Подвижная игра «Грибы» для музыкального развития дошкольников

Музыкальная подвижная игра «Грибы» — один из способов творческого и физического развития дошкольников. Игровой материал универсальный, подходит для многих видов музыкальной работы. Благодаря интересному оформлению, игра привлекает детское внимание, прививает интерес к музыке. Она используется для совершенствования мелодического слухового восприятия, чувства ритма.

Цели и задачи

Цель игры — совершенствование слухового восприятия мелодии, ее ритма, высоты звучания.

Занятие предназначено для дошкольников старшей и подготовительной возрастных групп, то есть для 5–7-летних детей. Эта дидактическая игра существует в разных вариантах, ее могут использовать педагоги в непосредственной образовательной деятельности, а также в самостоятельной работе дошкольника.

Задачи:

  • обучение различению высоты звучания;
  • совершенствование музыкального слуха;
  • обучение чистому интонированию звучания;
  • привитие интереса к музыкальному творчеству;
  • развитие цветового восприятия, навыка различать по цвету и звуку;
  • ознакомление с музыкальными инструментами;
  • закрепление основ нотной грамоты.

Музыкальная игра «Грибы и грибники»

Эта игра подходит для дошкольников не только старшей, но и средней возрастной группы.

Для занятия необходимо изготовить игровой материал — фигурки и изображения грибов. Можно сделать их из пластиковых бутылок, сшить из фетра, нарисовать, вырезать по шаблону — как угодно. Главное — грибочки должны быть разного размера соответственно высоте нот, а также иметь шляпки разного цвета. Объемные фигуры должны быть пустыми внутри. Эти грибы пригодятся и для этой, и для нижеперечисленных вариантов дидактической игры.

Для занятия нужно подобрать музыкальные композиции: одну бодрую и веселую, другую хороводную. Ребята формируют круг, взявшись за руки. Педагог кладет на пол внутри круга грибы со шляпками разного цвета, затем включает хороводную мелодию. Дети ходят по кругу, могут напевать какую-нибудь песенку. Когда музыка прерывается, педагог просит воспитанников собрать грибочки со шляпками определенного цвета, например, красного. Ребята собирают под веселую музыку, оставляя грибы других цветов на полу. Затем хоровод продолжается. И так до тех пор, пока не будут поочередно собраны грибочки всех цветов.

За грибами в лес идем

При подготовке этой подвижной музыкальной игры необходимо разложить грибочки на полу с одной стороны игровой зоны. Эта часть помещения будет лесом. В середине игровой зоны, которая будет считаться болотом, нужно нарисовать мелом небольшие круги — это будут кочки. Если места достаточно, можно положить хулахупы, или как-то иным образом обозначить кочки. Главное — не использовать скользкие материалы. На противоположной от леса стороне игровой зоны нужно обозначить дом.

Эта игра тоже подходит для дошкольников старшей и средней группы. Для занятия нужно подобрать плавную и ритмичную мелодию, а также запись шума дождя.

Под плавную мелодию ребята собирают грибочки в лесу в заранее подготовленные корзинки или холщовые мешки. Внезапно педагог включает шум дождя. Ребята с собранными грибами спешат домой через болотную топь, двигаясь только по кочкам, прыгая по ним. Скрываются в доме от дождя.

Педагог выключает шум дождя, снова включает плавную музыку. Ребята покидают дом, неторопливым шагом отправляются в лес по грибы. Затем снова следует шум дождя, и так несколько раз. Важно следить за временем проведения подвижной игры. Чтобы дошкольники средней группы не утомились, рекомендуемая общая продолжительность занятия не должна превышать 5 минут. Дошколята старшего возраста могут играть дольше.

За грибами в лес идем

Грибная лестница

Эта музыкальная игра про грибы предназначена для совершенствования звуковысотного слухового восприятия, закрепления названий нот и их расположения на нотном стане. Она подходит для дошкольников старшей и подготовительной группы, которые уже знакомы с нотами и особенностями клавишных музыкальных инструментов.

Для занятия нужно расположить грибы в ряд от самого большого до самого маленького, чтобы получилось подобие лестницы. Также нужен металлофон, игрушечный или вырезанный из бумаги мотылек. Цвета грибных шляпок должны соответствовать палитре пластин металлофона. А мотылька нужно зафиксировать на палочке.

На первом этапе педагог наигрывает на металлофоне ноты. Воспитанники дают соответствующие нотам названия грибочкам. На втором этапе занятия педагог исполняет на пианино мелодию, а ребята должны понять, повышается или снижается высота звучания. В соответствии с этим дети передвигают мотылька к верхнему или нижнему грибу.

Грибная лестница

Грибное семейство

Игра развивает тембровое слуховое восприятие. Для занятия нужно использовать не изображения грибов, а их объемные и пустотелые формы. Каждый гриб нужно заполнить определенным сыпучим материалом: манной, рисовой, гречневой крупой, фасолью, орехами и прочим.

Педагог расставляет фигурки на полу так, чтобы грибы с одинаковым содержимым были сгруппированы, составляли грибное семейство. Воспитанники разбиваются на соответствующие группы, в каждой выбирают ведущего игрока. Этот игрок ритмично стучит кулачком по грибам из своего семейства. Остальные ребята внимательно слушают, как звучат их грибочки.

Затем игроки разбирают грибы из своего семейства, по команде разбегаются по игровой площадке, бегают и пляшут под музыку. Когда завершается музыкальное сопровождение, педагог просит ребят вернуть грибочки на место, снова составить семейство. Игроки подходят к ведущему, стучат кулачком по его грибу и по своему, сравнивают звучания. Звуки должны совпасть по тембру, тогда игрок остается рядом со своим ведущим.

В конце игры ребята могут устроить выступление, договорившись, какую мелодию будут исполнять. Каждый игрок стучит кулачком в свой грибок. Если ребята затрудняются сформировать мелодию самостоятельно, педагог может негромко включить музыкальную композицию, а дети будут ее повторять.

Дети танцуют