Все о рисовании по номерам: методы и техника работы, особенности материалов
Рисование картин по номерам — изготовление живописных произведений разной сложности путем закрашивания определенными колерами контурно обозначенных зон на полотне. В каждом контуре начертан номер, соответствующий конкретной краске. Создатели живописи по номерам — руководитель компании «Palmer Paint» Макс Кляйн и дизайнер Дэн Роббинс. Комплекты для изобразительного творчества разработаны на основе образовательной методики да Винчи, предлагавшего подмастерьям разрисовывать холсты, разбитые на пронумерованные секторы.
Содержание
Что входит в комплект для рисования
Благодаря комплектам для рисования по номерам, далекий от изобразительного творчества человек может вообразить себя живописцем, ведь он получает все основные приспособления и материалы для живописи.
Стандартный комплект включает:
- банки с акриловой или масляной краской, обозначенные номерами;
- художественные кисти;
- инструкцию;
- копию изображения для контроля правильности нанесения колеров;
- разбитую на секции с номерами картонную основу либо загрунтованный холст.
Многие производители дополнительно включают в комплект лак для преображения готовой картины и крепежи для фиксации произведения искусства на стене. Крепежные элементы могут фиксироваться на клейкую с обеих сторон ленту, но такой вариант подходит не для всех настенных текстур.
Для начальных занятий предпочтительны недорогие комплекты с картонной основой. Картон хорошо поглощает избыток нанесенной краски. С холстом управляться сложнее, зато картины получаются фактурными. Номера и границы секторов на полотне могут быть одноцветными или многоцветными. Второй вариант рекомендован для детей и при проблемах зрения.
Некоторые дешевые комплекты для рисования не включают подрамник. Приходится приобретать его отдельно. Подрамники делятся на фиксированные и модульные. Первые предназначены для занятий с акрилом. Модульные подрамники дорогие. Их конструкция позволяет усилить натяжение холста, если он вдруг провиснет. А провиснуть он может при использовании масляной краски, создающей после высыхания на полотне тяжелую корку.
Количество кистей в комплекте для рисования по номерам бывает разным, разнятся изделия также по размеру и назначению. Изготавливают инструменты художника из натуральной шерсти, обычно колонка, либо искусственных волокон. Причем второй вариант неплох, если используется акриловая краска. Колонковые кисти чрезмерно мягкие, обильно поглощают жидкость, поэтому оптимальны для акварельных красок. А вот для масляных лучше брать кисти с грубыми, похожими на щетину, ворсинками.
Оптимальная кисть для акрила — эластичная, умеренно жесткая, держащая форму. Такие изделия хорошо удерживают в ворсе краску.
Вот какие кисти входят в большинство комплектов для рисования по номерам:
- плоская прямоугольная — для закрашивания больших кусков изображения, создания коротких и крупных полос, а также для лакирования завершенной картины;
- конусовидная с острым концом — для проведения длинных и тонких линий при легком прикосновении к полотну, а при нажатии получаются широкие полосы;
- контурная — похожая на плоскую, с более коротким и плотным ворсом, благодаря чему удается проводить четкие тонкие линии, создавать цветовые градиенты;
- овальная — тоже похожая на плоскую, только ворс закруглен с обоих боков, благодаря чему получаются разноразмерные мазки;
- шрифтовая — вытянутая, округлая, позволяющая создавать тонкие линии, выводить текст;
- ретуширующая — с уплощенным, скошенным под углом концом, предназначена для цветовых градиентов даже на крошечных секциях;
- веерообразная — уплощенная, с растопыренными ворсинками, нужна для размазывания цветовых границ и изображения множественных тонких объектов, например, травинок.
Наиболее распространенная краска в комплектах с номерами — акриловая. Срок хранения составляет 3–5 лет при +15–25°C, но при условии, что тара герметична. Поэтому при покупке комплекта убедитесь, что на емкостях отсутствуют подтеки. Для длительного хранения акрила банки либо плотно закручиваются, либо имеют защелкивающийся механизм.
Тара кажется небольшой, но содержимого хватает для завершения работы. Краску разводить не нужно. Но есть комплекты, в которых для получения правильной картины колеры приходится смешивать, создавать оттенки. Номера на емкостях соответствуют указанным на полотне. В некоторых комплектах для рисования есть еще банка без номера. Обычно это черный или иной густо-темный колер, которым закрывают непронумерованные секции.
Основа акриловой краски — вода. Состав не имеет выраженного запаха, не содержит ядовитых компонентов, но при контакте с воздухом быстро загустевает.
В некоторых комплектах для рисования акрил реализуется в тюбиках. В них срок годности дольше, благодаря надежной герметичности. В ходе рисования художник выдавливает малую порцию краски на специальную палитру с пронумерованными ячейками.
