Разрезные картинки для детей 5 лет и принцип работы с ними
Разрезные картинки для детей 5 лет — увлекательный и доступный способ ознакомления с окружающим миром, формирования представления о целостных и составных объектах. Игры с картинками приносят большую пользу дошкольникам: стимулируют мышление, знакомят с широким перечнем объектов окружающего мира, способствуют многостороннему развитию. Занятия с разрезными иллюстрациями можно использовать в педагогической практике для выявления нарушений мыслительных способностей у детей 5–6 лет.
Цели и задачи занятий с разрезными картинками
Цель занятий — формирование умения составлять плоскостной объект из частей.
Задачи:
- расширение и систематизация представлений об объектах окружающего мира;
- получение навыка ориентации в свойствах объектов;
- тренировка образного, действенного, логического мышления;
- развитие связной речи, расширение индивидуального словаря, закрепление новых понятий;
- формирование начальных математических представлений, обучение счету;
- формирование представления о целостных образах предметов;
- развитие навыка соотношения воображаемого образа с реальным объектом;
- развитие умения составлять единое целое из нескольких частей;
- совершенствование координированной работы рук, моторики пальцев;
- улучшение сенсорного восприятия, ассоциативных способностей, концентрации внимания;
- воспитание усидчивости, наблюдательности, настойчивости, внимательности.
Какими должны быть картинки для детей 5 лет
Разрезные картинки, предназначенные для дошкольников 5 лет, должны быть не такими, какие предлагаются детям младшей возрастной группы. Если малыши 2–3 лет играют с примитивными изображениями, состоящими из одного узнаваемого объекта с малой детализацией, то ребятам старшей группы можно предложить более сложные иллюстрации, предметные и сюжетные, состоящие из нескольких детализованных объектов.
Количество частей разрезанного рисунка для дошкольников старшего возраста может быть любым, но не очень большим. Оптимальное количество элементов — 4–8.
Дошкольникам 5–6 лет можно предложить игры с разрезными картинками, формирующими начальные математические и филологические представления. Например, это может быть изображение, разрезанное на несколько вертикальных полос, в нижней части которых написан ряд чисел. Задача ребенка — составить изображение, выложив полоски по возрастанию числового ряда.
Также на математических занятиях можно использовать разрезные карточки, изображающие определенное количество предметов и соответствующую цифру рядом. Сложив картинку, ребенок говорит, какое количество предметов изображено.
Для филологических занятий можно использовать, например, вертикально разрезанные карточки, изображающие какой-либо объект. Внизу на каждой части написан слог названия этого объекта. Ребенок складывает изображение, затем читает слово по слогам.
Принцип складывания картинок
Игры с разрезными карточками с ребенком 5 лет строятся по такому принципу:
- Педагог кладет перед дошкольником элементы разрезной картинки и аналогичную целую иллюстрацию в качестве образца.
- Рассказывает и показывает, как правильно выполнять задание.
- Ребенок составляет картинку. Сравнивает с образцом.
- Рассказывает, что какой объект у него получился.
На занятии по речевому развитию можно предложить дошкольнику составить по получившемуся изображению краткое описание.
По тому, насколько успешно дошкольник 5–6 лет справляется с выкладыванием картинки, можно оценить его интеллектуальное развитие. Если после первого объяснения ребенок справляется с заданием, то у него нет проблем с развитием образного и действенного мышления. Если у дошкольника не получается правильно выполнить задание после нескольких подсказок педагога, то можно подозревать нарушения мыслительной способности, воображения и концентрации внимания.