Подробно о правильном написании безударных гласных в корнях русских слов

Безударные гласные в корне слова, их правописание — одна из наиболее проблемных для младших школьников тем. Для грамотного написания корневых гласных требуется запоминание ряда правил. Фонемы в безударном положении проверяются выбором слов-родственников либо преобразованием затруднительного слова в такой вид, в котором проблемная гласная переходит в ударную позицию. Но есть фонемы, проверить которые невозможно, они зовутся словарными, требуют запоминания.

Правописание безударных гласных в корне слова

В русских словах ударную позицию способны принимать разные составные части:

  • приставочное ударение — «выглянуть», «проигрыш»;
  • корневое — «репка», «подсолнечный»;
  • суффиксальное — «прибежать», «поразить»;
  • концевое — «косьба», «снеговой».

Когда в ударную речевую позицию переходит любая морфемная единица, вместо корня, корневая гласная начинает звучать неясно, нечетко — принимает слабое положение. Указанные гласные фонемы получили название безударных. В слабом фонетическом положении в корневой части следует вставлять ту самую букву, какая употребляется с ударением: «освятить» — «святость», «приласкать» — «ласка», «хрипеть» — «хрип».

Рассмотрим виды безударных гласных в корне слова. Фонемы бывают проверяемыми — подтверждаемыми путем морфемного преобразования, и непроверяемыми никакими правилами — словарными.

Правописание безударных гласных в корне слова

Проверяемые безударные гласные в корне слова — примеры

Ключевое правило звучит так: в безударных корнях положено ставить те самые гласные буквы, что в ударных при преобразовании вида проблемного слова, например, «следы» — «след», либо использовании подходящего однокоренного понятия — «полевой» — «поле». Когда вызывающая сомнение безударная гласная фонема встанет в сильную речевую позицию в измененном или замененном слове, она будет звучать ясно и однозначно. Тогда сразу понятно, какая буква должна писаться.

Школьникам следует объяснить пошаговый принцип проверки правописания:

  1. Внятно произнести проблемное слово, выявить в нем ударный слог.
  2. Выделить морфемные единицы. Найти корень.
  3. Назвать в корневой части слабую гласную, требующую использования проверочного слова.
  4. Вспомнить слова, в которых проблемная фонема значится в ударной позиции, четко и внятно произнести их.

Если проверочные единицы речи — ни однокоренные, ни те же самые, но поставленные в иную грамматическую форму — не приходят на ум, то проблемное слово однозначно словарное, непроверяемое. Его предстоит запомнить, а при необходимости, если память подводит, искать верное написание в орфографическом словаре.

Вот варианты поиска проверочных единиц речи:

  • найти слово в ином числе — «борода» — «бороды»;
  • выявить слово с уменьшающим или преувеличивающим значением — «стрекоза» — «стрекозка»;
  • определить уменьшительно-ласкательный вид — «лиса» — «лисонька»;
  • перевести глагол в иную временную форму — «кормить» — «кормит»;
  • отыскать однокоренную прилагательную форму к проблемному существительному — «колесо» — «колесный»;
  • найти однокоренную причастную форму к проблемному глаголу — «созревать» — «созревший»;
  • подыскать однокоренное существительное к проблемному существительному — «хитрец» — «хитрость»;
  • отыскать однокоренное существительное к вызывающей затруднение глагольной форме — «входить» — «вход».

Способы проверки безударных гласных в корне слова

В глаголах совершенного вида уточнение слабой фонемы в корне неактуально посредством использования однокоренной глагольной несовершенной формы. Так, глагол «опоздать» соотносится в плане проверки с наречием «поздно», однако его не получится проверить словом «опаздывать».

В русской речи существуют понятия с одинаковым корнем, которые имеют разное лингвистическое происхождение, например, «глава» — «голова». Подобные слова нельзя выбирать для проверки друг друга. Поскольку в русском языке таких слов немало, и не все с ними знакомы, следует запомнить одно простое правило: если в корневой части слог формирует согласная «Р» или «Л», то к ней обязательно должна примыкать «А». Речь идет о неполногласных слогах, характерных преимущественно для старорусской речи, в которых стоящая перед согласной фонемой гласная «проглатывается» при проговаривании. Сравните, как звучат «врата» — «ворота». Если слог полногласный, то есть «проглатывания» передней гласной нет, употребляется «О».

