Подвижная игра «Кот и мыши» для речевого, познавательного и физического развития

Игра «Кот и мыши» в детском саду — замечательный способ веселого и активного времяпровождения, физической тренировки дошкольников всех возрастных групп. В игре сочетаются беготня и необходимость стоять неподвижно, что полезно для совершенствования координации движения, коррекции степени активности ребенка. Цель игры «Кот и мыши» — физическое развитие, улучшение пространственной ориентации, формирование навыка двигаться по сигналу.

Предварительный этап

Перед началом игры рекомендуется провести с дошколятами подготовительную работу. В рамках программы по речевому развитию можно прочитать воспитанникам рассказ, сказку, в которой фигурируют мыши и кошка. В рамках познавательного развития рекомендуется провести игру «Детеныши», когда педагог демонстрирует картинки детенышей разных животных, а ребята называют родителей зверят. Можно показать воспитанникам фотоальбом «Домашние питомцы».

Необходимо выбрать игровую площадку. Это должно быть просторное место, где свободно себя будет чувствовать группа дошкольников. В помещении обычно тесновато, поэтому лучше провести игру на свежем воздухе. В одном из углов площадки необходимо начертить палочкой на земле круг или квадрат — это жилище кота. Если игровая площадка асфальтированная, можно начертить фигуру мелом, выложить камушками или палочками, положить хулахуп. Важно напомнить ребятам правила безопасного поведения на асфальте: нельзя толкать товарищей, ставить подножки.

Остается распределить роли. Кот должен быть один. Если никто из ребят не изъявит желание, можно выбрать кота посредством считалки. Остальные ребята становятся мышами. Их количество может быть любым. Но чем больше мышат, тем интереснее игровой процесс.

Чтобы сделать игру более привлекательной для дошколят, рекомендуется сделать ободки на голову с кошачьими и мышиными ушками. Возможно, у кого-то из детей есть покупной обруч в виде меховых ушек кошки. Для мышек можно сделать из веревки хвостики.

Дети в костюмах

Подвижная игра «Кот и мыши» в младшей группе

Правила игры «Кот и мыши»:

  1. Кот становится в очерченный контур.
  2. Мышата бегают по игровой площадке, шалят, прыгают, совершают любые движения. Игра может быть музыкальная, когда мышки танцуют под включенную музыку. Ребята могут дразнить кота, но важно объяснить им, что дразнилки должны быть необидными.
  3. Кот выскакивает из жилища, когда ему вздумается, без предупреждения.
  4. Мышонок, первым увидевший выскочившего хищника, должен крикнуть товарищам: «Кот!». В ту же секунду мышки должны замереть на месте.
  5. Кот ходит между стоящими неподвижно мышами, внимательно на них смотрит. Им можно только моргать и дышать. Поза может быть любой, главное — неподвижность.
  6. Если мышонок не смог устоять неподвижно, шевельнулся, то хищник его хватает, тащит в домик. Обычно младшим дошколятам сложно устоять на месте даже минуту, на это рассчитаны игровые правила.
  7. Когда кот возвращается в жилище с добычей, остальные мышата снова начинают двигаться, прыгать, танцевать. Игра продолжается, пока все мышки не будут пойманы. Тогда выбирается другой ловящий.

Подвижная игра Кот и мыши

Ребятам младшей возрастной группы может быть сложно с первого раза понять игровые правила. Поэтому желательно, чтобы в первой игре роль кота сыграл педагог.

Подвижная игра «Кот и мыши» в средней группе

Игра организуется иначе. Домики есть у мышей, а не у кошки. С одного края игровой площадки нужно начертить линию, за которой нарисовать нужное количество кругов или положить хулахупы. Это мышиные норки. На другом конце площадки нужно поставить стул или как-то изобразить кошачье жилище. Между мышиными норками и кошачьим домиком должна быть дистанция от 5 м.

