«Море волнуется раз» — подвижная образовательно-развивающая игра

Подвижная игра «Море волнуется раз» — средство физического и речевого развития, предназначенное для дошкольников 4–7 лет. Она известна нескольким поколениям как замечательный вариант активного времяпровождения и на улице в ясную погоду, и в помещении во время дождя. Игру используют педагогические работники и логопеды. Разобравшись в правилах, дети могут организовывать занятие и самостоятельно.

Цель игры «Море волнуется раз»

Цель — речевое, физическое и познавательное развитие дошкольников.

Задачи:

  • развитие фонематического слуха, грамматического речевого строя, умения развернуто отвечать на вопросы, анализировать слышимую информацию;
  • расширение индивидуального словаря;
  • совершенствование слухового и зрительного восприятия;
  • развитие моторики пальцев и всего организма;
  • улучшение памяти, интеллектуальных способностей;
  • привитие интереса к речи как средству художественного выражения информации;
  • развитие воображения, артистических способностей, умения излагать информацию мимикой и телодвижениями;
  • воспитание самостоятельности, инициативности, коммуникабельности, умения работать совместно с товарищами, прислушиваться к мнению окружающих.

Море волнуется раз

Правила игры «Море волнуется раз»

Для занятия нужно подготовить магнитофонную запись со звуком морского прибоя. Дошкольники становятся на игровой площадке. Педагог, отвернувшись от игроков, говорит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, … замри!». Пока воспитатель медленно произносит фразу, дети плавными танцевальными движениями двигаются по игровой площадке. Вместо многоточия педагогом произносится конкретный объект, который телодвижениями и мимикой должны изобразить воспитанники.

Желательно, чтобы объект относился к морской тематике: дельфин, водоросль, акула, лодка, ракушка, морской конек и прочие. Но это непринципиально. Можно взять другую тематику, например, животные, транспорт, профессии.

Услышав, какой объект нужно изобразить, дети становятся в нужную позу, не двигаются. Необходимо объяснить воспитанникам, что не допустимо ни малейшее движение ни одной частью тела, они должны стоять, словно вкопанные.

Педагог поворачивается к игрокам, подходит к выбранному наугад ребенку, касается его рукой. После прикосновения воспитанник начинает двигаться, изображая заданный объект. И таким образом «оживляется» каждый игрок. Если один из игроков показал объект неправильно, непонятно, то он занимает место водящего. Если же все ребята хорошо справились с заданием, педагогу придется продолжить игру в качестве водящего, придумать новый объект.

Есть другой вариант проведения игры. Общие правила аналогичны, только водящий произносит вместо конкретного объекта: «Морская фигура замри». В этом случае каждый ребенок сам решает, кого он будет изображать. А водящий, «оживив» игрока, должен догадаться, кого он показывает. Если догадывается, игрок становится водящим, если нет, игра продолжается с прежним распределением ролей. Желательно, чтобы при этом варианте игры присутствовал контролер. Им может стать педагог. Задача контролера — смотреть, чтобы игроки не пытались вводить водящего в заблуждение. Потому что они могут нарочно изображать объект непохожим.

Музыкальная игра «Море волнуется раз»

Этот вариант игры рекомендуется для логопедических занятий. Он нацелен на развитие речевой активности. Для занятия необходимо подготовить «острова», на которых будут стоять игроки, — это могут быть картонные круги или хулахупы. Также нужны искусственные фрукты и их реалистичные изображения, карточки с тематическими словами и слогами.

Игровая задача — стоя на «острове», выполнить определенное задание, направленное на развитие речи. Ребята становятся в центр игровой площадки, а вокруг них — разложенные хулахупы. Под плавное музыкальное сопровождение дети начинают совершать танцевальные движения. Одновременно педагог медленно произносит стандартную фразу, только окончание у нее другое: «На островке замри!». В следующее мгновение игроки должны разбежаться по хулахупам.

Далее педагог «оживляет» каждого воспитанника, дает ему задание. Игра состоит из нескольких этапов, каждый из которых направлен на определенную часть речевого развития дошкольника:

  1. «Название фрукта». Педагог просит игрока сказать, что растет у него на островке, назвать первый слог этого плода. Например: «На моем острове растут апельсины. У апельсинов первый слог «а».
  2. «Раздели на слоги». Педагог показывает карточку с названием фрукта, просит произнести слово по слогам.
  3. «Скажи ласково». Воспитатель показывает изображение фрукта, просит назвать его в уменьшительно-ласкательном варианте.
  4. «Любимый фрукт». Игрок развернуто рассказывает, почему он любит определенный фрукт. Например: «Я люблю яблоки, потому что они сочные и хрустящие».
  5. «Расскажи о фрукте». Ребенок берет искусственный фрукт, рассматривает его, затем отвечает на вопросы воспитателя: «Что это?», «Какого размера?», «Какой формы?», «Какой на вкус?», «Какой на ощупь?».

Каждое из перечисленных заданий рекомендуется повторить 3–4 раза.