Картотека развивающих сюжетно-ролевых игр для дошкольников средней группы
Сюжетно-ролевые игры в средней группе — средство ознакомления дошкольников с окружающим миром, повседневным бытом, профессиями, социальными аспектами жизни. Дети 4–5-летнего возраста транслируют через игру имеющийся жизненный опыт: воспроизводят обстоятельства и ситуации, подражают действиям и словам взрослых. Игровыми персонажами становятся индивидуумы, имеющие определенную профессию, выполняющие конкретную социальную роль. Так дошкольники учатся выполнять разные роли в реальном социуме.
Содержание
Цель сюжетно-ролевой игры в средней группе
Цель — формирование и закрепление умения выполнять разные ролевые действия.
Задачи сюжетно-ролевой игры в средней группе детского сада:
- развитие коммуникабельности, умения взаимодействовать с людьми разных возрастов;
- улучшение социальных навыков, закрепление правил поведения в обществе;
- формирование навыка самостоятельного определения роли, выбора подходящих атрибутов;
- совершенствование речевых способностей, умения строить диалог;
- нравственное развитие, воспитание положительных личностных качеств;
- творческое развитие.
Дошкольники средней возрастной группы в своей игровой деятельности уже способны самостоятельно варьировать сюжеты, действовать в коммуникации с товарищами без помощи взрослого. К этому возрасту у детей уже должно быть сформировано гибкое ролевое поведение. Задача педагога состоит лишь в том, чтобы распределить роли, предложить игровые атрибуты, а в ходе игры следить за порядком, соблюдением правил, своевременно гасить конфликты между игроками. Сюжетно-ролевые игры эффективны, только если между дошкольниками установлены дружеские отношения, нет недопониманий и разногласий.
Особенности сюжетно-ролевых игр в средней группе детсада
Организовывать игры в средней детсадовской группе положено либо в дообеденное время после основных занятий и процедур, либо на прогулке на свежем воздухе.
Особенно актуальны для средней группы так называемые производственные или профессиональные игры, в которых дошкольники играют людей определенных профессий. Детский мозг интенсивно копит повседневную информацию, в памяти откладываются социальные и поведенческие нормы, демонстрируемые взрослыми людьми.
Сюжетно-ролевые игры обязательно должны предваряться подготовительными занятиями. Педагог может читать воспитанникам рассказы о разных профессиях, организовывать беседы на социальные темы. Чтобы мотивировать детей к беседе, педагог может продемонстрировать иллюстративный материал, показывающий разные бытовые и профессиональные ситуации. Во время прогулки или похода по городским улицам можно обращать внимание дошкольников на то, как работают дворники, курьеры, почтальоны, водители общественного транспорта.
Отличным вариантом подготовительного мероприятия может стать экскурсия в учреждение или заведение, где дошкольники знакомятся с представителем определенной профессии, узнают, чем он занимается, какую пользу обществу приносит. Предварительно педагог договаривается с этим сотрудником о встрече с детьми. Такую экскурсию будет нетрудно организовать в библиотеку, на почту, в школу. В самом садике детей можно сводить в пищеблок, чтобы им рассказали о своей работе повара, и в прачечную, где ребята познакомятся с прачкой. Также с дошколятами могут поговорить уборщицы и дворник.
Поскольку в 4–5-летнем возрасте дошкольники уже четко осознают разницу в гендерной принадлежности, сюжетно-ролевые игры нужно подбирать раздельно для мальчиков и девочек. Девочкам обычно нравится играть в домохозяек, учительниц, поваров. То есть им подходят игры, раскрывающие образ женщины как матери, жены, хранительницы очага. А вот мальчикам больше нравятся игры, раскрывающие образ мужчины как спасателя, помощника, добытчика, лидера. Для них подойдут игры в космонавтов, шоферов, моряков, строителей.
Но, несмотря на гендерные нюансы, педагогам следует организовывать игры так, чтобы было интересно и мальчишкам, и девчатам, чтобы для каждого нашлась роль. Детям нужно объяснить, что хлопотать по дому могут не только мамы, но и папы. Что большинство профессий подходит как для мужчин, так и для женщин. Так, женщина может управлять экскаватором или строительным краном, а мужчина может работать поваром или школьным учителем.
Проведение сюжетно-ролевых игр во время прогулки делает времяпровождение полезным и увлекательным. Дошкольники с большой охотой собираются на прогулку, когда воспитатель обещает проведение интересной игры. Особенно, если игра подразумевает использование игрушек и атрибутов, надевание специальных предметов гардероба. Игровой процесс во время прогулки должен длиться около 30 минут. Причем он должен включать физическую тренировку, познавательно-трудовую деятельность, речевую активность.
