Картотека сюжетно-ролевых игр, рекомендованных ФГОС для старших дошкольников

Сюжетно-ролевые игры в старшей группе — особая форма развития и обучения, позволяющая дошкольникам познакомиться с профессиями и видами деятельности взрослых, научиться правильно действовать в быту, развить в себе коммуникативные навыки. Для этих игр характерно отсутствие четко установленных правил и условий, благодаря чему ребята развивают воображение, инициативность, ответственность, самостоятельность.

Картотека сюжетно-ролевых игр в старшей группе

Картотека включает игры, разделенные на две категории по сюжетному содержанию и образовательному влиянию на дошкольников. В нее вошли сюжетно-ролевые игры ФГОС в старшей группе на социально-бытовые и на профессиональные темы.

Сюжетно-ролевые игры на социально-бытовые темы

Эти игры учат старших дошкольников правильному построению семейных отношений, выполнению обязанностей члена семьи, тренируют навыки обслуживания себя в быту, соблюдения гигиены. Дети учатся правильно вести себя как в дружеской компании и внутри семьи, так и среди незнакомых и малознакомых людей. Благодаря этим играм, дети учатся не теряться в разных житейских ситуациях, грамотно действовать в любых условиях, корректно общаться со сверстниками и взрослыми людьми.

Дети и родители

Цель сюжетно-ролевой игры в старшей группе — формирование представления о семейных отношениях и их значимости в формировании личности, знакомство с домашними обязанностями для каждого члена семьи, раскрытие и закрепление моральных аспектов действий взрослых людей, воспитание доброжелательного, заботливого отношения к близким людям.

Игроки распределяют роли: кто-то играет маму и папу, кто-то — бабушку и дедушку, кто-то — детей. Если участников много, можно добавить в игру роли дяди и тети, сестер и братьев, других родственников. Можно использовать в игре куклу, которая станет младенцем. Педагог не участвует в игре, а только наблюдает, при необходимости корректирует действия воспитанников, решает спорные ситуации, разбирается в возникающих конфликтах.

Сначала ребята создают в игровом зале имитацию комнат в квартире: ставят мебель, раскладывают бытовые предметы. Педагог задает определенную тему, например: «Мама утром собирает ребенка в школу». Игроки, играющие маму и ребенка, выполняют действия, соответствующие указанной ситуации. Вот еще несколько тем, которые можно использовать в игре:

  • «Семья собирается в выходной день на пикник»;
  • «Дети помогают родителям убираться в квартире»;
  • «Сын помогает папе ремонтировать стул»;
  • «Семья готовит праздничный обед».

Задаваемые темы должны подразумевать не только общение между персонажами, но и выполнение физических действий.

Чтобы дошкольникам было проще вникнуть в игровой процесс, педагог перед началом игры может прочитать воспитанникам несколько бытовых рассказов.

Дружная семья

К нам пришел Мойдодыр

Цель игры — закрепление гигиенических правил и умения использовать разные предметы гигиены, приучение к ежедневному уходу за собой, воспитание аккуратности и чистоплотности, формирование представления о важности гигиены для организма.

Перед игрой педагог читает воспитанникам сказку Корнея Чуковского или включает соответствующий мультфильм. Ребята обсуждают, кто такой Мойдодыр, почему он пришел к мальчику.

Педагог говорит, что к воспитанникам в гости тоже пришел Мойдодыр, демонстрирует большую иллюстрацию этого персонажа. Мойдодыр принес дошколятам подарки — предметы гигиены. Он хочет знать, умеют ли ребята ими пользоваться. Педагог раскрывает к

оробку, в которой лежат гигиенические приспособления, ребята рассматривают содержимое. Затем воспитатель просит дошколят продемонстрировать, умеют ли они пользоваться предметами гигиены. Пусть дети покажут на куклах, как пользоваться каждым гигиеническим приспособлением: зубной щеткой, расческой, полотенцем, мочалкой, пемзой, туалетной бумагой, носовым платком.

Мойдодыр

Как пользоваться этим предметом?

Кафе

Цель — обучение правильному поведению в заведениях общепита и иных общественных местах, знакомство с кухонными профессиями.

Для игры нужно подготовить игрушечные деньги и посуду, оборудовать игровой зал так, чтобы он стал похож на кафе. Дошкольники выбирают себе роли: повара, посетители, официанты. Педагог рассказывает воспитанникам, что кукла Маша решила пригласить всех в кафе, чтобы угостить вкусностями. Дети, играющие посетителей, рассаживаются за столики. Игроки-официанты начинают их вежливо обслуживать, принимают оплату. А дети-повара готовят вкусности по заказу.

