Методы обучения ребенка чтению по слогам в домашних условиях

Обучение ребенка чтению по слогам до школы — занятие непростое, но положительный результат вполне возможен. Есть несколько методов, как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях, также можно пользоваться книгами, пособиями, иными многочисленными вспомогательными средствами. Понимая принцип и технологию обучения, родители могут сделать подготовку дошкольника увлекательным и несложным процессом.

Когда приступать к обучению

Некоторые родители стремятся отдать ребенка в обучающие студии как можно раньше. Но это нездоровая практика. Ускоренный темп развития вреден для ребенка. Педиатры и педагоги советуют приступать к обучению с 4-х, а лучше с 5-ти лет. В этой возрастной категории дошкольники уже четко распознают звуки, корректно выговаривают большинство слов, умеют формировать фразы.

Понять, что ребенок готов учиться чтению по слогам, несложно. Для этого родителю следует пройти нижеприведенный тест, ответить на вопросы «да» или «нет»:

  1. Понимает ли дошкольник понятия «право» и «лево», «внутри» и «снаружи», «большой» и «маленький»?
  2. Способен ли распределять объекты по вышеуказанным признакам?
  3. Умеет ли различать объекты, находить внешние сходства и различия?
  4. Может ли запомнить одновременно три задания?
  5. Грамотно ли выстраивает предложения?
  6. Правильно ли произносит большинство слов?
  7. Умеет ли встраиваться в диалог?
  8. Может ли грамотно вести беседу, не перебивать?
  9. Интересуется ли азбукой?
  10. Проявляет ли самостоятельный интерес к книгам?
  11. Любит ли слушать, когда родитель ему читает?
  12. Способен ли подбирать рифмы?
  13. Может ли пересказать услышанную информацию, рассказать о том, что с ним произошло?
  14. Способен ли сформулировать эмоциональное состояние?
  15. Может ли предположить конец рассказываемой истории?

Приступать к обучению чтению можно, если родитель ответил на большинство вопросов «да».

Как правильно научить ребенка читать слоги

Существует несколько методик обучения чтению. Все они равнозначны по образовательному эффекту, имеют и плюсы, и минусы. Одни методики универсальны, подходят для дошкольников всех возрастных групп, другие предназначены для определенного возраста.

Рассмотрим распространенные методики обучения чтению по слогам. Каждая методика дополнена таблицей с перечислением достоинств и недостатков.

Кубики Зайцева

Самый распространенный универсальный метод, подходящий для дошкольников с 2-х до 6-ти лет. Принцип — чтение по складам. Под складом подразумевается «согласный + гласный» либо твердая или мягкая форма согласного.

плюсы минусы
доступная игровая форма обучения

обучение быстрое, неутомительное, нескучное

усвоение материала простое, понятное

в школе будет переучивание, поскольку там обучают не по складам, а по фонетическому составу слова

могут возникнуть проблемы с восприятием слогов с гласной «э», поскольку их в русском языке мало

Кубики Зайцева

Как научить ребенка читать по слогам в 7 лет

В начальной школе применяют фонетический метод. Школьники запоминают фонемы, на основе которых потом учатся строить слова.

плюсы минусы
это школьная программа, поэтому родителям не придется прилагать усилия

метод позволяет устранить речевые дефекты

занятия не требуют вспомогательного материала и специальных условий

обучение длительное

стремление правильно произносить фонемы на первых порах будет отвлекать первоклассника от смыслового восприятия прочитанного

Карточки Домана

В основе метода — умение распознавать, запоминать, затем воспроизводить слово без выделения его составных частей. Обучение чтению по слогам проходит легко, благодаря тому что детская память необычайно гибкая. Ребенок начинает понимать принцип прочтения групп букв.

плюсы минусы
возможность обучения с ранних лет

тренировка памяти

занятия должны быть регулярными, систематическими

нужны специальные карточки

нередко закрепляется ситуативное чтение, когда ребенок запоминает определенное начертание текста, у него возникают затруднения с прочтением другого шрифта

Карточки Домана


Обучающие карточки Домана


Методика Монтессори

По методике педагога Марии Монтессори сначала дошкольники обучаются письму с использованием специальных контурных рамок. Затем начинается знакомство с буквами.

