Познавательные занятия с карточками фруктов для детей

Карточки фруктов для детей — средство ознакомления с разнообразными плодами, их окраской, вкусовыми свойствами, кулинарным использованием и местами выращивания. Яркие и реалистичные картинки используют педагоги дошкольных и учебных учреждений на занятиях по теме природы и пользы витаминов, а также родители, желающие расширить кругозор своего ребенка. На карточках фрукты для ознакомления изображены в цельном и разрезанном виде.

Значение и задачи карточек с фруктами в образовательном процессе

Навык различения фруктов, выделения их в классификации разных плодов — один из важнейших элементов познания мира для дошкольников. С плодами разных деревьев и кустарников ребята знакомятся на протяжении многих дошкольных и школьных лет, но с самыми известными фруктами и ягодами они должны познакомиться в течение детсадовского периода. Поэтому не нужно впихивать в дошкольников массу информации, достаточно общих представлений и систематизации полученных знаний.

Большую помощь в изучении фруктов оказывают дидактические карточки. Видя перед собой изображения плодов, маленький ребенок лучше усваивает информацию, поскольку в дошкольном возрасте восприятие органами зрения развито лучше, чем на слух. Но, чтобы восприятие и усвоение информации было действительно качественным, чтобы ребенок проявлял заинтересованность, карточки должны соответствовать нескольким критериям:

  1. Фрукты на картинках должны быть изображены цветными, яркими, сочными, красивыми, детализованными. Только такие изображения привлекут внимание дошкольника настолько, что ему захочется выполнить задание.
  2. Изображения на карточках должны быть четкими, без дефектов и размытий.
  3. Плоды должны быть изображены реалистичными, а не мультяшными или абстрактными. Изображение должно соответствовать очертаниям и окраске настоящего фрукта.
  4. Карточки нужно качественно распечатать на цветном принтере. Желательно сделать картинки разных размеров, тогда их можно приспособить для всевозможных игр и занятий, в том числе логопедических.
  5. Каждый фрукт должен изображаться на отдельной карточке на нейтральном, лучше всего белом фоне. Если плоды мелкие, их на картинке может быть несколько.

Дидактические карточки с фруктами выполняют обучающую и развивающую функции. Занятия с ними выполняют следующие задачи:

  • расширяют, уточняют представления о разнообразии фруктов и ягод, об их особенностях и местах выращивания;
  • закрепляют знания о видах, формах, окраске, вкусовых качествах плодов;
  • формируют навык узнавания и различения фруктов среди видового разнообразия;
  • способствуют запоминанию названий плодов, учат подбирать к ним определения;
  • улучшают зрительную и слуховую память, концентрацию внимания;
  • учат анализировать, систематизировать, выявлять признаки, обобщать информацию.

Картинки фруктов по отдельности для детей

Знакомство с фруктами начинается с простых заданий. Педагог демонстрирует воспитаннику карточку, называет изображенный плод. Когда ребенок после нескольких занятий запомнит большинство названий, можно приступать к следующему заданию. Педагог показывает картинку, ребенок уже сам вспоминает и называет изображенный плод. Обычно дошкольники быстро запоминают, как называются яркие и красивые фрукты.

Далее можно дополнять информацию интересными фактами. Желательно, чтобы обучающий процесс строился не в виде скучной лекции, а в игровой форме. Детям нужно рассказать, что такое фрукты, что они съедобны, вырастают на плодовых деревьях и кустарниках, созревают в течение лета к осени, что ими питаются многие животные, птицы, насекомые. Также нужно рассказать, что фрукты — источники большого количества витаминов, поэтому их заготавливают на зиму в виде джемов, соков, варенья, употребляют в свежем виде, добавляют в десерты и салаты. Когда дети усвоят значительную часть познавательной информации, можно устроить викторину, конкурс.

Если дошкольники затрудняются с запоминанием фруктов, то рекомендуются карточки с названиями. На задней стороне карточки или под изображением плода нужно написать крупными буквами, как он называется. Постепенно дети запомнят названия.