Кафе

Олимпиада

Цель игры — привитие стремления заниматься спортом, вести здоровый образ жизни, совершенствование физических способностей и спортивных навыков, улучшение координации и скорости движений, ловкости, пространственной ориентации.

Для игры необходимо подготовить медали, которые будут раздаваться лучшим участникам, доску для записи очков, различный спортивный инвентарь. Дети выбирают роли: судьи, тренеры, спортсмены. Педагог предлагает провести Олимпиаду, в рамках которой ребята будут соревноваться в разных спортивных дисциплинах. Каждый ребенок, играющий спортсмена, выбирает вид спорта, в котором хочет участвовать. Педагог следит за правильностью и справедливостью состязаний, судьи выставляют очки. В конце победители соревнований получают медали.

Олимпиада

Улица

Цель сюжетно-ролевой игры — закрепление правил движения пешеходов и водителей, значений дорожных знаков, воспитание уважительного отношения участников дорожного движения друг к другу, формирование умения ориентироваться в возникающих на дороге ситуациях, расширение индивидуального тематического словаря.

Для игры необходимы большие игрушечные машинки, светофоры, дорожные знаки. Игроки распределяют роли. Те ребята, что играют сотрудников ГИБДД, получают полосатую палочку, импровизированный измеритель скорости и фуражку. Дети, играющие автомобилистов, получают водительские удостоверения и прочие документы, нужные водителям.

Игровая площадка превращается в городскую улицу. Перед началом игры воспитатель и дети помечают расположение проезжих частей, расставляют светофоры и знаки. В ходе игры пешеходы ходят по тротуарам, автомобилисты ездят по дорогам, сотрудники ГИБДД смотрят за порядком, соблюдением правил дорожного движения.

Улица

Зоопарк

Цель игры — расширение представлений о дикой природе, воспитание уважительного и заботливого отношения к живым существам, расширение тематического индивидуального словаря.

Для проведения игры нужно собрать разных игрушечных животных, поместить их в импровизированные клетки. Можно изготовить клетки из подручных материалов, а можно использовать, например, сетчатые стеллажи и контейнеры для спортивного инвентаря. Также нужно изготовить входные билеты и деньги.

Педагог говорит воспитанникам, что в детском саду появился собственный маленький зоопарк. Чтобы посмотреть животных, нужно купить билеты. Воспитатель выступает кассиром, ребята за игрушечные деньги покупают у него билеты. Дети подходят к клеткам, педагог рассказывает о каждом животном, его повадках, рационе, местах обитания. В своей лекции воспитатель должен обязательно подчеркивать необходимость уважать живую природу, заботиться о животных.

Зоопарк с мягкими игрушками

Сюжетно-ролевые игры на профессиональные темы

Представленные далее игры знакомят старших дошкольников с профессиями, их значимостью и пользой для общества. Дети узнают, чем занимаются люди определенных профессий, какими инструментами и приспособлениями пользуются, каков результат их труда. По таким играм педагог может выявить склонность воспитанников к определенным видам деятельности.

Магазин

Задачи сюжетно-ролевой игры в старшей группе — знакомство с профессией продавца, обучение навыку различения и классификации товаров по определенным признакам, воспитание доброжелательного и приветливого отношения друг к другу, расширение тематического словарного запаса.

Для игры нужно взять разные игрушки, которые можно представить в качестве товаров, разместить их на импровизированных витринах. Также необходимо распечатать игрушечные деньги. Перед игрой педагог и дети превращают игровую площадку в магазин, расставляют прилавки и витрины, подписывают разные секции товаров: продукты, мебель, посуда, одежда и прочее. Дошколята распределяют роли: одни становятся продавцами-консультантами, другие — покупателями, третьи — кассирами. Педагог не участвует в игровом процессе, а только следит за его правильностью.

Дети-покупатели приходят в импровизированный магазин, выбирают товары, консультируются с продавцом, затем идут к кассе, чтобы расплатиться за покупку. В этой игре важны не только действия всех персонажей, но и их контакт меж собой, общение. Воспитатель должен следить за тем, насколько вежливо и деликатно дети общаются между собой, корректно ли задают вопросы и дают ответы.

Магазин

Школа

Цель игры — знакомство с профессией школьного учителя, расширение и уточнение представлений о том, как проходят занятия в школе, какие дисциплины там преподают, почему школьные знания важны для будущего, воспитание уважительного отношения к учителям и стремления прилежно учиться, получать школьные знания, увеличение тематического словаря.

Для игры потребуются основные ученические принадлежности: ручки и карандаши, тетради, букварь, другие книги. Для игрока-учителя нужно подготовить доску, импровизированный классный журнал, мел, указку. Учителем становится ребенок, изъявивший желание или выбранный товарищами. Остальные ребята играют учеников.