плюсы минусы
одновременное обучение письму и чтению

занятия проходят в веселой и увлекательной форме

эффективно развивается мелкая моторика

требуется много вспомогательного дидактического материала

методика больше подходит для групповой работы в детском саду, чем для индивидуального обучения ребенка дома

Методика Монтессори

Методика Соболевой

Педагог Ольга Соболева строит методику на узнавании букв. Ребенок не запоминает буквы механически, а подключает ассоциативное мышление. То есть используется творческий подход.

плюсы минусы
творческое развитие ребенка, положительное влияние на воображение

формирование интереса к чтению

значительное расширение индивидуального словаря ребенка

нет четкой инструкции, требуется максимальное проявление воображения, поэтому родитель должен быть творческим человеком

Методика Соболевой

Методика Жуковой

Надежда Жукова — создатель специального букваря для обучения чтению. Методика подразумевает выделение не слогов, а звуков. Детский интеллект хорошо воспринимает такой метод. Жукова советует не спешить с обучением ребенка чтению. Букварь ориентирован на дошкольников 5 лет.

плюсы минусы
букварь яркий и красочный, вызывает интерес у ребенка

переход от простых заданий к сложным плавный, что делает обучение легким, неутомительным

занятия должны быть регулярными

перед началом применения методики придется познакомить ребенка с алфавитом

Методика Жуковой

Как научить ребенка читать по слогам в 6 лет

Можно использовать методику Вячеслава Воскобовича. Для обучения чтению, помимо стандартных алфавитных кубиков, используются так называемые «теремки» — коробки с окнами и начертанными на поверхностях буквами. В эти окошки вкладывают кубики для получения слогов. Также можно соединять слоги, составляя коробки, чтобы получались слова. Автор методики создал книжки-складушки с обучающими иллюстрациями, стихотворениями, песенками. По мнению Воскобовича, ребенок 5–6 лет хорошо воспринимает напеваемые слоги.

плюсы минусы
многофункциональный набор развивающих материалов

вариативность проведения занятий с одним и тем же дидактическим материалом

наличие готовых методических пособий

разностороннее развитие ребенка

невозможность изготовить пособие собственными руками

высокая стоимость магазинных пособий


Как научить ребенка читать по слогам быстро

Чтобы образовательный процесс шел быстрее, его необходимо разбить на этапы. Даже самый способный и любознательный ребенок не сможет достичь высоких результатов в обучении, если занятия не будут системными.

Рассмотрим подробно каждый этап:

