«Солнышко и дождик» — музыкально-соревновательная детская игра для физического развития

Подвижная игра «Солнышко и дождик» — увлекательное и простое занятие для развития интеллектуальных и физических способностей. В процессе игры дошкольники укрепляют свое здоровье, становятся ловчее, сильнее, выносливее. Занятие нацелено на улучшение координации движений, дети учатся двигаться с разной скоростью, не сталкиваясь друг с другом, воспринимать сигналы к действию, реагировать на них.

Задачи

Цель игры солнышко и дождик — повышение двигательной активности, оздоровление, улучшение координации движений.

Игра выполняет следующие задачи:

  • стимулирует двигательную активность;
  • тренирует выполнять действия в соответствии с командами;
  • развивает речевые навыки;
  • улучшает психоэмоциональное состояние, удовлетворяет стремление общаться, взаимодействовать со сверстниками;
  • воспитывает коммуникабельность, доброжелательность, интерес к здоровому образу жизни и физическим тренировкам.

Музыкальная игра «Солнышко и дождик» для младшей группы

Играть можно и на дворовой площадке, и в помещении. Игра доступна для всех дошкольных возрастных категорий, но наиболее рекомендована для младших дошкольников, у которых как раз совершенствуется координация движений. Рекомендуемый минимальный возраст для участия в игре — 2 года. В подготовительной группе в «Солнышко и дождик» обычно не играют: для детей этой возрастной категории такая игра примитивная, поэтому неинтересная. От возрастной категории и количества игроков зависит, насколько просторной должна быть игровая площадка.

Игровые правила легко усваиваются дошкольниками. Когда педагог дает команду, что стоит ясная погода, ребята выскакивают на площадку, начинают бегать, танцевать, выполнять другие активные действия. При этом нельзя выходить за отмеченную границу игровой площадки. Когда педагог даст другую команду, что пошел дождь, игроки должны схватить лежащие по краям площадки зонты, раскрыть их над головой. С зонтиками дети должны добежать до стульчиков или лавочек, стоящих за границей игрового участка.

Девочки под зонтиками

Для детей средней и старшей возрастной группы рекомендуется ввести в игру соревновательный момент. Игрок, добежавший до лавочки последним, выбывает. В этом случае играть положено до тех пор, пока не останется победитель.

Игра «Солнышко и дождик» способствует установлению взаимопонимания между педагогом и дошкольниками, формированию доверительных и дружелюбных взаимоотношений. Дети играют с большим увлечением, удовлетворяя одну из основных потребностей — укрепление физического здоровья. Маленькие дети непоседливы, много бегают, но не всегда их движения скоординированные, не всегда бурная активность к месту. В этой игре дошколята отрываются: ничто не ограничивает физическую активность, никто не запрещает бегать. Благодаря этому, ребята испытывают огромное удовольствие, становятся открытыми и жизнерадостными.

Поскольку игра подразумевает простые телодвижения и одинаковые действия, игроки сближаются, начинают внимательно наблюдать друг за другом. Так реализуется подражательная функция, одна из важнейших в развитии маленького ребенка. Дошкольник учится быть не хуже товарищей, выполнять все действия так же хорошо. Такой опыт взаимодействия положительно влияет на настроение.

Игра Солнышко и дождик

Подготовка к игре

Первым делом необходимо подготовить игровую площадку. Нужно очертить или как-то иным способом обозначить границу участка. Если дети будут играть на голой земле, то можно для очерчивания использовать палочку. Если игра планируется на асфальте, можно сделать контур мелом.

Затем нужно поставить за границей участка стулья, скамейки, лавки — все, что может в игре обозначаться как «укрытие». Если ничего нет, можно начертить «укрытия» на земле в виде кругов или иных форм, обнести их по краям камнями, шишками или палками для лучшей видимости. Также можно положить на землю хулахупы, если их достаточно. Важно, чтобы «укрытия» находились на одинаковом расстоянии от границы игровой площадки — так игра будет справедливой.

Если есть время и желание, можно тематически декорировать игровой участок, сделать, например, изображения веселого солнышка и хмурой тучки. По краям игрового участка необходимо разложить зонты по количеству игроков. Обычно педагоги, планируя игру, предварительно просят воспитанников прийти в детский сад с зонтиком.

Чтобы играть детям было веселее и интереснее, желательно выбрать для игры музыкальное сопровождение. Оно должно включать две композиции: одну плавную и неторопливую — сопровождающую солнышко, вторую бодрую, быструю — указывающую на начало дождика.

Музыкальная игра «Солнышко и дождик» со словами

Игровой процесс состоит из следующих этапов:

  1. Педагог, собрав воспитанников, рассказывает им правила игры.
  2. Далее произносит «Гляньте, малыши, на небо. Что вы там видите? Яркое солнышко! Ему радуются все животные и растения. Солнышко зовет нас на прогулку. Выходите гулять!».
  3. Услышав команду педагога и включенное музыкальное сопровождение, дети выскакивают на игровую площадку.
  4. Педагог произносит: «Ой, ребята, посмотрите на небо. Что случилось? Большая хмурая туча наползла на солнышко. Начинается дождик. Быстро хватайте зонтики, спешите в укрытие!».
  5. Дети хватают зонты, разбегаются по намеченным участкам.

Слова игры «Солнышко и дождик» необязательно должны быть такими, какие указаны. Педагог может говорить собственные фразы, «приправляя» их соответствующими эмоциями.

Рекомендации по ходу игры

Перед началом игрового процесса педагог должен обязательно рассказать воспитанникам об естественных процессах в атмосфере, причинах дождя, о понятиях «пасмурная» и «ясная погода». Старших дошкольников можно дополнительно загрузить информацией о видах облачности и формировании туч.

После игры желательно провести творческое занятие для закрепления усвоенной информации. Пусть воспитанники нарисуют пасмурную и ясную погоду.

Игровой процесс для старших дошкольников можно усложнить, сделать интереснее. На игровой площадке нужно разложить какие-нибудь одинаковые небольшие предметы — это будут грибы или цветы. В этом случае игровой задачей становится не только бегать по площадке, пока солнышко не спряталось за тучу, но и попутно собирать грибочки, цветочки.