Все об увлекательной технике рисования на воде Эбру — рекомендации для занятий с дошкольниками

Рисование на воде Эбру в домашних условиях — необычайно интересное и захватывающее средство развития творческих способностей у ребенка. Как одна из оригинальных техник изобразительного творчества, Эбру позволяет почувствовать себя художником даже при отсутствии творческих навыков. У дошкольников улучшаются цветовое восприятие и моторика пальцев рук. Занятие простое, не утомительное, подходит для детсадовцев всех возрастных групп.

Эбру — рисование на воде

Такое название дано оригинальной изобразительной технике, при которой основой для рисования становится не бумага, а водная гладь. Это вызывает недоумение, ведь краски при контакте с водой смешиваются и растекаются. Но при рисовании Эбру применяется не простая вода, а особая жидкость вязкой, киселеобразной консистенции. В такой субстанции пигменты не растекаются, остаются на поверхности, держат форму. Создается такой эффект, благодаря разнице в плотности пигментов и жидкости.

Эбру — настолько древняя техника рисования, что назвать точное время и место ее происхождения невозможно. Но известно, что уже в 12 веке японские служители культов практиковали «суминагаши» — рисование причудливых орнаментов на бумаге из риса. В переводе на русский японское слово переводится как «плывущие чернила».

Сегодня местом происхождения рисования на воде принято считать Турцию, поскольку именно там хранится самый древний сохранившийся экземпляр художественного произведения, созданного в этой технике в середине 16 века. Название оригинальной изобразительной техники происходит от персидского «абри», что значит «облачная бумага». А иранское название «абр-о-бад» переводится как «ветреные облака».

Техника Эбру

Набор для рисования на воде Эбру

Попрактиковать рисование на воде можно и в домашних условиях, и в детсадовской группе. Проще всего приобрести в художественном салоне комплект для рисования Эбру. Но можно сэкономить, подготовить некоторые необходимые материалы самостоятельно. Однако во втором случае придется затратить время и усилия.

Вот что нужно, чтобы создавать рисунки на воде:

  • пластиковый контейнер;
  • загущающий состав для воды;
  • краски для рисования Эбру;
  • разные по размеру и форме кисточки;
  • стаканчик с водой для мытья кистей;
  • бумажные салфетки;
  • грунтованный картон или матовые листы плотной бумаги;
  • гребешки, спицы, палочки, шило.

Набор Эбру

Краски для Эбру натуральные, безвредные. Их изготавливают на водной основе из желчи рогатого скота и пигментных минеральных соединений. Получается легкая, легко расплывающаяся, но остающаяся на водной поверхности субстанция. Купить такие краски можно в художественных магазинах, в нашей стране в ассортименте преобладают турецкие и отечественные бренды.

Рисовать будет удобнее, если разлить краски из флакончиков, в которых они продаются, по небольшим емкостям, например, пластиковым стаканам.

Если финансы не позволяют купить краски для Эбру, чтобы заниматься с ребенком дома, можно использовать гуашь, но в этом случае основой для рисования должно стать молоко. Также заменить специальные краски можно масляными, которые придется разжижать. Можно купить подходящий разбавитель в художественном салоне, а можно взять подсолнечное масло.

Загущающий состав для рисования Эбру реализуется в форме порошка или концентрированной жидкости. На таре написана инструкция по разбавлению, ее нужно обязательно соблюдать, поскольку особенности использования различаются у продукции от разных производителей. Загущающие составы для Эбру основаны на соке дерева гевеи, том самом, из которого производят каучук. Это вещество придает краскам вязкость, необходимую для плавного изменения формы без расплывания и погружения на дно.

С загущающим составом можно сэкономить, необязательно покупать его в художественном салоне. На домашней кухне можно найти вещества, которые могут стать основой для приготовления вязкой субстанции. Рассмотрим два рецепта:

  1. Из крахмала. Чтобы сделать загущающую основу, сварите киселеобразную крахмальную массу. Она не должна быть чересчур плотной. Когда масса остынет, влейте небольшое количество силикатного клея. При чрезмерном загущении субстанции, добавьте воды, размешайте. Готовую основу профильтруйте.
  2. Из желатина. Маленькую ложку желатина растворите в кружке воды. Перелейте в герметично закрывающуюся емкость. Постепенно вливайте туда воду, интенсивно взбалтывайте, добиваясь, чтобы желатиновая масса обрела киселеобразную консистенцию. Оставьте готовую массу на 2 часа, затем профильтруйте.

