Картотека подвижных развивающих игр для дошкольников на тему «Насекомые»

Подвижные игры на тему «Насекомые» — средство не только физического развития дошкольников, но и ознакомления с миром живой природы, расширения естественнонаучных знаний. Представленные в картотеке игры для дошкольников разных возрастных групп уточняют и закрепляют представления о насекомых, их внешнем виде, особенностях жизнедеятельности и питания, пользе и вреде, стимулируют двигательную активность, положительно влияют на физическое и психоэмоциональное здоровье, прививают уважительное отношение к природе, развивают любознательность.

Подвижные игры «Насекомые» в младшей группе

Представляем несколько популярных подвижных игр, которые можно применять на физкультурных занятиях с малышами младшей возрастной группы.

Жуки и птичка

Игра развивает у младших дошкольников навык бега и выполнения действий в соответствии с голосовыми сигналами. Считалкой или любым другим способом выбирается игрок, который станет птичкой. Остальные ребята играют роль жучков. Для игры нужна запись песенки «По дороге жук-жук, по дороге черный».

Ребята-жуки свободно бегают по игровой площадке под включенную песенку. Выполняют все движения, которые делает жук в тексте песни:

  • ложатся на спину и задирают вверх ноги (если игра проходит во дворе, то садятся на корточки);
  • машут руками, словно крыльями;
  • прыгают.

Когда песенка завершается, педагог внезапно говорит: «Птичка летит!». На площадку выбегает ребенок, играющий птичку, старается поймать «жучков». Ребята разбегаются в разные стороны. Пойманные «жуки» не участвуют в следующем игровом этапе.

Жуки и птичка

Бабочки в саду

Игра учит дошколят быстро соображать, ориентироваться в пространстве, двигаться в соответствии с ритмом, приседать. Рекомендуемая длительность игрового этапа — 5 минут. Для игры желательно нарисовать на полу или асфальте мелом крупные цветочки.

Педагог включает плавное музыкальное сопровождение, затем произносит: «Бабочки-красавицы в сад прилетели…». Ребята начинают бегать по игровой площадке, медленно и плавно размахивая руками, стараясь не наталкиваться друг на друга. Затем воспитатель завершает фразу: «…На цветок красивый все тихонько сели». Дети присаживаются на корточки у нарисованных цветков. В конце игрового этапа педагог имитирует голосом завывание ветра, под которое ребята должны возвратиться на старт. Воспитатель отмечает «бабочек», которые двигались наиболее аккуратно и красиво. Затем начинается второй игровой этап.

Бабочки в саду

Воробей и пчелы

Игра, рекомендуемая для дошколят 2 младшей группы, развивает ловкость, верткость, скорость физической реакции, а также тренирует выговаривать звуки «з» и «ж». Один игрок выбирается воробьем. Остальные ребята становятся пчелами.

В начале игры «воробей» стоит в стороне. Можно нарисовать для него гнездо или положить на землю хулахуп. «Пчелы» бегают по игровой площадке, имитируя полет над поляной и сбор нектара с цветков. При этом ребята проговаривают «ж-ж-ж-ж» или «з-з-з-з». По сигналу педагога «воробей» вылетает из «гнезда», пытается поймать «пчелок». Пойманная «пчелка» становится «воробьем».

Воробей и пчелы

Подвижные игры «Насекомые» в средней группе

Предлагаем несколько подвижных развивающих игр на тему «Насекомые», в которые могут играть дошкольники средней возрастной группы.

Медвежата и пчелки

Игра тренирует навык бега и карабканья по вертикальным поверхностям, учит взаимодействовать со сверстниками, соблюдать установленные правила.

Ребята разделяются на две группы. Первая команда становится медвежатами, вторая — пчелками. До старта игры дети-пчелки вскарабкиваются на гимнастические лестницы, которые будут считаться ульями. Для ребят-медвежат на другой стороне игровой площадки создаются «берлоги», например, в виде лежащих на полу хулахупов.

По сигналу педагога «пчелки» спрыгивают с гимнастических лесенок, начинают бегать по площадке, имитируя сбор нектара. Тем временем «медвежата» сторонкой пробираются в «ульи», чтобы полакомиться медом. Воспитатель кричит: «Медведи!». Тогда «пчелки» должны быстро вернуться домой и запятнать «медвежат», которые не успели спрыгнуть с гимнастической лестницы и добежать до своей «берлоги». На следующем игровом этапе «ужаленные медвежата» не участвуют в вылазке за медом.

Медвежата и пчелки

Шустрые кузнечики

Для игры необходимо начертить на полу или асфальте мелом круг такого размера, чтобы все участвующие ребята свободно встали по линии его окружности. Один игрок будет водить, он должен встать в центр круга. Другие ребята становятся кузнечиками, они распределяются по окружности так, чтобы носочки их ступней находились на нарисованной линии.