  1. Совершенствование фонематического слуха, развитие воображения. Этот этап охватывает ранний дошкольный возраст. Без него невозможно дальнейшее правильное восприятие звуков и букв. Родители должны играть с 2-летним ребенком в игры с использованием издающих шум игрушек, музыкальных инструментов, звукоподражательных элементов. Для обучения ритму полезны физические занятия, подразумевающие последовательные одинаковые действия, например, прыгание через скакалку. Ребенок должен различать виды и степени громкости звуков.
  2. Запоминание звуков. До того, как ребенок познакомится с буквами, научиться их различать, он должен получить представление о фонемах. Их нужно разбить на категории: гласные и согласные, звонкие и глухие. Чтобы ребенок осознал разницу между этими категориями, объяснение нужно подкреплять примерами. Например, для воспроизведения звонкого звука можно постучать ложечкой о стакан. А для глухого — зашипеть, как змея. То есть у ребенка должны сформироваться образы фонем.
  3. Изучение алфавита. Знакомство с буквами нужно начинать с того, почему это важно. Ребенок должен понять, что современный человек не может без знания алфавита, он не сможет писать и читать, не станет квалифицированным специалистом, мир культуры и образования для него будет закрыт. Начинать обучение чтению лучше с гласных, дошкольники быстрее их запоминают. Пусть первым прочитанным словом будет «ау». Когда ребенок начинает с простого, приходит понимание, что чтение — совсем не сложно. При составлении слогов следует сочетать выученные буквы с новыми. Можно использовать для знакомства с буквами буквари с картинками. Благодаря иллюстративным образам, ребенку проще учиться. Можно дополнить обучение творческими занятиями, которые способствуют закреплению изученного материала. Например, можно купить раскраску с буквами.
  4. Складывание слогов. Когда ребенок выучить гласные, с легкостью будет их сочетать, можно приступать к сочетанию согласных и гласных. Первыми следует изучать открытые слоги, после закрытые. Сначала нужно пройти варианты с сочетанием одинаковых слогов: «мама», «папа», «баба», «ляля». Затем с сочетанием разных слогов, в том числе обратным положением гласного и согласного: «ох», «ам», «он» и прочие. В конце этапа можно приступить к изучению слогов из трех звуков: «кук-ла», «реч-ка», «мис-ка». Оптимальный вариант автоматизации чтения по слогам — слоговые таблицы. С ними нужно заниматься регулярно с постепенным ускорением темпа чтения.
  5. Составление слов из слогов. Рекомендуются слоговые карточки. Сначала для занятий достаточно 3–4 штуки. Постепенно количество нужно увеличивать. Набор карточек должен быть таким, чтобы из них можно было составить несколько слов. Сначала нужно научить ребенка составлять слова из открытых слогов, затем переходить к закрытым. Во втором случае нужны карточки со слогами «согласный + гласный» и отдельно с согласными фонемами, чтобы получались слова из трех букв: «дом», «лак», «сок», пар» и прочие. Через 3–4 занятия уже можно предлагать ребенку составление слов из нескольких слогов.
  6. Прочтение предложений. Когда ребенок начнет с легкостью читать простые слова, можно переходить к прочтению предложений. Это должны быть короткие предложения, раскрывающие знакомую дошкольнику тематику. Чтобы ребенку не было скучно в процессе чтения, тексты следует дополнять сюжетными картинками, присказками, загадками, ребусами.

Дидактические игры для обучения чтению по слогам

Учебный материал усваивается гораздо лучше, если он преподносится в игровой форме. Приводим несколько увлекательных игр, благодаря которым ребенок не заскучает на занятиях.

Буквенные пазлы

Изготовьте пазлы из изображений букв, разрезав их на несколько произвольных частей. Пусть ребенок пытается составлять определенные буквы. Иногда в детских магазинах можно увидеть готовые буквенные пазлы.

Буквенные пазлы

Напиши буквы манкой

Пусть дошкольник попробует писать буквы, рассыпая манку по ровной поверхности. Такая игра не только помогает запомнить алфавит, но и эффективно развивает мелкую моторику.

Рисование манкой

Найти слова в слове

Разложите перед ребенком длинное слово, в котором не меньше 8–10 букв. Пусть попытается отыскать в этом слове как можно больше других маленьких.

Найти слова в слове

Машинки

Используйте для работы слово, состоящее из 3 или 4 слогов. Эти слоги-карточки разложите на столе в произвольном порядке. Каждый слог — гараж. Возьмите три разные игрушечные машинки. Скажите ребенку, что, например, легковая машина должна заехать в гараж «ма», грузовик — в «ли», пожарная машина — в «на». Дошкольник должен правильно распределить машинки по гаражам, затем составить слово из слогов. У него должна получиться «малина».

Игра Машинки для детей

Магазин

Разложите перед дошкольником картинки бытовых предметов и пищевых продуктов. Родитель — продавец, ребенок — покупатель. Слоговые карточки будут в игре деньгами. Чтобы купить товар, ребенок должен дать продавцу карточку со слогом, с которого начинается название покупаемой продукции. Например, чтобы купить молоко, игрок должен отдать карточку со слогом «мо». Игру можно усложнить: пусть ребенок покупает товары за карточки, слоги в которых соответствуют окончаниям слов.

