Разрезные картинки для детей 4 лет и принцип работы с ними

Разрезные картинки для детей 4 лет — простой и эффективный способ формирования представлений о целостности объектов окружающего мира. Занятие по складыванию изображений необычайно полезное, положительно влияющее на мыслительные способности, знакомящее с цветами и формами окружающих объектов, способствующее разностороннему развитию. Также игры с разрезными картинками можно использовать для обнаружения нарушений интеллектуального развития детей 4–5 лет.

Цели и задачи занятий с разрезными картинками

Цель — формирование навыка составления целого объекта из частей.

Задачи:

  • расширение и систематизация представлений об окружающем мире;
  • получение навыка ориентации в разных свойствах объектов — формах, цветах, величинах;
  • совершенствование наглядно-образного, действенного и логического мышления;
  • речевое развитие, расширение словарного запаса по разным темам;
  • формирование представления о целостности предметов;
  • развитие навыка соотношения воображаемого образа с реальным целостным объектом;
  • тренировка умения складывать части в единое целое методом прикладывания;
  • совершенствование координации рук и моторики пальцев;
  • тренировка зрительного восприятия, ассоциативных навыков, концентрации внимания;
  • воспитание усидчивости, целеустремленности, наблюдательности, внимательности.

Цветы в горшках

Школьный автобус

Мальчик гуляет с собакой

Какими должны быть разрезные картинки для дошкольников 4 лет

На разрезных карточках должны быть изображены знакомые дошкольникам 4 лет объекты. Рекомендуемые для этой возрастной группы темы:

  • животные;
  • бытовые сюжеты;
  • фрукты, овощи, цветы;
  • игрушки;
  • бытовые предметы и мебель;
  • одежда и обувь;
  • транспорт.

Поскольку работа с иллюстративным материалом формирует представление об окружающем мире, влияет на эстетическое развитие ребенка, то нужно внимательно выбирать подходящие изображения. Важно учитывать не только степень сложности иллюстраций, но и содержательную их часть.

Если для малышей предусмотрены примитивные картинки, с минимальной детализацией, состоящие из 2–3 частей, то для дошкольников 4 лет подойдут более сложные предметные и сюжетные изображения, разрезанные на 4–6 произвольных частей. Например, если для малыша 2 лет подбирают картинки солнышка, варежки, яблока, домика, то ребенку 4 лет будет гораздо интереснее складывать человечка возле домика, бабочку на цветке и прочие подобные изображения с несколькими детализованными объектами.

Цветы и бабочки

Семья

Уборка в комнате

Человек с тележкой

Для развивающих занятий с дошкольниками вне зависимости от возрастной группы больше подходят картинки, разрезанные прямыми линиями, а не изогнутыми, как в пазлах. Обусловлено это тем, что разнообразные изогнутые линии могут отвлекать внимание ребенка от содержания иллюстрации. Хотя для дошкольников с 4 лет можно применять и пазлы.

Между пазлами и разрезными картинками есть существенные различия в плане развития навыков. Дело в том, что при складывании пазлов ребенок не может сам осознать и исправить ошибку, то есть отсутствуют варианты действия, а значит, нет возможности развивать воображение, анализировать, сравнивать получившийся вариант с образцом. Зато пазлы эффективнее разрезных картинок развивают мелкую моторику. Оба занятия эффективно воспитывают усидчивость, настойчивость.

Фрукты

Гардероб

Одежда на веревке

Стирка

Принцип складывания разрезных картинок

Дошкольники, которым исполнилось 4 года, несколько иначе визуально соотносят объекты, чем младшие ребята. С этого возраста у детей формируется навык составления частей не методом обнаружения совпадений, а изначального выявления совпадающих элементов. То есть ребенок не выхватывает из кучи части, состыковывая их без разбору в поисках совпадений, а уже целенаправленно ищет совпадающие детали.

Занятие с разрезными карточками с ребенком 4 лет должно строиться по следующему принципу:

  1. Педагог раскладывает перед воспитанником части разрезной карточки, рядом кладет аналогичное целостное изображение в качестве образца.
  2. Объясняет суть задания. Показывает, как его правильно выполнять.
  3. Дошкольник собирает картинку. Сравнивает с образцом. Убеждается в правильности работы.
  4. Затем рассказывает, что видит на получившемся изображении. Перечисляет цвета, в которые окрашен изображенный объект, указывает его форму, размер, части, из которых он состоит.

Когда дошкольник научится быстро собирать изображение по образцу, можно усложнить работу. Пусть внимательно рассмотрит готовую картинку, запомнит ее. Затем педагог убирает образец, ребенок должен составить изображение по памяти.

Еще одним вариантом усложнения задания может стать подмешивание в набор частей одной картинки элементов другого изображения. Ребенок должен определить, какие части лишние, не относятся к составляемому изображению.

Если ребенок правильно складывает картинки после первой тренировки, то можно не сомневаться в правильном развитии у него образного и действенного мышления. Если дошкольник 4 лет в течение 2–3 попыток не может правильно составить изображение, но потом осваивается с заданием, то можно говорить о слабом формировании образных представлений при нормальном уровне мыслительных способностей, умении анализировать и сравнивать. Если же ребенок сам не справляется с заданием, постоянно нуждается в помощи педагога, то можно подозревать недостаточное интеллектуальное развитие.

Цветы

Комната

Мебель

Отдых

Овощи

Детские игрушки

Игрушки

Диван