Игры со шнуровкой для совершенствования моторных навыков у дошкольников

Игра «Шнуровка» для детей — средство улучшения мелкой моторики. Современные дошкольники и младшие школьники увлечены гаджетами, практически не рисуют, не лепят, не клеят аппликации. В итоге в школьные годы дети сталкиваются со слабой моторикой, им тяжело писать, пальцы быстро устают от держания ручки. Для предупреждения этой проблемы ребенку уже с 3-летнего возраста можно предлагать игры со шнуровкой, развивающие моторику пальцев, мышечную силу рук, координацию движений, речевые навыки, усидчивость, внимательность.

Цель игры «Шнуровка»

Шнуровка — один из наиболее эффективных способов совершенствования мелкой моторики. Цель игры — повышение ловкости и подвижности пальцев и кистей, улучшение сенсомоторных способностей и речевых навыков.

Казалось бы, развитие моторики не имеет связи с речевыми навыками. В действительности зона головного мозга, контролирующая моторные навыки, находится в непосредственной близости от области, ответственной за становление и поддержание речи. Поэтому развивающаяся зона моторики положительно влияет на развитие речевой области мозга. Также косвенным образом шнуровка позитивно влияет на письменные навыки, разрабатывает мускулатуру кисти для письма.

Игрушки для мелкой моторики

Задачи игры «Шнуровка»

Совершенствование мелкой моторики и речевых навыков — не единственное предназначение игры «Шнуровка». Как развивающее занятие она многофункциональна, положительно влияет на многие способности и навыки дошкольника.

Задачи игры:

  • формирование навыка правильно зашнуровывать одежду и обувь, завязывать ленты и банты;
  • развитие мыслительных способностей, умения анализировать, обобщать, сравнивать;
  • совершенствование умения выполнять руками кропотливую и требующую точности работу;
  • развитие плоскостной и пространственной ориентации;
  • формирование волевых качеств, усидчивости, целеустремленности, сосредоточенности, умения доводить начатое дело до конца, нацеленности на запланированный результат;
  • развитие творческих способностей;
  • закрепление и расширение представлений о цветах, геометрических формах, объектах окружающего мира;
  • развитие концентрации внимания, умения логически мыслить.

Дети играют шнуровкой

Методические рекомендации

Игры со шнурами используются в организованном образовательном процессе. Они могут быть индивидуальными или подгрупповыми.

Для дошкольников младшей возрастной группы важно получить навык заполнения шнуром каждой дырки. За аккуратностью и художественностью шнурования пока следить рано. Важно улучшить координацию кистей и пальцев, усовершенствовать глазомер. А вот для старших дошкольников обретает значение упорядоченность шнуровки.

Нельзя заставлять ребенка играть со шнурами. Игру следует предлагать, когда дошкольник готов к ней, пребывает в подходящем настроении. Если ребенок капризничает, лучше отложить шнурки до подходящего времени.

Сделать игровой материал для игр со шнурками проще простого. Шнурки можно купить новые, или снять со старой обуви, выстирать. Перфорированной основой, в которую ребенок будет продевать шнурки, может стать дуршлаг, пластиковый контейнер с отверстиями. Или сито с крупными ячейками, на котором можно даже изображать узоры наподобие вышивки крестом. Хорошей основой может стать панель от детской мозаики.

Представленные основы позволяют проявлять фантазию в процессе игры. Шнурки можно продевать в бусины, создавая красивые узоры. Можно даже таким образом знакомить дошкольника с основной палитрой: попросить, например, желтый шнурок продеть в желтые бусины, а красный — в красные.

Основой для шнуровки могут стать бумажные шаблоны. Достаточно распечатать представленные картинки с точечными метками для перфорации в цветном варианте. Для продления эксплуатационного срока уплотните изображения, наклеив их на картон, ламинируйте скотчем. Затем пробейте шилом дырки в отмеченных точках.

Вместо шнурков можно использовать тонкие атласные ленты, толстые вязальные нити. Но в этом случае придется уплотнить концы нитей, чтобы ребенку было удобно их продевать в отверстия. В качестве уплотнителя можно использовать кусочек пластиковой трубочки для питья, вдеть его в нить, зафиксировать клеем. Также можно зафиксировать на краю нити крупную бусину.

Играть со шнурками можно самыми разными способами, придумывать интересные задания. Предлагаем несколько увлекательных игр.

Дидактическая игра «Шнуровка»

Эта игра помогает дошкольнику усвоить определения «сверху», «снизу», «слева», «справа». Ребенок учится шнуровать объемные предметы, например, обувь.