Как выбрать подходящую картину по номерам
Первое, что нужно учесть, — сложность рисования. Определить параметр можно по числу и величине секций на полотне, по количеству колеров. Производители отмечают, насколько сложны изображения, количеством звезд, изображенных на упаковках комплектов.
Простые картины состоят из множества крупных и малого числа среднеразмерных секций. Это фауна, цветы, юмористические сюжеты. Изображения средней сложности включают крупные, среднеразмерные и в незначительном количестве мелкие секции. Это пейзажи, натюрморты. Сложные картины состоят из огромного числа среднеразмерных и мелких секций. Это архитектура, портреты, религиозные сюжеты. Новичку браться за сложные варианты не стоит, сначала следует набить руку.
Второе, на что обратить внимание, — четко ли отпечатаны номера на полотне и вспомогательной копии изображения. Если номер плохо пропечатан, придется выбирать колер наугад. Хорошо, если есть художественное чутье. А если нет, можно испортить картину.
Еще один значимый момент — хорошо ли на подрамник натянут холст. Он может быть ослаблен, тогда на нем заметны бугристые дефекты, либо перетянут. Если конструкция модульная, для нормализации натяжения нужно лишь вбить в ее углубления клинышки. Если подрамник обычный, надежнее отнести его в багетную мастерскую на исправление. Но, если есть уверенность в своих способностях, можно исправить подрамник дома.
При оптимальном натяжении холст, если по нему стукнуть пальцем, издает глухой звук, напоминающий барабан вдалеке.
Чтобы исправить подрамник, нужен ряд инструментов: мебельный скобозабиватель, плоская отвертка, плоскогубцы, линейка. Если скобозабивателя нет, можно взять мелкие гвозди.
Вот как разгладить холст для рисования по номерам самостоятельно дома:
- Вытащите старые скобы. Снимите полотно.
- С помощью линейки убедитесь, что стороны подрамника равны по диагонали и параллели.
- Полотно положите на подрамник так, чтобы изображение не было искаженным. Волокна холста должны быть направлены параллельно сторонам подрамника.
- Зафиксируйте полотно временными скобами, сильно не натягивая.
- Край полотна, загнув вниз, зафиксируйте в центральной точке рамки на длинной стороне.
- Натяните холст, прилагая усилие, и прикрепите его к противоположной длинной стороне. Не тяните сильно, чтобы конструкция не деформировалась.
- Аналогичное действие произведите с короткими сторонами рамки.
- Вбейте остальные скобы на дистанции 3–5 см друг от друга.
- Удалите временные скобы.
Еще один нюанс, требующий внимания при приобретении комплекта для рисования, — стиль. Он важен, если готовой работой планируется украсить комнату. Стиль картины должен соответствовать интерьеру. Соответствующей должна быть и рама: пышной и помпезной или скромной и лаконичной. В любом случае предпочтительна деревянная, а не пластиковая, она выглядит приличнее, солиднее. Стоит обратиться в багетную мастерскую, тамошний специалист предложит наилучшие варианты.
Подготовка к рисованию по номерам
Для занятия следует дополнительно подготовить кусок полиэтилена, чтобы застлать стол, стаканчик с водой для обмывания кистей, палитру, салфетки для снятия краски. Если финансы позволяют, можно приобрести мольберт.
Важно позаботиться о комфортном освещении, ярком, но не ослепляющем глаза. Если стоит яркий день, мольберт находится у окна, то дополнительных источников света не нужно. В остальных случаях требуется лампа.
Методы рисования картин по номерам
Существуют 4 варианта заполнения полотна краской. Каждый выбирает наиболее удобный для себя:
- От светлых оттенков к насыщенным. Если сначала закрыть светлые секции, то при нечаянной помарке их несложно перекрасить темными тонами. А вот ошибочно нанесенный насыщенный оттенок исправить светлым практически невозможно.
- От обширных секций к мелким. Так удается избежать клякс и помарок, а также в последующем корректно распределить нюансы, вырисовать мелкие элементы, изобразить блики и тени в правильных местах. Да и общий характер картины становится понятнее.
- От центральной точки в стороны. Этот вариант удобен технически, особенно если художник рисует за столом, может вращать холст в разные стороны. В этом случае исключено случайное задевание рукой нанесенной краски.
- С верхнего края вниз. Еще один технически удобный вариант, особенно если холст закреплен на мольберте. Тоже исключает случайное задевание свежей краски.