Игра проводится так:

  1. Кот усаживается на стул. Мышки становятся в хулахупы. Педагог контролирует ход игры.
  2. Воспитатель говорит мышатам: «Кот мышаток сторожит, притворяется, что спит».
  3. Услышав эту фразу, ребята-мышки выскакивают из убежищ, начинают бегать по игровой площадке, прыгать, танцевать. Они не должны толпиться на расстоянии от кошки. Важно, чтобы ребята равномерно распределялись по площадке, подходили ближе к спящему коту.
  4. Педагог произносит: «Ай, беда! Разбудили вы кота!». Можно говорить любые придуманные фразы.
  5. Услышав слова воспитателя, кот встает со стула, произносит громко: «Мяу!». Это сигнал, что мышкам пора разбегаться, хищник выходит на охоту.
  6. Пойманные мышата выбывают. Игра продолжается по тем же правилам, но выбывшие в ней не участвуют.

Игра завершается, когда кошке удается поймать 5 мышат. Игроки выбирают нового ловящего, выбывшие мышата возвращаются в игровой процесс.

Подвижная игра Кот и мыши в средней группе

Подвижная игра «Кот и мыши» в старшей группе

Этот вариант игры, рекомендуемой для дошкольников 5–6-летнего возраста, здорово развивает ловкость, концентрацию внимания, умение увертываться, изгибаться, быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию. Благодаря подвижной игре, в дальнейшем в школе ребятам будет проще показывать умения на уроках физкультуры, участвовать в спортивных соревнованиях.

Рекомендуемое число игроков — 20–30 человек. Педагог выступает координатором, следит за соблюдением игровых правил.

Мыши становятся в круг, а кот — в его центр. Каждый мышонок получает небольшой отрезок тканевой ленты или шнурка, который нужно заткнуть сзади в штанишки, чтобы получилось подобие хвостика. Кошка делает вид, что спит. А мышки тем временем кружат хоровод, при этом напевают заранее заученный текст.

Вот слова детской игры «Кот и мыши»:

На завалинке спит кот,

Мышки кружат хоровод.

Тише, мышки, тише:

Кот Маркиз все слышит.

Как разбудите кота,

Разбежитесь кто куда!

Как только закончился текст песни, для кошки это сигнал, что пора догонять мышат. Те разбегаются в разные стороны. Задача кошки — не схватить мышонка, а вытащить у него висящий сзади «хвостик». Мышка, лишившаяся «хвоста», временно выбывает из игры.

Когда педагог даст сигнал о завершении игрового этапа, который должен длиться около 2-х минут, мышки снова становятся в круг, а кошка показывает, сколько ленточек или шнурков удалось захватить. Воспитатель отмечает, какие игроки лишились «хвостиков». Далее «хвосты» возвращаются мышатам, игра продолжается.

Рекомендуется провести 3 этапа, этого достаточно для нормальной физической нагрузки без утомления. Если кот в течение этапа не смог вытащить ни одного шнурка, он выбывает, а на его место становится другой желающий или выбранный считалкой игрок. В конце игры педагогу следует поощрить ребят-мышек, «хвостики» которых ни разу не попались в кошачьи лапы.

По игровым правилам мыши не должны придерживать «хвосты» рукой, мешая кошке их захватить. Также мышатам нельзя выбегать за очерченные границы игровой площадки.

Когда ребята хорошо запомнят правила, игру можно усложнить: выбрать двух ловящих, подготовить шнурки двух цветов. Пусть один кот хватает «хвосты», например, красного цвета, другой — белого.

Подготовительная группа

Этот вариант игры развивает ловкость и координацию во время прыжков, умение чувствовать ритм.

Нужно начертить большой круг. Ребенок, играющий кошку, становится в центр круга. Остальные ребята начинают, взявшись за руки, водить хоровод за пределами круга. При этом напевают указанный в описании предыдущей игры текст.

Слова детской игры Кот и мыши

Когда песенка заканчивается, мышата впрыгивают в круг, остаются в нем, пока кошка не реагирует на вторжение. В круге они не стоят на месте, а двигаются, прыгают на одной или двух ногах. Пока кот не проявил активности, выпрыгивать из круга нельзя. Когда хищник внезапно набрасывается на мышей, они должны увернуться, выскочить из круга до того, как будут схвачены. Игрок, пойманный кошкой, берет ее роль.

Игрокам — и ловящему, и преследуемым — можно двигаться только прыжками. Как и предыдущая, эта игра длится в 3 этапа по 2 минуты. Если за этап кот не смог никого поймать, он выбывает. В конце игры педагог отмечает ребят, которые ни разу не попались в кошачьи лапы.