В магазинном комплекте для рисования Эбру предусмотрен контейнер формата А4, куда заливается основа. Но можно приобрести пластиковую посуду отдельно. Причем она необязательно должна быть альбомного формата. Можно даже приобрести несколько контейнеров разной формы и величины. Главное — борта должны быть достаточно высокие, чтобы жидкость не расплескивалась.

Краски

Кисточек нужно взять несколько: каждую для определенного колера. Желательно брать изделия с жестким ворсом, он позволяет набирать большие капли, которые затем проще стряхнуть на основу. Погружать кисти в жидкость не нужно. К ней даже не следует прикасаться, иначе пигмент погрузится на дно, из-за чего рисунок будет испорчен. Краску нужно разбрызгивать или аккуратно стряхивать на основу. Тогда она будет плавно расходиться пятнами по поверхности, создавая причудливые узоры.

Спицы и прочие острые приспособления нужны для прорисовывания мелких элементов, вытягивания узоров, придания им нужной формы. Острыми инструментами удобно создавать флористические мотивы, насекомых, птичьи перья. При работе с такими приспособлениями важно протирать салфеткой их кончик после каждого применения определенного колера.

Грунтовый картон нужен, если хочется перенести художественное произведение на твердую основу. Но это сложная задача, которая по силам при наличии опыта рисования красками Эбру. Важно так положить плотную основу, чтобы рисунок на жидкости не сдвинулся, иначе перенесенное изображение окажется смазанным. Новичкам не стоит сразу браться за плотную основу, лучше попробовать перенос рисунка на обычную бумагу.

Техника рисования Эбру на воде в домашних условиях

Представляем подробный мастер-класс рисования на воде, который можно использовать для занятий с детьми от 3 до 12 лет:

  1. Сделайте загущающий состав. Если купили готовый продукт, распечатайте тару, далее действуйте так, как указано в инструкции.
  2. Влейте загущающую основу в контейнер. Не лейте до края. Субстанция должна лишь полностью покрыть дно. На поверхности могут сформироваться пузыри воздуха. Чтобы их убрать, накройте поверхность основы бумажным листом, оставьте на 2 минуты.
  3. Начинайте рисование с создания фона, если композиция будущего рисунка не подразумевает иное. Чтобы сделать фон, закапайте основу каплями одного или нескольких колеров. Для получения крупных пятен используйте кисточки. А вот для создания мелкоузорчатого фона рекомендуется перелить краску во флакончик с распылителем. Капли, растекаясь, не сливаются, между ними должны оставаться четкие линейные границы. В итоге получается рисунок, напоминающий мраморную поверхность со множественными прожилками. Если краска расплывается, сливается, то выбрана неудачная консистенция.
  4. Попробуйте рисовать узоры, используя гребешки, шило и прочие острые предметы. Выразительность и пестрота рисунка определяются расстоянием между гребневыми зубцами. Концы острых предметов погружайте в емкость с краской, затем осторожно приближайте к рисовальной поверхности. Концы должны едва соприкасаться с основой, но не погружаться в нее ни на миллиметр. Попробуйте посредством шила изменить очертания нанесенных пятен, пройдитесь его концом по пигментированной поверхности. Пятно вытянется, изменит форму. Если необходимо расширить пятно, капните в его центр еще 1–2 капли аналогичного колера.
  5. Завершенный рисунок при желании перенесите на твердую основу. С предельной осторожностью, стараясь не сдвинуть узор, положите бумажный лист на поверхность жидкости. Легонько пальцами прижмите бумагу к основе, чтобы ни один край не топорщился. Не давите сильно, иначе жидкость зальется на верхнюю сторону листа, работа будет испорчена. Пусть бумага полежит 15–30 секунд. Если используются гуашь и молоко, держать бумагу нужно 5–10 минут, тогда краска лучше впитается, рисунок получится более насыщенным.
  6. Используя пинцеты или кончики пальцев, подцепите края бумажного листа, снимите его. Причем проведите лист через борт контейнера, чтобы жидкость ушла обратно. Иногда, если бумага неплотная, ее края от долгого лежания в жидкости сами приподнимаются, тогда снимать ее легче. Положите рисунок высыхать на резиновой или другой удобной подстилке. Высохшее произведение при желании вставьте в рамку.

