Музыкальные развивающие игры на тему «Цветы» для дошкольников
Музыкальная игра «Цветы» для детей — способ привить навык различения музыки по громкости и тембру. Представленные в картотеке занятия рекомендуются для дошкольников старшей возрастной группы. Эти игры развивают музыкальные творческие способности, улучшают слуховое восприятие, память, концентрацию внимания.
Музыкально-дидактическая игра «Музыкальные цветы»
Для игры нужно подготовить карточки по числу игроков. На каждой картинке должно быть изображено 5 цветочков, различающихся высотой: в ряд от самого короткого к самому высокому. Отдельно следует сделать бумажных бабочек.
Педагог садится за пианино или любой другой клавишный инструмент, которым владеет. Либо включает аудиозапись какой-либо мелодии с возможностью повышать и понижать громкость. Игровая задача — сдвигать бабочку к тому или иному цветку в соответствии с изменяющейся громкостью мелодии. Ребята воспринимают изменения музыки на слух. Чтобы они могли точнее выполнять это задание, педагогу рекомендуется предварительно дать послушать игрокам самую высокую и самую низкую громкость.
Когда мелодия звучит максимально громко, дети кладут бабочку на самый высокий цветок. Когда очень тихо, на самый низкий. А когда звук умеренный, игроки выбирают из 3-х вариантов среднеразмерных цветков. В завершение игры педагог может предложить воспитанникам самим перевоплотиться в бабочки и цветы. Одни ребята садятся на корточки, другие бегают вокруг них, плавно взмахивая расставленными руками, словно крылышками.
Музыкальная игра «Три цветка»
Игра учит воспринимать музыку по настроению, тембру и ритму, давать характеристику музыкальному треку.
Для игры нужно вырезать из цветного картона цветочки 3-х видов. Сердцевина каждого цветочка имеет смайлик. У первого вида смайлик веселый, улыбающийся, у второго — сонный, задумчивый, у третьего — грустный, расстроенный. Картон можно использовать 3-х цветов в зависимости от настроения смайлика. Каждый вид соотносится с определенной музыкой: первый — с бойкой, задорной, танцевальной, второй — с плавной, убаюкивающей, спокойной, третий — с печальной, заунывной.
Количество цветочков должно соответствовать числу игроков. Педагог раздает воспитанникам по одному цветку наугад. Затем воспитатель включает музыкальную композицию. Ребята обсуждают, какой характер имеет это музыкальное произведение, приходят к общему выводу. Цветочки над готовой поднимают те игроки, у которых смайлики соответствуют тембру и настроению музыки. Возможно, кто-то из ребят знает название и автора мелодии, тогда пусть назовет их остальным.
Возможен иной вариант организации музыкальной игры «Цветы»: каждому игроку педагог раздает не один, а три разных цветочка. Затем включает поочередно музыкальные треки. Каждый игрок выбирает из 3-х представленных вариантов подходящий под характер музыкального произведения, указывает на него пальцем или поднимает картинку над головой.
Музыкальная игра «У кого в руках цветок»
Эта игра, рекомендуемая для дошкольников старшей и подготовительной группы, отличается от предыдущих двух, ее цель — не характеристика мелодии, а общее физическое развитие, тренировка ловкости, координации движений, концентрации внимания. Для игры необходимо подготовить картонный цветочек, а также шуструю и задорную музыкальную композицию.
Дошколята выстраиваются в круг. Педагог играет роль ведущего. Одному из ребят вручается цветок. Воспитатель включает музыкальное сопровождение. Под музыку игроки начинают быстро передавать цветочек по кругу. Внезапно педагог останавливает музыку. Тот игрок, у которого на этот момент оказался цветок, должен выполнить фант.
Вариантов фантов несколько. Педагог говорит фразу: «У кого в руках цветок…». А затем ее продолжает, называя определенный фант. Например:
- «…пускай сделает прыжок»;
- «…пусть похлопает нам тот»;
- «…пусть мяукает, как кот»;
- «…крикнет, словно петушок»;
- «…приседает бодро тот»;
- «…пробежит большой кружок»;
- «…громко нам куплет споет».
Можно придумывать и другие варианты фантов. Но желательно, чтобы они рифмовались с началом фразы.
Игрок, получивший фант, должен его выполнить так, как сказано. Затем передача цветочка под музыку продолжается. Игра получается веселой и занимательной, вызывает у дошколят море смеха.