детей — средство познания окружающего мира, она развивает умение логически мыслить, делать умозаключения, продуктивно работать в коллективе, доброжелательно относиться к товарищам. Интеллектуальный уровень современных дошкольников невысокий. Поэтому рекомендуется проводить образовательные игры, расширяющие кругозор, формирующие интерес к получению знаний.

Суть игры «Верю-не-верю»

Для игры, предназначенной для старшей дошкольной группы или начальной школы, необходимо подготовить вопросы, представляющие собой верные или ложные факты об окружающем мире. А также сделать таблицу из 2-х столбцов, в которую будут вноситься значки «+» за правильные ответы.

Таблицы из двух столбцов

Дети делятся на 2 команды, рассаживаются. Педагог задает вопрос, адресованный обеим командам. Воспитанники его обсуждают, выдвигают предположения. Игрок, готовый дать ответ, поднимает руку. Если команда ответила правильно, педагог ставит в соответствующем столбце таблицы «+». Ответы положено давать по принципу «да» или «нет». Команда, давшая большее количество правильных ответов, побеждает.

Игра получается довольно долгой, поэтому рекомендуется устраивать несколько перерывов, в течение которых рассказывать воспитанникам шутки, анекдоты. Можно включить музыку, чтобы дети размялись, потанцевали.

Вопросы для игры «Верю-не-верю»

Вопросы

Вопросы для игры можно придумать самостоятельно, можно найти в литературных и интернет-источниках. Они могут быть на определенную тему, например, «Животный мир», «Изобретения», «География», «Необычные факты». Ниже приведены варианты вопросов, которые тоже можно использовать:

  • за сутки синий кит поглощает 4 тонны корма — «да»;
  • бриллианты и изумруды — это кристаллы — «да»;
  • леопард и пантера — разные виды крупных кошек — «нет»;
  • роскошный хвост носят самцы и самки павлина — «нет»;
  • пингвины — перелетные птицы — «нет»;
  • Енисей — южноамериканская река — «нет»;
  • Солнце — самая близкая к Земле звезда — «да»;
  • вараны с острова Комодо — самые крупные ящерицы на планете — «да»;
  • кабачок — это корнеплод — «нет»;
  • мать жены — это свекровь — «нет»;
  • бамбук — самая высокая и быстрорастущая трава — «да»;
  • родина панды — Австралия — «нет»;
  • Голландия и Нидерланды — одно и то же государство — «да»;
  • Робин Гуд раздавал деньги богатым — «нет»;
  • во Франции едят лягушачьи лапки — «да»;
  • кровью питаются только самки комаров — «да»;
  • на поверхности Солнца температура достигает 6000°C — «да»;
  • чтобы спастись от хищника, каракатица выбрасывает струю чернил — «да»;
  • порох изобрели китайцы — «да»;
  • юрта — жилище североамериканского индейца — «нет»;
  • белые медведи зимой укладываются в спячку — «нет»;
  • карп — искусственный вид, выведенный от сазана — «да»;
  • косуля — травоядное животное — «да»;
  • Рим был столицей древней Греции — «нет»;
  • страусы не умеют летать — «да»;
  • после июня приходит август — «нет»;
  • ужалив кого-то, пчела погибает — «да»;
  • осьминог — это моллюск — «да»;
  • индийский слон меньше африканского — «да»;
  • у гориллы длинный хвост — «нет»;
  • морские черепахи откладывают яйца в воде — «нет»;
  • существуют хищные растения, питающиеся насекомыми — «да»;
  • Сахара — самая большая пустыня на планете — «да»;
  • дельфин — это млекопитающее — «да»;
  • в волейболе играют с помощью клюшки — «нет»;
  • барометр — прибор для измерения температуры воздуха — «нет»;
  • рубин — драгоценный камень зеленого цвета — «нет»;
  • вылупившийся кукушонок выбрасывает из гнезда остальные яйца — «да»;
  • цунами — это сползающая с гор большая масса снега — «нет»;
  • свирель — струнный музыкальный инструмент — «нет»;
  • ягненок — детеныш овцы — «да»;
  • ворона — родственница сороки — «нет»;
  • змеи ничего не слышат — «да»;
  • резиновые изделия делают из каучука — «да»;
  • Луна — ближайшее к Земле космическое тело — «да»;
  • осы умеют делать мед — «нет»;
  • хамелеон способен вращать глазами в противоположные стороны — «да»;
  • тело камбалы, положенной на шахматный узор, окрасится в клетку — «да»;
  • если хорошенько потереть кусочек янтаря, то он ударит электрическим разрядом — «да»;
  • фараоны правили в древнем Китае — «нет»;
  • Великую Китайскую стену можно увидеть с околоземной орбиты — «да»;
  • древний Сфинкс в Египте — одно из семи Чудес Света — «нет».

Карточная игра «Верю-не-верю»

Эта игра учит собранности, внимательности, умению определять ложь. Для дошкольников она сложновата, ее можно предложить школьникам на дополнительных занятиях.

Стопка карт

Правила игры «Верю-не-верю»

Игроки распределяют карты поровну. Количество игроков и число карточек произвольное. При выборе количества карт нужно учитывать, сколько времени предстоит затратить на один этап. Рекомендуемое количество: 36 карточек на 3 человека, 52 — на 4 или 5 человек. 3 игрока — минимальное количество, необходимое для возможности проведения игры.

Тот, кто раздавал, ходит первым. На следующем этапе игры раздающим становится тот, кто проиграл. Игровая задача — отдать все свои карты.

Как играть в игру «Верю-не-верю»

Первый игрок выкладывает на стол произвольное количество карт лицевой стороной вниз. При этом говорит качество раскладки. Например, «все это шестерки». То есть по утверждению игрока все карты, которые он выложил, являются шестерками.

Следующий игрок выполняет одно из 3-х действий:

  1. Говорит «поверил».
  2. Говорит «не поверил».
  3. Добавляет 1–3 карты, но не более логически возможного количества. То есть 4, если речь идет об обычных мастях, или 6, если в колоде имеются 2 джокера. Тоже называет их шестерками. Можно класть количество карт, отличное от того, которое было выложено первым игроком.

Если ребенок выбрал последнее действие, ход подучает третий участник. Он тоже действует одним из вышеперечисленных способов. В противном случае карты, положенные вторым игроком, переворачиваются. Выкладка первого игрока остается нетронутой.

Если третий участник:

  • произнес «поверил», и его решение оказалось верным, то абсолютно все карты, которые были выложены на стол, удаляются;
  • произнес «поверил», но его мнение стало ошибочным, то есть доверие оказалось обманутым, то он забирает себе абсолютно всю выкладку;
  • произнес «не поверил», и решение оказалось верным, то все разложенные карты вынужден забрать второй игрок, попытавшийся обмануть товарища;
  • произнес «не поверил», но ошибся в недоверии ко второму игроку, то берет карточную выкладку себе.

Когда карты удаляются или переходят к предыдущему участнику, то ребенок, которому пришел черед ходить, выкладывает очередную партию карточек, называет их качество. Но если карты перешли к ошибившемуся игроку, у которого ход, то новую выкладку делает следующий участник.

Ребенок, выложивший все свои карты, покидает игру после проверки его выкладки. Участник, оставшийся последним со своим карточным набором, считается проигравшим.