По сигналу педагога игроки-кузнечики начинают то впрыгивать в круг, то выпрыгивать из него. Водящий игрок должен успеть поймать хоть кого-то из товарищей в то мгновение, когда тот впрыгивает в круг. Игрок, которого удалось поймать, принимать роль водящего. Игру можно усложнить, например, введя правило, чтобы ребята-кузнечики впрыгивали в круг на одной ножке либо выпрыгивали, обязательно перед этим хлопнув в ладошки.

Шустрые кузнечики

Паучок и мушки

В один из углов игровой площадки кладется хулахуп, это будет гнездо паучка. Один ребенок выбирается на роль паучка, остальные участники становятся мушками.

По команде воспитателя игроки-мушки начинают бегать по игровой площадке, размахивая руками, словно крылышками. Ребенок-паучок выжидает, когда мушки попадутся в паутину. По следующему сигналу педагога мушки останавливаются, замирают на месте. «Паучок» начинает ходить между замершими «мушками», выглядывать, шелохнется ли кто-то. Шелохнувшегося игрока «паучок» отводит в свое «гнездо». Пойманные «мушки» не участвуют в следующем игровом этапе, для которого выбирается другой «паук».

Паучок и мушки

Подвижные игры «Насекомые» в старшей группе

Вот несколько популярных подвижных игр про насекомых для развития дошкольников старшей группы.

Комарики и лягушата

Игра тренирует навык прыжков на месте с правильным приземлением на носочки, затем с переходом на упор на полную ступню, учит ловить висящий над головой предмет, укрепляет скелетно-мышечный аппарат нижних конечностей. Также игра тренирует выдержку, учит соблюдать установленные правила и действовать в соответствии с голосовыми сигналами.

Для игры нужно вырезать из плотного, но гибкого материала, например, из полиэтиленовой клеенки, комарика небольшой величины, подвязать его на шнурке к палке длиной около 1 м. Длина шнурка должна быть около 50 см. Ребята играют роль лягушат, они формируют круг и садятся на корточки на некотором удалении друг от друга. Педагог с комариком на палочке становится в центр круга.

Воспитатель начинает плавно двигать палочкой над детскими головами, словно комарик летает. Ребята-лягушата подпрыгивают, оставаясь на корточках, стараясь ухватить руками пролетающего комарика. Педагог должен то опускать, то поднимать комарика, чтобы детям было сложнее его схватить. Когда кто-то из ребят поймает комарика, педагог отмечает это. Выигрывают ребята, которым удалось схватить насекомое хотя бы раз. Желательно провести не меньше 5-ти игровых этапов.

Комарики и лягушата

Гусеничные бега

Игра развивает ловкость, скорость реакции, учит действовать в коллективе, сотрудничать. Для игры нужно подготовить две одинаковые полосы препятствий.

Ребята разделяются на две группы. Игроки каждой команды выстраиваются в ряд, хватают впереди стоящего товарища за талию, крепко держат. Получаются две гусеницы. Эти гусеницы должны, стартовав по сигналу педагога, преодолеть полосу препятствий, при этом сохранив целостность. То есть игроки не должны отрывать рук от талии товарищей. Побеждает команда, первой добравшаяся до финиша.

Гусеничные бега

Подвижные игры «Насекомые» в подготовительной группе

Предлагаем подвижные игры на тему «Насекомые» для дошколят подготовительной возрастной группы детского сада.

Домики для насекомых

Подвижная игра про насекомых для детей развивает скорость физической реакции и концентрацию внимания, учит быстро действовать в соответствии с сигналом, тренирует навык бега.

Каждый игрок получает роль насекомого конкретного вида. Каждому насекомому назначается домик определенного цвета. Ребята должны запомнить свои цвета. Домиками будут разложенные на полу хулахупы. Под музыкальное сопровождение «насекомые» начинают бегать по игровой площадке. По сигналу педагога, когда музыка прервется, ребята должны спрятаться каждый в свой домик. Например, стрекоза — в белый, пчелка — в оранжевый, мотылек — в голубой, божья коровка — в красный, комарик — в серый.

Домики для насекомых

На болоте

Игра учит действовать в соответствии с голосовым сигналом, тренирует навык разных видов движения с высоким физическим напряжением. Ребята разделяются на три группы: комарики, лягушата и цапли.

Педагог включает музыкальное сопровождение, под которое дети начинают выполнять свойственные их персонажам движения:

  • комарики летают — бегают, размахивая руками;
  • лягушата прыгают — подпрыгивают на корточках;
  • цапли ходят по болоту — шагают, сильно сгибая ноги в коленях.

Когда педагог покажет игрокам карточку с изображением лягушек, игроки-лягушата начинают бегать за ребятами-комариками, пытаясь их догнать. Когда воспитатель демонстрирует карточку, изображающую цаплю, игроки-цапли пытаются поймать ребят-лягушат.

На болоте