Музыкальные развивающие игры на тему «Цветы» для дошкольников

Музыкальная игра «Цветы» для детей — способ привить навык различения музыки по громкости и тембру. Представленные в картотеке занятия рекомендуются для дошкольников старшей возрастной группы. Эти игры развивают музыкальные творческие способности, улучшают слуховое восприятие, память, концентрацию внимания.

Музыкально-дидактическая игра «Музыкальные цветы»

Для игры нужно подготовить карточки по числу игроков. На каждой картинке должно быть изображено 5 цветочков, различающихся высотой: в ряд от самого короткого к самому высокому. Отдельно следует сделать бумажных бабочек.

Ромашки разной высоты

Бабочки

Педагог садится за пианино или любой другой клавишный инструмент, которым владеет. Либо включает аудиозапись какой-либо мелодии с возможностью повышать и понижать громкость. Игровая задача — сдвигать бабочку к тому или иному цветку в соответствии с изменяющейся громкостью мелодии. Ребята воспринимают изменения музыки на слух. Чтобы они могли точнее выполнять это задание, педагогу рекомендуется предварительно дать послушать игрокам самую высокую и самую низкую громкость.

Когда мелодия звучит максимально громко, дети кладут бабочку на самый высокий цветок. Когда очень тихо, на самый низкий. А когда звук умеренный, игроки выбирают из 3-х вариантов среднеразмерных цветков. В завершение игры педагог может предложить воспитанникам самим перевоплотиться в бабочки и цветы. Одни ребята садятся на корточки, другие бегают вокруг них, плавно взмахивая расставленными руками, словно крылышками.

Музыкальная игра «Три цветка»

Игра учит воспринимать музыку по настроению, тембру и ритму, давать характеристику музыкальному треку.

Для игры нужно вырезать из цветного картона цветочки 3-х видов. Сердцевина каждого цветочка имеет смайлик. У первого вида смайлик веселый, улыбающийся, у второго — сонный, задумчивый, у третьего — грустный, расстроенный. Картон можно использовать 3-х цветов в зависимости от настроения смайлика. Каждый вид соотносится с определенной музыкой: первый — с бойкой, задорной, танцевальной, второй — с плавной, убаюкивающей, спокойной, третий — с печальной, заунывной.

Музыкальная игра «Три цветка»

Количество цветочков должно соответствовать числу игроков. Педагог раздает воспитанникам по одному цветку наугад. Затем воспитатель включает музыкальную композицию. Ребята обсуждают, какой характер имеет это музыкальное произведение, приходят к общему выводу. Цветочки над готовой поднимают те игроки, у которых смайлики соответствуют тембру и настроению музыки. Возможно, кто-то из ребят знает название и автора мелодии, тогда пусть назовет их остальным.

Возможен иной вариант организации музыкальной игры «Цветы»: каждому игроку педагог раздает не один, а три разных цветочка. Затем включает поочередно музыкальные треки. Каждый игрок выбирает из 3-х представленных вариантов подходящий под характер музыкального произведения, указывает на него пальцем или поднимает картинку над головой.

Музыкальная игра «У кого в руках цветок»

Эта игра, рекомендуемая для дошкольников старшей и подготовительной группы, отличается от предыдущих двух, ее цель — не характеристика мелодии, а общее физическое развитие, тренировка ловкости, координации движений, концентрации внимания. Для игры необходимо подготовить картонный цветочек, а также шуструю и задорную музыкальную композицию.

Дошколята выстраиваются в круг. Педагог играет роль ведущего. Одному из ребят вручается цветок. Воспитатель включает музыкальное сопровождение. Под музыку игроки начинают быстро передавать цветочек по кругу. Внезапно педагог останавливает музыку. Тот игрок, у которого на этот момент оказался цветок, должен выполнить фант.

Вариантов фантов несколько. Педагог говорит фразу: «У кого в руках цветок…». А затем ее продолжает, называя определенный фант. Например:

  • «…пускай сделает прыжок»;
  • «…пусть похлопает нам тот»;
  • «…пусть мяукает, как кот»;
  • «…крикнет, словно петушок»;
  • «…приседает бодро тот»;
  • «…пробежит большой кружок»;
  • «…громко нам куплет споет».

Цветок для вырезания

Можно придумывать и другие варианты фантов. Но желательно, чтобы они рифмовались с началом фразы.

Игрок, получивший фант, должен его выполнить так, как сказано. Затем передача цветочка под музыку продолжается. Игра получается веселой и занимательной, вызывает у дошколят море смеха.