Задания на тему «Фрукты»

Используя дидактические карточки, можно организовывать множество образовательных и развивающих игр и занятий. Представляем несколько интересных вариантов. При желании и возможности педагоги могут придумывать увлекательные задания самостоятельно, варьировать уже имеющиеся.

Что пропало?

Воспитатель раскладывает карточки. Воспитанники внимательно рассматривают изображения, стараются их запомнить. Можно для лучшего запоминания в процессе раскладывания рассказать о каждом фрукте стишок. Затем дети крепко зажмуриваются, отворачиваются, чтобы не подглядеть, а педагог убирает одну карточку. Открыв глаза, дети должны сказать, какой плод исчез.

Что пропало?

Что лишнее?

Для этой игры необходимо дополнительно подготовить карточки с овощами. Педагог раскладывает изображения фруктов, среди них вставляет картинку какого-нибудь овоща. Ребята должны внимательно рассмотреть карточки, указать на лишний плод, вспомнить его название.

Поиграем в поваров

В начале этой игры педагог напоминает воспитанникам, что фрукты содержат много витаминов, из них получаются вкусные и полезные домашние заготовки и напитки. Далее воспитатель предлагает детям поработать поварами, раскладывает перед ними карточки, просит выбрать фрукты, из которых они приготовили бы компот, сок, варенье. Желательно, чтобы дошкольники в процессе выбора четко проговаривали название пищи. Например: варенье из сливы — сливовое варенье, сок из апельсина — апельсиновый сок, компот из яблок — яблочный компот.

Варим компот. Что нужно?

Какое варенье?

Разложи по цвету

Эта дидактическая игра организуется в форме лото, для нее нужно дополнительно сделать 3 игровых поля, разделенных на квадраты соответствующего карточкам размера. Задача ребят — разделить фрукты по окраске. В первое поле дети должны положить плоды красного цвета, во второе — желтого, а в третье — зеленого.

Найди по описанию

Педагог, разложив карточки перед воспитанниками, начинает описывать какой-либо фрукт. А дети должны угадать плод по описанию, указать на соответствующую карточку. Например: «Сочный, мягкий, круглый, оранжевый с красным бочком, с ворсистой шкуркой». Ребенок, догадавшийся, что это персик, опускает пальчик на соответствующую карточку.

Опиши по картинке

Дети играют по очереди. Педагог для каждого ребенка выбирает фрукт. Дошкольник, глядя на картинку, должен описать плод, причем желательно не только его внешний вид, но и вкусовые качества.

Фруктовое соседство

Воспитатель раскладывает картинки в несколько ровных рядов. Затем обращается к каждому воспитаннику по очереди, просит назвать соседей определенного фрукта. Например, он называет яблоко. Дети выискивают среди картинок плод, затем говорят, что находится справа, слева, сверху, снизу.

Что готовят из этого фрукта?

Педагог просит воспитанника выбрать карточку. Можно даже усложнить задание, перевернуть карточки, чтобы выбор был наугад. Пусть дошкольник назовет как можно больше блюд и видов продукции, изготавливаемых из этого плода. Например, выбран абрикос. Из него делают абрикосовое варенье, абрикосовый джем, абрикосовый компот, абрикосовые карамельки, абрикосовый мармелад.

Растет ли фрукт у нас?

Это занятие знакомит дошкольников с определением «экзотический». Это понятие нужно четко объяснить детям. Когда ребята усвоят информацию, можно предложить им разделить карточки: в одну стопку положить картинки фруктов, выращиваемых в наших широтах, в другую — произрастающих в тропических климатических условиях.

Нарисуй любимый фрукт

Для выполнения этого творческого занятия каждый ребенок должен выбрать любимый фрукт. Изобразить его он должен узнаваемым, с прорисовыванием характерных признаков. В конце работы ребята оценивают результат друг друга, пытаются узнать изображенный плод.