Техника рисования картин по номерам
Первым делом нужно уяснить, как держать кисть. Так же, как принято удерживать карандаш при письме. Важно, чтобы рука опиралась о картину, но не всей поверхностью, а лишь концом мизинца для предупреждения размазывания изображения. Рука не будет быстро уставать, кисть не будет дрожать. Это позволит точно прописывать тонкие линии. Вместо пальца можно использовать профессиональное приспособление — муштабель.
В целом технически раскрашивание по номерам ничем не отличается от обычного рисования акриловой краской. Но следует уяснить несколько правил, как правильно рисовать картину по номерам начинающим:
- Следует натренировать руку на обычных мазках, затем переходить к нестандартным методам нанесения краски. Главное на начальном этапе — научиться максимально ровно и по толщине, и по очертаниям секций накладывать краску, аккуратно и плавно двигать кистью.
- При закрашивании обширных секций желательно сначала очертить кистью контур, затем уже наносить краску внутри него.
- Не стоит перескакивать с одного оттенка на другой. Желательно заполнить краской из одной разгерметизированной банки максимальное число секций, прежде чем браться за следующую. Причем желательно начинать с редко встречающихся номеров.
- Если при рисовании замечена помарка, нельзя неудачный кусок удалять водой. Акрил сохнет быстро, растворить его не получится. Единственное решение проблемы — положить поверх высохшего слоя новый правильный.
- Светлые оттенки могут слабо закрывать поверхность холста, сквозь нанесенный тон проступает номер. В этом случае необходимо наложить несколько слоев краски. Либо сначала замазать номер белой краской, а после ее высыхания положить тот колер, который нужен.
- Также краску несколькими плотными слоями можно положить, если хочется добиться эффекта объемности некоторых элементов картины.
- В некоторых случаях границы между секциями можно размывать. Чтобы понять, следует ли это делать, нужно посмотреть на аналогичный кусок изображения на картине-образчике. Если там границы размыты, или если кажется, что в этом случае с размытием будет лучше, то нужно его делать.
- Некоторые секции на холсте настолько мелкие, что номера могут быть перемещены со стрелкой на соседние участки. Поэтому рисовать нужно осторожно и внимательно, стараясь не замазать номера.
Завершенную картину можно лакировать, чтобы придать более престижный вид, защитить от грязи, ультрафиолета, влаги. Для покрытия холста подойдут следующие составы:
- матовый — придает колерам насыщенность и глубину;
- глянцевый — делает изображение гладким и блестящим, но ослабляет фактурность;
- кракелюрный — придает эффект состаренности, растрескиваясь при высыхании.
Советы по использованию и хранению красок и инструментов
Кисти нужно обмывать и протирать после каждого нанесения краски, а в конце занятия тщательно помыть теплой водой с мылом. А лучше, если не планируется смешение колеров, купить для каждой банки с номером отдельную кисть. Ведь даже малейшая капля краски, оставшаяся на ворсе, может испортить оттенок, который используется следующим.
Недопустимо держать кисти долго в воде. Нельзя чистить ворс агрессивными химикатами, скрести его, высушивать горячим воздухом.
После занятия нужно проверить, насколько плотно закрылись банки с краской. Подтеки на краях банок нужно сразу удалять, чтобы они не нарушали герметичность. Бесполезно думать, что делать, если засохла краска для рисования по номерам: ее не восстановишь. А вот если акрил лишь загустел, его можно восстановить. Единственное средство, чем разбавить краски для рисования по номерам, — вода. Достаточно капнуть пару капель в емкость, размешать. Если переборщили с водой, подержите банку открытой около 15 минут, чтобы избыток жидкости испарился.
С виду кажется такое рисование лёгким, но без правильного подхода не получится нужный эффект. Если соблюсти рекомендуемые методы именно по последовательности раскрашивания, то картина получается красивой, без резких переходов с цвета на цвет.
Если в набор кладут несколько видов кистей, лучше использовать все, например толстой кистью легче рисовать середину выбранного участка, а тонкой подравнивать концы. А самые маленькие детали иногда приходиться промазывать несколькими ворсинками.
Краску при рисовании лучше не жалеть, в конце она остаётся. Лучше накладывать более толстый слой, картина ярче получается. Тем более акриловой рисовать не сложно, она хорошо ложиться. Но, часто краска бывает слишком густой, приходиться разбавлять водой, хотя это не рекомендуется.
Рекомендации по выбору подходящей картины правильные, новичкам их знать важно, чтобы не разочароваться в конечной работе. В любом случает картина в первый раз покажется недостижимой, я первое время брала с минимальным количеством цветов, без сильно мелких деталей.
Если бы раньше знать способы распрямления холста, избежала бы много мучений, некоторые картины пришлось выравнивать под прессом уже после высыхания, но раскрашивать было неудобно. А вообще сам подрамник, который входит в набор отлично справляется с выпрямлением за счёт натяжения.