Разрезные картинки для детей 3 лет и принцип работы с ними

Разрезные картинки для детей 3 лет — самый простой, но эффективный способ совершенствования наглядно-образного мышления. В ходе занятия дошкольник учится составлять единое целое из нескольких частей, подбирать к изображению подходящие недостающие элементы. Игры с разрезными картинками наиболее подходят для ребят младшего дошкольного возраста, поскольку являются интересным и доступным способом ознакомления с окружающим миром, формирования представления о целых и составных объектах.

Цели и задачи игр с разрезными картинками

Цель работы с разрезными картинками — обучение навыку составления целого из частей.

Задачи:

  • развитие образного и логического мышления;
  • расширение представлений об окружающем мире;
  • расширение индивидуального словаря по разным темам;
  • формирование представления о целостности объектов;
  • обучение способности соотносить представляемый образ с видом реального объекта;
  • тренировка навыка складывания частей в единый плоскостной образ;
  • активизация речевых навыков;
  • совершенствование мелкой моторики;
  • развитие зрительного восприятия, воображения и концентрации внимания;
  • воспитание усидчивости, настойчивости, сосредоточенности.

Какими должны быть разрезные картинки для детей 3 лет

Разрезная картинка — предметное или сюжетное изображение, разрезанное по произвольным линиям. Для детей 3 лет рекомендуется выбирать изображения, которые разрезаны по прямым, а не изогнутым линиям. В этом случае дошкольник не отвлекается на рассматривание разнообразных контуров частей рисунка, а сосредотачивается на составлении целого образа.

Для проведения первых игр следует брать карточки, разрезанные только на 2 части. То есть начинать следует с самых простых заданий, чтобы дошкольник 3 лет познакомился с принципом складывания изображений. Когда ребенок освоит выполнение задания, можно давать ему картинки с 3–4 частями. Все изображения должны быть знакомы ребенку 3 лет. Это могут быть мультипликационные и сказочные персонажи, животные, фрукты, игрушки.

Принцип складывания разрезных картинок

Начинать работу с разрезными карточками нужно с того, что дошкольник должен рассмотреть целостные изображения. Пусть ребенок назовет изображенные объекты, обратит внимание на их расцветку, перечислит цвета. Пусть назовет части изображенного объекта. Например, можно спросить, где у домика крыша, где у петушка хвост и так далее.

Далее можно приступать к выкладыванию картинки. На первых занятиях перед глазами ребенка обязательно должен находиться целостный образец. Потренировавшись, дошкольник 3 лет легко сможет составлять изображения без образца.

Сложность картинок нужно увеличивать постепенно. Поначалу это должно быть только прибавление частей предметного изображения, затем следует предложить ребенку составить сюжетную картинку. Когда ребенок начнет успешно складывать такие изображения, можно еще больше усложнить задание. Для этого следует одну или две детали картинки перевернуть вверх тормашками.

Потом можно подмешать в набор частей одной картинки кусок другого изображения. Дошкольник должен определить, какая часть лишняя. Желательно сначала для тренировки подложить кусок изображения отличного от основной картинки цвета. Например, часть образа зеленого листочка в изображение красного зрелого помидора. Ребенок, логически поразмыслив, поймет, что части картинок различаются цветами. Далее для усложнения можно подложить часть аналогичного по цвету объекта. Например, красный мяч в зрелый помидор. Оба предмета красные и круглые, дошкольнику будет сложнее сориентироваться.

Если у дошкольника возникают проблемы с выполнением задания с новым уровнем сложности, то следует вернуться на этап назад, проработать его еще раз. Не стоит подмешивать в набор частей картинки куски сразу нескольких других изображений: для ребенка 3 лет это будет слишком сложно.

Работа с разрезными карточками обычно очень нравится младшим дошкольникам. Ребята чувствуют себя конструкторами, которые могут построить что-то красивое и интересное. Например, разрезав картинку домика на фасад, крышу и фундамент, можно предложить ребенку побыть строителем.

Главное условие успешности работы с разрезными карточками — подходящий настрой дошкольника, его желание заниматься, увлеченность процессом. После каждого правильного выполненного задания обязательно следует хвалить ребенка.