Не спешите выливать рисовальную жидкость. Ее можно оставить назавтра для повторной работы. Поскольку пигменты плавают на поверхности, их нужно лишь аккуратно снять при помощи бумажных кусочков. А очищенную жидкость накройте полиэтиленовой пленкой или пластиковой крышкой, чтобы она не высохла.

Набравшись опыта в переносе рисунка на бумажную основу, можно попробовать создавать произведения на других материалах, даже на поверхностях декоративных и подарочных предметов. Алгоритм рисования такой же, действовать иначе придется только на последнем этапе, где материал опускается в основу, затем поднимается. Вот с какими поверхностями можно работать:

  1. Ткань. Принцип окрашивания такой же, как бумаги, только придется еще более аккуратно выкладывать и поднимать полотно, возможно, с помощью второго человека.
  2. Керамические изделия. На них замечательно смотрятся узоры, выполненные по технике Эбру. Разрисованная керамика — отличный подарок. Материал пористый, хорошо поглощает пигмент. Плоские изделия просто опускают на пигментированную основу. А вот с объемными предметами работать сложнее, их приходится прокручивать по поверхности жидкости.
  3. Деревянные изделия. Тоже хорошо впитывают краску. Здесь принцип окрашивания такой же, как для керамических изделий.

Занятия с детьми и их польза

Предлагать дошкольникам в детском саду рисование на воде можно, учитывая их возрастные способности. Программа занятий усложняется поэтапно по возрастным группам.

Перед началом первого рисования обязательна пояснительная и стимулирующая работа. Педагог должен показать воспитанникам фотографии или слайды с примерами готовых художественных работ. Это вызовет у детей интерес к нестандартной технике рисования, желание самому изобразить что-нибудь на воде. Также педагог должен рассказать о технике Эбру, показать дошколятам на практике, как рисовать.

Рисунки в технике Эбру

Техника рисования на воде полезна тем, что позволяет раскрыть ребенку свою индивидуальность, полноценно заниматься творчеством даже при слабых художественных способностях. Рисование Эбру не подразумевает четких правил нанесения изображения, здесь не требуется очерчивание контуров и определенное сочетание цветов, то есть дошкольник может творить по своему усмотрению, что положительно влияет на психоэмоциональное состояние, заставляет получать неподдельное удовольствие от работы. При желании ребенок может даже изобрести собственные способы нанесения и распределения краски по воде.

Рисование на воде может применяться с терапевтической целью для детей, у которых отмечаются нервно-психические патологии, высокая возбудимость.

Ребенок начинает сам осознавать пользу от творческого процесса, его перестают пугать ошибки. Он начинает воспринимать их не как свидетельство неспособности к творчеству, а как шаги на пути к поставленной цели.

Задачи рисования на воде:

  • развитие воображения, интеллекта, образного и нестандартного мышления;
  • привитие интереса к изобразительному искусству;
  • формирование навыка использования разных приспособлений и материалов для художественного творчества;
  • воспитание усидчивости, аккуратности, прилежности, умения выполнять дело до конца;
  • развитие навыка передачи эмоционального состояния через художественное творчество.

Младшая группа

Занятия с младшими дошкольниками ограничиваются рисованием фона. Детей 2–3-летнего возраста несложно научить капать на основу капли разного колера. Не стоит использовать много красок, достаточно 2–4 цвета для первого знакомства с техникой рисования. На этом этапе дети должны усвоить, что пятна можно делать разного размера в зависимости от количества капель.

Средняя группа

Когда малыши освоят создание округлых пятен, можно предложить им изменить очертания рисунка при помощи гребешков, палочек и иных приспособлений.

Старшая группа

Старшие дошкольники с удовольствием создают с использованием разных приспособлений сложные и многоцветные узоры, завитки, флористические мотивы. Палитра расширяется. В старшей возрастной группе важно обучение созданию многоэлементного рисунка, то есть узоров и объектов на предварительно сделанном фоне.

Подготовительная группа

Здесь воспитанников уже можно учить переносу рисунка на плотную основу. Когда дети научатся переносить изображение на бумагу, можно предложить им сделать то же самое с тканью. Таким образом можно создать, например, симпатичный платок для мамы или сестры к 8 Марта.