Основа для шнуровки — пластиковая бутылка из-под газировки. Отрежьте нижнюю половину, пробейте в ней дырки в 3 ряда. Для этого лучше всего использовать раскаленный гвоздь. Отверстия должны находиться на равном расстоянии друг от друга. Бутылку можно раскрасить, чтобы ребенку было интереснее с ней играть. В завершение остается вдеть шнурок в нижние или верхние отверстия, и можно приступать к игре.

Пластиковая бутылка

Бабочка

Эта игра тоже направлена на обучение шнурованию обуви. Маленькие дети зачастую испытывают трудности с правильным переплетением обувного шнурка на ноге, также им сложно освоить завершающий этап шнуровки — закручивание бантика.

В игре функцию обуви выполняет бабочка. Отверстия на ее тельце должны быть аналогичны дыркам в детских ботинках. Взрослый предлагает ребенку сделать тельце бабочки красивым, для этого нужно зашнуровать его ярким шнурком. Начинать шнуровку можно и сверху, и снизу. Когда дошкольник научится ловко справляться со шнуровкой бабочки, можно предложить ему сделать то же самое с ботинком.

Бабочку можно изготовить из любого подручного материала. Вот пример изготовления:

  1. Вырежьте крылья из яркой фетровой ткани.
  2. Вырежьте тельце бабочки из толстого картона.
  3. Приклейте крылышки к изнаночной стороне тельца.
  4. Пробейте вдоль обоих краев картонного тельца одинаковое количество отверстий.
  5. Можете закрепить на отверстиях ковровые колечки. Так они больше будут напоминать обувные дырки.
  6. Проденьте шнурок в верхнюю или нижнюю пару дырок.

Бабочка для игры шнуровкой

Солнышко

Игра учит навыку плетения трехпрядных косичек.

Солнышко можно связать крючком из желтых или оранжевых ниток. Либо вырезать круг из желтого фетра. Далее его необходимо прикрепить к круглой синтепоновой подушечке, чтобы с ним было удобнее работать. Можно сделать солнышку из бумаги глазки, улыбающийся ротик. К краям солнышка нужно прикрепить на одинаковом расстоянии друг от друга пучки, состоящие из 3-х желтых шнурков. Вместо шнурков можно взять ленты. В длину они должны быть 30–50 см. Количество пучков может быть любым, сколько вместится по краю солнышка, зависит от количества детей в группе.

Дети выбирают себе пучки, начинают плести косички. Получается солнышко с забавными лучиками.

Солнышки с косичками

Шнуровка на соленом тесте

Игра увлекательная, творческая, учит дошкольников не только шнуровать, но и работать с пластичным материалом, таким как соленое тесто, развивает координацию движений и пространственное восприятие.

Как пример приведем создание из теста груши, а роль червяка достанется шнурку. Вот инструкция:

  1. Научите детей замешивать соленое тесто. Оно должно получиться эластичным, не слишком плотным, но и не жидким.
  2. Попросите воспитанников вылепить из теста грушу.
  3. Отправьте детские заготовки сушиться в духовке. Если духового шкафа нет, разложите их на свежем воздухе.
  4. Когда заготовки высохнут, попросите детей раскрасить их гуашевой краской в цвет спелой груши. Пусть заготовки подсохнут.
  5. Используя сверло, проделайте в заготовках отверстия под разными углами.

Раздайте детям шнурки зеленого цвета. Пусть воспитанники продевают шнурок в отверстия разными способами, воображая, что это червяк точит фрукт.

Игра «Шнуровка» для детей своими руками

Игра предназначена для индивидуальной работы. Ее цель — закрепление представлений о геометрических формах и основной палитре, совершенствование глазомера и моторики рук. Дошкольник учится ориентироваться в пространстве, у него формируется представление о понятиях «вправо», «влево», «выше», «ниже».

Чтобы сделать игровой материал, необходимо взять тонкие деревянные панели или толстые картонные листы. Из них нужно вырезать квадраты, окрасить в разные цвета. В квадратах необходимо пробить отверстия так, чтобы они контурно образовали разные геометрические формы. Если использовались деревянные панели, то для проделывания дырок требуется сверло.

Дошкольники могут играть с представленным материалом разными способами. Можно шнуровать геометрические фигуры шнурами аналогичного цвета. Можно придумывать оригинальные варианты шнуровки, завязывать бантики.

Повтори узор

Это индивидуальная игра. Педагог складывает из шнурков или лент разного цвета узор. Задача воспитанника — повторить этот узор.

Завяжи узелки

Это соревновательная игра. Игроки делятся на пары, каждый получает шнурок. Все шнурки должны быть одинаковой длины. По стартовому сигналу дети начинают делать узелки на шнурке. После финишного сигнала ведется подсчет узелков. Кто из пары игроков сделает их больше, тот победил.