Звуковая цепочка

Игра предназначена для детсадовской группы, так как требует несколько участников. Но в домашних условиях с ребенком могут поиграть родители. Игрок вспоминает слово, которое начинается на последнюю букву сказанного предыдущим участником слова. Для усложнения игры можно задать тематику. Например, животный мир. Тогда цепочка может быть следующей: «собака — аист — тигр — рысь — слон — носорог — гриф — филин — норка».

Найди ошибку

Распечатайте небольшой текст, в котором в словах есть ошибки. Предложите ребенку внимательно прочитать текст по слогам, выявить ошибочные слова, исправить их сразу по ходу чтения. Важно, чтобы ошибки заключались в замене схожих по произношению звуков. Например, «коса» вместо «коза». В предложении «бабушка доит косу» ребенок сразу должен понять нелепость смысла, подумать, какая замена может сделать текст корректным.

Найди лишнее слово

Для игры нужны слоговые карточки. Составляйте из них по 4 слова в ряд. Одно слово не должно соотноситься с другими 3-мя по смыслу. Ребенок должен внимательно прочитать слова по слогам, подумать, какое лишнее. Например, в ряду «груша», «слива», «помидор», «абрикос» лишним будет третье слово, так как это овощ, а не фрукт.

Найди лишнее слово

Найди лишнее слово для дошкольников

Тренировка чтения

Когда дошкольник научился сносно читать по слогам, нужно приступать к тренировке скорости чтения. Это поможет ребенку в дальнейшем не иметь проблем с техникой чтения в школе.

Предлагаем несколько тренировочных методов:

  • Чтение слоговой таблицы — самый эффективный и проверенный метод. Читать их следует столбцами. Сначала достаточно отводить на каждую таблицу полминуты. В специальную тетрадку следует записывать временной прогресс. Спустя неделю регулярных тренировок дошкольник уже должен за полминуты читать 3 таблицы. Для такого результата необходимо тренироваться регулярно 2 раза в день.

Слоговая таблица для чтения

  • Скоростное чтение. Упражнение рекомендуется для дошкольников, показывающих среднюю и высокую скорость речи. Для тренировки необходимо учитывать технику чтения, которую ребенок демонстрирует в данный момент, прибавить к ней 30 слов. То есть, если дошкольник за минуту читает 20 слов, то нужен текст размером 50 слов. Для начала ребенок должен прочитать этот текст в комфортном для себя темпе. Затем он должен сделать то же самое, постаравшись уложиться в минуту. Сначала у него не получится, но постепенно результат будет приближаться к заданному количеству слов. Когда дошкольник справится с задачей, нужно взять текст побольше. Тренировка нужна ежедневно 2 раза в день.

Текст на скорость чтения

  • Пересказ. Каждый учитель скажет, что пересказ текстов полезен для детей с любой техникой чтения. Сначала предлагайте ребенку пересказать отдельные абзацы, потом страницы, рассказы. Если дошкольник пока читает медленно, читайте для него, пусть воспринимает на слух, затем пересказывает. В этой тренировке значение имеет не скорость чтения, а понимание прочитанного или услышанного.

Рассказ для пересказа для дошкольников с вопросами

Родительские ошибки в обучении чтению

Работая с ребенком, родители иногда произносят звуки в их алфавитной форме, то есть не «к», а «ка», не «н», а «эн». Это грубая ошибка, которая может привести к тому, что дошкольник не сможет разобраться в специфике слогового чтения. Он не поймет разницы между звуком и слогом.

По настоянию родителей многие дошкольники «вырывают из контекста» определенные слова и словосочетания. В результате в дальнейшем для ребенка становится проблематичным чтение крупных текстовых кусков. Чтобы этого избежать, следует изначально требовать от ребенка прочтения всех слов в заданном отрывке.

Еще одна распространенная родительская ошибка, зачастую приводящая к отказу дошкольника от обучения, — торопливость. Не нужно гнать ребенка, заставлять «прыгать выше головы». Родитель должен запастись терпением. Если усвоение информации вызывает у малыша затруднение, нужно объяснить столько раз, сколько потребуется.