Правила подвижной детской игры «Ручеек» для дошкольников разных возрастных групп

Подвижная игра «Ручеек» — средство общего физического развития дошкольников всех возрастных категорий. Игра распространенная, известная каждому, существующая очень давно. Проводить ее рекомендуется в спортивном зале или на игровой площадке, где много свободного пространства. Игра может организовываться по-разному в зависимости от возраста ребят.

Цель подвижной игры «Ручеек»

Цель игры — общее физическое развитие дошкольников, тренировка навыка хождения в хороводе.

Задачи:

  • тренировка умения ходить в установленном направлении, не спотыкаясь, не сталкиваясь с товарищами;
  • развитие ловкости и быстроты движений, общей координации;
  • тренировка навыка восприятия информации на слух, согласования действий с голосовыми командами;
  • закрепление умения формировать пары, действовать в коллективе, соблюдать общеустановленные правила;
  • речевое развитие, формирование умения четко и громко произносить фразы;
  • приобщение к исконной русской культуре через организацию традиционной народной игры;
  • формирование позитивного настроения, улучшение психоэмоционального состояния.

Подвижная игра «Через ручеек» в младшей группе

Для малышей 3–4 лет подходит упрощенный вариант игры. Вспомогательное оснащение не требуется. Количество игроков может быть любым.

В начале игры педагог объясняет правила: ребята должны ходить хороводом, держа товарища за руку, не толкая остальных ребят, громко и внятно произнося определенную фразу.

Подвижная игра «Через ручеек» в младшей группе

Ребята становятся вокруг педагога. Водящий игрок выбирает пару. Он подходит к товарищу, с которым хотел бы стоять в паре, произносит: «А я Мишеньку (или другое имя) люблю, и с собою заберу». Сформировавшие пару ребята хватаются за руки, вскидывают их как можно выше над своими головами. Получается «арка», сквозь которую, держась за руки, аккуратный шагом движутся остальные игроки. Завершив движение, ребята становятся лицом внутрь круга, делают глубокий поклон.

На следующем этапе игры водящий возвращается в круг, а его товарищ, с которым он делал «арку», выбирает себе пару, произнося аналогичную фразу. Игра продолжается по такому же принципу. Желательно, чтобы водящим побывал каждый игрок.

Подвижная игра «Ручеек» в средней группе

Для этого варианта игры тоже не требуется инвентарь. Число игроков может быть любым, но нечетным.

Перед стартом игры педагог объясняет правила: ребята должны крепко удерживать товарища за руку, двигаться попарно, не мешая остальным игрокам, четко и внятно произносить определенные фразы. Основной принцип игры: выбирает товарища игрок, оставшийся без пары, и он должен двигаться от начала «ручья».

Игроки выбирают пару. Определившиеся пары формируют ряд, берутся за руки, вскидывают их высоко над своими головами. Получается длинная «галерея» из рук. Игрок, оказавшийся без пары, подходит к началу «ручейка», подныривает под детские руки, бежит по «галерее». Там он хватает руку ребенка, с которым хотел бы сформировать пару, уводит его за собой. Игрок, лишившийся пары, направляется в начало «ручья», повторяет вышеизложенные действия.

Важно, чтобы ребята двигались по «ручью» и уводили товарищей быстро. В игре важен эффект неожиданности.

Подвижная игра «Ручеек» в средней группе

Подвижная игра «Ручеек» в старшей группе

Игра не требует инвентаря, подходит она и для подготовительной группы. В целом принцип игры повторяет предыдущий, следовательно, количество игроков должно быть нечетным. Отличие в том, что старшие дошкольники могут выучить для игры более длинные фразы, которые сделают игровой процесс более интересным.

Как и в предыдущем варианте, ребята выстраиваются «галереей», подняв сцепленные руки над головами. Игрок, не имеющий пары, выбирает себе товарища, стартуя с начала «ручья». Перед началом движения игрок произносит следующую фразу: «Ручей звонкий, ручеек! Здравствуй, милый мой дружок!». Ребята, формирующие «галерею», говорят в ответ: «В ручей быстро забеги и друзей себе найди!».

После этой фразы водящий пробегает под руками ребят, хватает понравившегося игрока, уводит его, одновременно произнеся: «А я Оленьку (или другое имя) люблю, и с собою заберу». Сформировавшаяся пара направляется в конец «ручья». Оказавшийся без пары игрок идет к началу «ручейка», чтобы продолжить игру по такому же принципу.

Подвижная игра «Ручеек» в старшей группе