Комплект картинок деревьев с названиями и листьями для дошкольников и младших школьников
Картинки деревьев с названиями для детей — комплект демонстрационных изображений для знакомства с лесной и культурной флорой. Картинки фотографические, реалистичные, оптимальны для подробного ознакомления с видами деревьев. Дошкольники быстро учатся находить различия в форме кроны и листвы, размерах растений. Занятия с картинками предназначены для детей 4–7 лет.
Деревья с названиями для детей
Представленные карточки необходимо распечатать на плотной бумаге, ламинировать для длительной эксплуатации. Изображения включают сам вид растения, листья деревьев с названиями для детей.
При знакомстве с флорой дети узнают, что деревья делятся на хвойные и лиственные. Взрослый должен объяснить, что различие заключается в строении зеленых частей: у хвойных растений — вечнозеленые хвоинки, у лиственных — опадающие на зиму листовые пластинки. На территории нашей страны растут те и другие деревья, образуют лиственные, хвойные и смешанные леса.
Лиственные деревья, произрастающие в наших краях:
- береза;
- клен;
- дуб;
- рябина;
- тополь;
- ива;
- бук;
- ясень;
- каштан;
- ольха;
- осина;
- липа;
- вяз.
Детям нужно объяснить, что, помимо лесных видов, существуют лиственные фруктовые деревья. В наших краях выращивают:
- яблоню;
- грушу;
- вишню;
- черешню;
- персик;
- абрикос;
- алычу;
- сливу.
Хвойные деревья на территории нашей страны:
- ель;
- сосна обыкновенная;
- сосна кедровая сибирская;
- лиственница;
- пихта.
Описание деревьев для детей
Помимо картинок, для занятий следует подготовить описание деревьев. Не нужно загружать дошкольников научными выкладками о растениях, достаточно общего описания и интересных фактов.
Например, о березе можно рассказать, что это один из символов России. Издавна ее красоту сравнивают с юной девушкой. Белая кора у березы не для украшения, это защита от солнечных ожогов. Из березовой коры в древности делали лукошки и иные бытовые принадлежности.
Дуб — крепкое дерево, символ мужской силы, здоровья и долголетия. Его плоды — желуди, которыми любят лакомиться олени и кабаны.
Ива также называется верба, ветла, ракита. Ее называют плакучей за тонкие ветви, свисающие над водой, словно дерево плачет. Ива растет только возле водоемов. В древности люди занимались лозоходством — искали с помощью ивовых прутьев подземную воду, чтобы на этом месте рыть колодцы.
Конский каштан — самое красивое парковое дерево в нашей стране. Его белые цветы собраны в большие пирамидальные соцветия. Свое название растение получило за то, что на его созревших коричневых плодах заметно бледное пятнышко, напоминающее след конской подковы.
Клен — самое нарядное осеннее дерево. Его резные листья осенью окрашиваются в самые разные оттенки, от золотистого до бордового.
Липа — главный медонос. Липовый мед богат полезными веществами. А липовый чай рекомендуется при простудных заболеваниях.
С осиной связана поговорка «дрожит как осиновый лист». Ее листья плотные и округлые, с длинным черешком. Достаточно малейшего ветерка, чтобы они начали подрагивать, тереться друг о друга, шелестеть.
Тополь известен своим пухом, покрывающим асфальт в июне. Тополиный пух — это мелкие семянки дерева, покрытые тончайшими ворсинками.
Ель — главный символ Рождества. Это вечнозеленый вид, хвоинки не опадают перед приходом зимы.
Лиственница — единственный листопадный хвойный вид. Она ежегодно меняет хвою.
Кедр, а правильнее кедровая сосна, известна своими аппетитными и необычайно полезными орешками, богатыми маслами и витаминами.
Игры по карточкам
Чтобы закрепить полученные по карточкам знания, рекомендуется организовать игры. Можно загадывать загадки о деревьях, а ребенок должен отгадать, указать пальчиком на соответствующую картинку. Можно распечатать раскраски.
Отличная игра для закрепления знаний — «Найди лишнее». Взрослый раскладывает по 4 изображения, а ребенок пытается угадать лишнее растение. Например:
- осина, сосна, береза, тополь;
- лиственница, пихта, рябина, ель;
- яблоня, дуб, ольха, ива;
- слива, алыча, груша, ясень.
Можно побеседовать с ребенком о частях дерева: коре, стволе, корнях, листьях, цветах, плодах. Дошкольник узнает, какую функцию выполняет каждая часть растения. Кора — защита, своеобразная одежда растений. Летом она защищает древесину от насекомых, жары, грязи, зимой — от мороза и повышенной влажности. Ствол — опора, по нему питательные вещества идут из корней к ветвям и листьям. Листва отвечает за фотосинтез, с ее помощью растения поглощают углекислый газ и создают необходимый для нас кислород. Цветы — средство размножения растений, из них после опыления образуются плоды, внутри которых находятся семена и косточки.
Карточки с названиями можно использовать для образовательных занятий по чтению. Если есть магнитная азбука или в виде кубиков, пусть дошкольник попытается выложить названия деревьев.
Когда ребенок утомится, организуйте тематическую физкультминутку. Предварительно напомните малышу, как меняется природа по сезонам года. Затем воспроизведите это с ним:
- зимой деревья мерзнут — потопайте ногами, потрите руками плечи;
- весной распускаются цветочки — вытяните руки над головой, растопырьте пальцы;
- летом зреют плоды — взмахивайте руками вверх и в стороны;
- осенью гнутся под ветром, теряют листву — размахивайте поднятыми руками в разные стороны, сгибайте корпус вниз.
Картинки можно взять с собой на прогулку в сад или парк. Пусть ребенок попробует отыскать вокруг растения, аналогичные изображенным.
Материал красочный и доступный, предложенные картинки можно использовать и на занятиях, и на прогулке, в экологических экскурсиях, и даже вложить в лепбук (обучающая книга). Можно ещё небольшое описание добавить к каждой, или небольшие схемы.
Не совсем понятно в какой возрастной категории мы даём знание детям об определённом виде деревьев, страшим детям понятно можно рассказывать обо всех видах, а младшим нет, ведь им чтобы основные названия деревьев запомнить нужно минимум несколько занятий.
Ещё один эффективный метод как познакомить детей с деревьями или закрепить знания – экологические экскурсии и прогулки, в городской парк например или даже в лес (по согласованию с родителями). Мы ходили с детьми на пруд и там наглядно изучали листья берёзы, осины, тополя.
Игра «Что лишнее» очень помогает, когда учим детей классификации по категориям, можно использовать ещё один вариант – к основной большой картинке детям предложить подобрать маленькие так чтобы подходило. Хвойные к хвойным и так далее.
Есть хорошая, лёгкая физминутка на тему деревьев, называется «Закачалось деревцо» , когда тема занятия экологическая, можно использовать её, даже в младшей группе, сократив текст до 4-х строчек, а в старшей полностью использовать, и чтобы дети сами проговаривали текст.
Спасибо!!! Очень интересно и полезно для деток, а главное — всё просто.