Картотека сюжетно-ролевых игр в средней группе
Сюжетно-ролевые игры условно делятся на бытовые, производственные, общественные. Их положено проводить в течение всего года, распределять по месяцам, соотносясь с основными занятиями. Сюжетно-ролевые игры в средней группе по ФГОС с целями по месяцам следует включать в календарно-тематическое планирование.
Игры на бытовые темы
В ходе этих игр дошкольники воспроизводят семейный быт, учатся строить правильные внутрисемейные отношения, грамотно реагировать на разные бытовые ситуации.
Семья
Игра демонстрирует моральные нормы поведения взрослых людей, воспитывает ответственность, стремление выполнять семейные обязанности, оказывать помощь близким людям, продуктивно действовать в коллективе. Дошкольники учатся своими силами организовывать необходимую для проведения игры обстановку. Для занятия необходимы куклы и игрушечные обиходные предметы.
Дошкольники распределяют роли членов семьи. В ходе игры создаются ситуации, требующие решения. Например, для девочки, играющей старшую дочку, педагог диктует такую задачу: «Родители ушли в гости, тебе нужно убраться в комнате, выбросить мусор, позаботиться о младшем брате, покормить его, уложить спать». Девочка выполняет все заданные действия.
Грибники
Поездка в лес по грибы — одна из вариаций семейного досуга, знакомая дошкольнику. Игра учит ребенка правильно вести себя в лесу, взаимодействовать со взрослыми. Дошкольники запоминают, какой должна быть одежда грибника, какие грибы можно и нельзя класть в корзину. Для игры нужно подготовить муляжи съедобных и несъедобных грибов, игрушечную посуду, подходящую верхнюю одежду и сапожки для каждого игрока.
Игроки распределяют роли членов семьи. Мама одевает детей в лес, подбирает правильный гардероб. Папа заводит автомобиль, везет семью в лес. Важно, чтобы игрок, играющий папу, вел себя, как настоящий автомобилист: крутил руль, сигналил, делал остановки для отдыха. Для большей реалистичности желательно, чтобы дети ехали в лес в детском электромобиле, если такой имеется. Уже в лесу родители показывают детям, как собирать грибы, какие съедобные и несъедобные. Вернувшись домой, семья готовит грибной суп.
Семейная прогулка
Игра учит подбирать правильную одежду для каждого сезона года, закрепляет в памяти названия предметов гардероба, воспитывает заботливое и участливое отношение к членам семьи. Для занятия нужен небольшой шкаф, в который предварительно помещаются кукольные предметы одежды для всех сезонов года. Сама кукла будет играть роль маленького ребенка. Дошколята играют родителей куклы.
Педагог рассказывает игрокам, что их маленький ребенок расхныкался из-за того, что хочет поиграть во дворе, но без родителей не может выйти из дома, не знает, как одеться. Затем воспитатель, задав определенный сезон года, предлагает игрокам одеть куклу по погоде, вывести ее на прогулку. Ребята раскрывают шкаф, достают одежду, подходящую для заданного сезона, последовательно одевают куклу. Вернувшись с прогулки, игроки в обратной последовательности раздевают своего кукольного ребенка. В ходе игры дошкольники обязательно комментируют, почему выбрали тот или иной предмет гардероба.
Новый год
Игра учит распределять семейные обязанности при подготовке к празднованию Нового года, красиво и корректно поздравлять друг друга.
Дети распределяют роли членов семьи. Педагог напоминает, что обязанностей перед праздником у всех членов семьи много, затем предлагает каждому игроку сделать что-то полезное. Мама готовит праздничный ужин, дочка помогает ей накрывать на стол. Папа наряжает елку. Сын идет в магазин за продуктами. Бабушка и дедушка убираются в квартире. Гости покупают подарки.
Когда все будет готово к празднованию Нового года, гости звонят в дверь импровизированной квартиры. Семья встречает гостей, принимает подарки, дарит ответные. Все рассаживаются за праздничным столом, поздравляют друг друга, говорят теплые пожелания.
Игры на профессионально-производственные темы
Сюжетно-ролевые игры, входящие в эту категорию, знакомят дошкольников средней группы с профессиями, со спецификой работы по разным специальностям, с особенностями и результатами человеческого труда, воспитывают уважительное отношение к любой работе.
Парикмахерская
Игра знакомит с профессиональными навыками и особенностями труда парикмахера. Дошкольники учатся культурно общаться в заведении сферы услуг, у них расширяется тематический словарь. Для занятия нужен игровой парикмахерский набор. Дети, играющие парикмахеров, надевают рабочий халат. Клиентами парикмахерской будут куклы с волосами.