Перед началом игры воспитатель беседует с дошкольниками на тему того, зачем нужна профессия учителя, какими качествами должен обладать человек, выбравший эту работу, почему эта профессия сложная. Далее дошкольники начинают играть в школу: игрок-учитель дает задания, а ученики их выполняют. Можно выбрать несколько игроков-учителей, тогда первый будет преподавать математику, второй — язык и литературу, третий — музыку, и так далее.

Учитель возле доски

Детский сад

Цель — расширение представлений о профессиях всех работников детского сада: воспитателей, нянечек, поваров, преподавателей музыки и физкультуры. Игра формирует представление о том, зачем нужен детсад, какими личностными качествами должны обладать педагогические работники.

Для игры нужны куклы, которым достается роль детей в детском саду. А настоящие дети распределяют меж собой роли детсадовских работников. Педагог не участвует в игре, а только подсказывает воспитанникам, как должен вести себя работник, как он обращается с детьми, как ухаживает за ними. Важно, чтобы игроки научились находить выход из сложных ситуаций. Например, игрок-воспитатель должен понять, что делать, когда маленький ребенок плачет, капризничает.

Куклы

Больница

Цель сюжетно-ролевой игры — знакомство с медицинскими профессиями и используемыми для лечения людей инструментами, воспитание внимательности, доброжелательности и других личностных качеств, необходимых для работы врачом, расширение тематического словаря.

Для игры нужны куклы, которые будут пациентами больницы. Детям, которые будут играть врача и медсестру, нужно вручить игрушечный медицинский набор, надеть белые халаты. Медики садятся за рабочий стол. Остальные игроки берут в руки кукол, говорят от их имени. Кукла приходит на прием к врачу, жалуется на какое-нибудь заболевание или травму. Врач проводит осмотр, ставит диагноз, выписывает лекарства и процедуры. Медсестра выполняет процедуры и иные указания врача. Если пациент нуждается в длительном лечении, медсестра помогает ему пройти в палату стационара.

Врачами могут стать сразу несколько игроков, тогда у каждого будет своя специальность: окулист, хирург, отоларинголог, невролог, стоматолог и прочие. Педагог интересуется у ребят, игрушки которых были вылечены, могли ли они избежать заболевания или травмы, что для этого нужно или нельзя было делать, почему так важно заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни. Воспитатель должен следить за правильностью действий медицинских работников, при необходимости их корректировать. Также педагог должен контролировать общение между медиками и пациентами, оценивать, насколько вежливо и корректно ведется беседа.

Куклы сидят на диване

Скорая помощь

Цель — привитие интереса к медицинским профессиям, воспитание доброжелательности, отзывчивости, внимательности, чуткости, уважительного отношения к людям, спасающим жизнь других людей, формирование представления о важности работы скорой медицинской помощи.

Для игры нужно подготовить игрушечный медицинский набор и большой детский автомобиль, в котором могут уместиться несколько детей. Если электрического автомобиля, который будет выполнять функцию кареты скорой помощи, нет, можно просто использовать хулахуп, внутрь которого становятся дети, и игрушечный руль. Звуки сирены будут издавать сами игроки в машине или педагог. Ребятам, которые будут играть врачей скорой помощи, нужно надеть медицинские костюмы. Остальные игроки будут пациентами.

Больные по очереди звонят в скорую помощь. Педагог следит, чтобы ребята правильно набирали номер на игрушечном телефоне и называли диспетчеру информацию: фамилию, адрес, возраст, возникшие проблемы со здоровьем и самочувствием. Врачи спешат в машине к больному, осматривают его, ставят диагноз, проводят лечение на месте или транспортируют в больницу.

Перед игрой педагогу рекомендуется сводить воспитанников в медицинский кабинет детсада, где медик проведет короткую экскурсию, покажет инструменты, которыми пользуется. Также можно почитать дошколятам сказку «Доктор Айболит», другие сказки, стихи и рассказы, посвященные теме работы медиков, продемонстрировать сюжетные иллюстрации, показывающие работу медицинских специалистов.

Детская машина

Аптека

Цель игры — расширение представления о профессии фармацевта и принципе работы аптеки, о разнообразии лекарственных препаратов, увеличение индивидуального тематического словаря.

Для проведения игры педагог и ребята превращают игровой зал в импровизированную аптеку с полками, на которых стоят медикаменты, и с кассой. В качестве лекарств можно использовать разные баночки, флакончики, пустые коробочки из-под медикаментов, при необходимости подписать их.

Перед началом игры педагог беседует с воспитанниками о том, как важны аптеки, что делают работающие там специалисты. Дошкольники должны уяснить, что есть фармацевты, советующие и продающие медикаменты людям, а есть заведующие аптеки, которые руководят процессом, следят за порядком. В некоторых аптеках есть лаборатории, в которых фармацевты изготавливают лекарства на заказ. Для продажи некоторых медикаментов, которые опасны при неправильной дозировке, фармацевт требует у покупателя рецепт от врача.

Уяснив всю эту информацию, дошкольники приступают к игре, распределяют роли. Педагог следит за правильностью действий воспитанников.

Аптечный прилавок

Поликлиника

Цель игры — знакомство с принципом работы поликлиники, формирование представления о значимости профессии терапевта, воспитание уважительного, доброжелательного, внимательного отношения друг к другу, умения деликатно и вежливо вести беседу с медицинским специалистом.

Для игры нужны игрушечные телефоны. Игрок, которому досталась роль врача, надевает медицинский халат. Остальные игроки играют роль больных. Они по очереди звонят терапевту в поликлинику с определенными жалобами на здоровье. Врач внимательно выслушивает больных, дает советы по лечению, в некоторых случаях советует прийти в поликлинику на обследование или обещает посетить больного на дому.

В первой игре желательно, чтобы роль врача сыграл педагог. Тогда детям будет проще вникнуть в принцип работы этого специалиста, в особенности общения между врачом и пациентом. Симптомы заболеваний ребята придумывают самостоятельно, это способствует развитию воображения. Главное, чтобы описываемые ими симптомы были естественными, реально существующими, а не «мне фея залетела в ухо».

Врач и пациент

Парикмахерская

Цель — знакомство с профессией парикмахер, принципом работы парикмахерской и разнообразием инструментов для создания стрижек и причесок, воспитание культурной и деликатной манеры общения, увеличение тематического словарного запаса.

Для игры потребуется игрушечный парикмахерский набор. Ребенок, играющий парикмахера, надевает рабочий халат. А для клиентов импровизированной парикмахерской необходима накидка. Перед игрой педагог беседует с воспитанниками о том, что делают парикмахеры, какую пользу приносит эта профессия. Дошкольники узнают, что в парикмахерских не только стригут волосы и делают стильные прически, но также делают маникюр и педикюр. Парикмахерская может делиться на два зала: мужской и женский.

Ребята делятся на парикмахеров и клиентов. Можно организовать игру так, чтобы все игроки были парикмахерами, тогда в качестве клиентов можно использовать кукол с волосами. В конце игры ребята оценивают результаты друг друга, выбирают самые красивые прически.

Парикмахерская

Лаборатория

Цель сюжетно-ролевой игры — формирование и закрепление представлений о научных специалистах, работниках лабораторий. Дошкольники узнают, насколько сложна и специфична работа в научных учреждениях, насколько интересно работать в лабораториях.

Для проведения игры нужно подготовить детский лабораторный набор с микроскопом. Также необходимо собрать материал, который можно исследовать под микроскопом: песок, жучков, листья, пищевые продукты и прочее.

Перед игрой педагог объясняет ребятам, как в научных лабораториях проходят исследования. Сначала ученый выбирает объект исследования и подготавливает лабораторные принадлежности. Затем проводит исследование, при необходимости фотографирует результаты, вносит полученные данные в лабораторный журнал. Результаты своих исследований специалист обсуждает с другими учеными, вместе они приходят к определенному выводу. Выслушав объяснения педагога, дошкольники приступают к исследованию с соблюдением этапов.

Лаборатория для детей

Строители

Задачи сюжетно-ролевой игры — знакомство с разнообразием строительных профессий и с техническим оснащением стройки, обучение навыку возведения простейших конструкций, формирование представления о сложности и опасности работы строителя, воспитание коммуникабельности, умения продуктивно работать в коллективе, расширение тематического индивидуального словаря.

Для игры можно использовать «Лего» или другой детский конструктор. Также нужны игрушечные машины, используемые в строительстве: подъемный кран, самосвал и другие. Перед началом игры педагог демонстрирует воспитанникам изображения представителей разных строительных профессий в рабочей форме с необходимыми для работы инструментами.

Далее воспитатель предлагает дошкольникам соорудить для кукол просторное и красивое жилище. Ребята выполняют задание, обязательно используя игрушечные машины, объясняя свои действия. Дошколята могут распределить роли, каждый играет представителя определенной профессии: один каменщика, другой крановщика и так далее. Каждый игрок рассказывает, какую работу выполняет его специалист, какими инструментами пользуется. Педагог следит, чтобы во время строительства ребята корректно общались меж собой. В конце игры дошколята заселяют в построенный дом кукол.

Строительные специальности