Педагог рассказывает воспитанникам, что куклы собираются на праздничное мероприятие. Они хотят красивые прически, но сами не умеют их делать. Ребята, играющие парикмахеров, с готовностью соглашаются помочь куклам. В ходе игры парикмахеры объясняют педагогу, что делают, почему выполняют манипуляции над волосами именно в такой последовательности.
В конце игры педагог говорит ребятам, что куклам сделанные прически очень понравились, они придут в парикмахерскую еще много раз. В последующих играх воспитатель может добавлять новые задания. Например, куклам может потребоваться стрижка, маникюр, педикюр, окрашивание волос или иная парикмахерская услуга. Так дошкольники узнают о разнообразии услуг, предоставляемых в парикмахерских.
Хлебозавод
Игра знакомит с заводским трудом, с процессом производства хлебобулочных изделий. Предварительно педагог рассказывает воспитанникам, какие специальности нужны на хлебозаводе. В соответствии с услышанной информацией ребята распределяют роли.
Один ребенок играет директора предприятия, который руководит работой, отвечает за качество продукции и выход ее на рынок. Второй игрок — пекарь, который замешивает тесто, выпекает разнообразную продукцию. Третий ребенок — упаковщик продукции. Четвертый — проверяющий, в его ответственности качество и разнообразие выпускаемой продукции. Также в игре должны быть грузчик и водитель грузового автомобиля, развозящего продукцию по магазинам.
Ателье
Задачи игры — формирование и расширение представлений о работе в ателье по пошиву и ремонту одежды, о сложности и кропотливости этого труда, закрепление навыка правильного поведения и общения в заведении сферы услуг, воспитание корректности, деликатности, дружелюбия.
Для игры необходимо подготовить довольно много материалов и атрибутов: потребуются игрушечные швейные машинки, различные ткани, наборы инструментов для раскройки и шитья, лекала, раскройный стол, зеркала, гладильная доска и утюг, модные журналы. Несколько девочек играют швей и закройщиц, остальные ребята становятся клиентами. Они приходят в ателье, заказывают одежду определенного фасона. Работницы снимают мерки, выкраивают и шьют одежду, зовут клиентов на примерку, гладят готовую вещь, получают деньги за свой труд.
Больница
Игра формирует интерес к медицинским профессиям, знакомит с принципом работы больницы, воспитывает чуткость, добросердечие, доброжелательность, заботливость. Для игры необходимо подготовить врачебную атрибутику и игрушечный медицинский набор. Дети, играющие врачей и медсестер, должны надеть белые рабочие костюмы. Остальные ребята играют пациентов.
Больные по очереди подходят к доктору, жалуются на определенные симптомы. Врач обследует пациентов, собирает анамнез, прослушивает, простукивает, проводит иные диагностические процедуры. Определив диагноз, назначает лечение: либо выписывает необходимые медикаменты, либо кладет больного в стационар. В стационаре за пациентами ухаживают медсестры: перебинтовывают раны, делают инъекции, ставят капельницы, мажут больные места мазями.
Аптека
Игра формирует интерес к фармацевтической специальности, расширяет представления о реализуемых в аптеках видах медикаментов, воспитывает доброжелательность, чуткость, отзывчивость, учит культурно и деликатно общаться. Для игры необходимо заранее собрать пустые коробки и бутылочки из-под лекарств, разложить их на импровизированных прилавках.
Несколько ребят играют фармацевтов, стоящих у прилавков, и провизора, который управляет аптекой, следит за порядком. Остальные ребята становятся посетителями аптеки. Они по очереди подходят к фармацевтам, просят определенные лекарства. Фармацевты выслушивают покупателей, дают советы, требуют рецепты от врача для некоторых видов медикаментов.
Ветеринарная клиника
Игра вызывает интерес к работе ветврача, формирует представление об организации и деятельности ветеринарной клиники, воспитывает доброе и заботливое отношение к животным. Для игры нужны мягкие игрушки в виде собачек, кошек, кроликов и других домашних питомцев.
Дошколята распределяют роли. Один ребенок становится ветеринарным врачом, второй — медсестрой или медбратом, третий — санитаром, четвертый — кассиром ветеринарной аптеки. Остальные игроки разбирают мягкие игрушки, приходят с ними по очереди к ветврачу.
Ветеринар осматривает животных, слушает рассказ хозяина, выписывает лекарство или назначает лечебную процедуру. В первом случае хозяин животного идет в ветеринарную аптеку за медикаментом. Во втором случае медсестра в процедурной комнате выполняет необходимые манипуляции: перебинтовывает раны, вводит вакцины, обрабатывает средством от блох и прочее. Санитар поддерживает кабинеты в чистоте и порядке, при надобности помогает удерживать животное.
Библиотека
Задачи игры — знакомство с принципом работы библиотеки и профессией библиотекаря, формирование представления о значимости этого учреждения в современном мире, закрепление правильного поведения в библиотечных залах и использования книг, привитие интереса к чтению. Для игры потребуются книги, импровизированная картотека, формуляры.
Несколько ребят становятся библиотекарями, остальные играют читателей. Библиотекари находят для читателей нужные книги, записывают информацию в формуляры, выдают и принимают литературу. Читатели рассаживаются в читальном зале, изучают взятую литературу.
Гараж
Игра знакомит со строительными профессиями, формирует представление о внутреннем обустройстве гаражей, воспитывает уважительное отношение к работе строителей и шоферов. Для игры необходимы строительные материалы: кубики, конструкторы. Также нужны разнообразные игрушечные машины и строительная техника.
Педагог предлагает ребятам построить гараж для общественного и профессионального транспорта. Ребята распределяют строительные обязанности: кто-то становится крановщиком, кто-то — кровельщиком, кто-то — экскаваторщиком. Вместе дошколята строят вместительный гараж. Одни выбирают строительные материалы, другие доставляют на объект, третьи возводят и отделывают. Когда гараж готов, ребята вкатывают в него разные автомобили: автобус, грузовик, пожарную машину, карету скорой помощи и прочие. Далее можно играть с этими машинами, отправлять их на рейсы и задания.
Почта
Задачи игры — расширение представления о принципах отправки и доставки писем и посылок, воспитание уважительного отношения к нелегкому труду почтальона, умения корректно общаться, слушать собеседника, проявлять вежливость и учтивость, увеличение тематического словарного запаса.
Ребята рассаживаются за столами, пишут товарищам письма, оформляют открытки, заворачивают в коробочки посылки, затем отдают их игроку, играющему почтальона, вежливо просят его доставить послание адресату. Тот читает адрес на письме, относит корреспонденцию ребенку, которому она предназначается.
Игры на общественные темы
Входящие в эту категорию сюжетно-ролевые игры учат правильному поведению и реагированию в ситуациях, возникающих в общественных местах и заведениях, воспитывают коммуникабельность.
Зоопарк
Игра расширяет знания о видах животных и птиц, воспитывает доброе и заботливое отношение к живой природе. Для занятия нужны игрушки в виде разных представителей фауны. Также необходимо изготовить импровизированные клетки для животных.
Педагог в игре выступает гидом. Он водит ребят от клетки к клетке, рассказывает о каждом животном, его местах обитания, повадках, рационе. Важно, чтобы в своем рассказе педагог касался темы правильного обращения с живыми существами, ухода за домашними питомцами.
Цирк
Игра расширяет и закрепляет представление о цирке и разнообразии цирковых артистов, прививает правила поведения в общественных местах.
Одни ребята становятся зрителями, рассаживаются на поставленных кругом стульях. Остальные игроки распределяют роли цирковых артистов: клоунов, фокусников, эквилибристов и прочих. Артисты надевают соответствующие наряды, выходят на импровизированную арену, выступают перед зрителями. В середине игры педагог объявляет антракт, в ходе которого ребята могут перекусить чем-нибудь вкусным.
Магазин
Игра учит классификации пищевых продуктов по происхождению и кулинарным особенностям, правильному поведению в магазине, расширяет тематический словарь. Для игры нужно организовать импровизированные отделы магазина с соответствующими надписями: овощной, мясной, молочный, кондитерский и прочие. Также нужны ненастоящие деньги и игрушечный кассовый аппарат.
В каждом отделе педагог раскладывает на прилавках изображения соответствующих продуктов. Ребята, играющие покупателей, выбирают нужные товары. С ними подходят к кассиру, чтобы он их рассчитал, отдают нужную сумму денег.
Путешествия
В эту игру удобно играть во время прогулки. Она закрепляет знания правил дорожного движения, прививает интерес к водительскому делу, развивает концентрацию внимания и терпеливость.
На игровой площадке расчерчиваются дороги, которые расходятся в разные стороны, пересекаются. Одни ребята становятся путешествующими автомобилистами, им вручается импровизированный руль. Другие — регулировщиками движения, они получают регулировочные флажки: красный и зеленый. Педагог объясняет, что на всех дорогах из-за аварии на электростанции внезапно выключились светофоры, поэтому регулировать дорожное движение приходится регулировщикам. Автомобилисты должны внимательно следить за флажками, чтобы не столкнуться на дороге с товарищами.