Правило

Непроверяемые безударные гласные в корне слова — примеры

Значительная доля понятий с корневыми безударными непроверяемыми гласными принята из иностранных языков. Поскольку русский язык активно заимствует иностранные понятия, подобных слов в лексиконе русскоязычных людей накопилось много.

Непроверяемые безударные гласные в корне слова

Вот несколько широко употребляемых словарных понятий с непроверяемой корневой гласной, правильность написания которых нужно запомнить:

  • матроска;
  • гардероб;
  • лазурит;
  • палисадник;
  • акварель;
  • инициал;
  • фонтан;
  • винегрет;
  • диапазон;
  • вестибюль;
  • катастрофичный;
  • аборигенный;
  • тротуар;
  • эликсир;
  • панорамный.

Это лишь малая часть слов с непроверяемой корневой гласной. Запомнить правописание всех сразу нереально. Примечательно, что некоторые слабые гласные фонемы в подобных словах все же можно уточнить особым способом — через происхождение этого понятия. Например, в слове «берлога» безударную гласную «Е» можно подтвердить, вспомнив, что это понятие произошло от немецкого слова «bär», или в русском звучании «бер», что означает «медведь».

Работа над запоминанием словарных слов ведется с 1-го класса начальной школы. Конечно, младшие школьники узнают не все словарные понятия, относящиеся к представленной теме, но все же значительную их долю. В учебниках начальных классов по русскому языку на задних страницах должен быть маленький орфографический словарь. Он включает изучаемые в конкретном классе словарные понятия. Правописание этих слов ребенок должен запомнить до конца учебного года. В этот словарь входят слова, корень которых имеет проблемную гласную в безударном положении.

Школьник может завести отдельную тетрадь, которая станет своеобразным орфографическим словариком, куда он будет заносить услышанные и прочитанные слова, которых нет в словаре учебника. Изучение словарных слов — длительный процесс, он начинается с 1-го класса, включает изучение непроверяемых гласных, заканчивается в старшей школе, где изучаются чередующиеся фонемы.

В отдельную категорию следует вынести понятия с безударными корневыми гласными, зовущиеся омофоны. Так зовутся словесные пары, звучащие почти аналогично, различающиеся лишь слабой корневой гласной и, исходя из этого, имеющие разное значение. Написание омофонов следует запоминать именно с учетом их смыслового понятия.

Вот несколько примеров омофонов для понимания правил написания:

  • «отворить» — в смысле что-то открыть, дверь, калитку, но «отварить» — приготовить;
  • «посидеть» — в значении на стуле, диване, но «поседеть» — потерять цвет волос;
  • «сторожил» — в смысле охранял, но «старожил» — самый старый житель, человек, живущий в поселении давно;
  • «предать» — обойтись плохо с человеком, но «придать» — в значении сформировать определенный вид, форму, состояние.

Чередующиеся безударные гласные в корне слова

Наиболее проблематичные для восприятия учащимися средних классов правила написания безударных гласных в корне слова касаются чередующихся фонем. Подобные фонемы невозможно уточнить, преобразовав безударную позицию в ударную. Вот пример: «подрастать», но «подросший». Такие понятия не значатся словарными, их не нужно запоминать. Но придется закрепить в памяти многочисленные правила написания безударной чередующейся гласной в корне слова.

Чередующиеся безударные гласные в корне слова

Рассмотрим грамотное написание корней, в которых чередуются фонемы «А» и «О».

вызывающие затруднение корни правила написания примеры исключения
«гар» или «гор» вне зависимости от ударной постановки гласной, в безударном положении употребляется «О» загар — загореть, поклон — склониться, тварь — вытворять утварь, пригарь
«клан» или «клон»
«твар» или «твор»
«зар» или «зор» вне учета употребления гласной фонемы в ударном положении, в безударной форме нужна «А» зарево, но зорька
«плов» или «плав» положено употреблять только «А», кроме слов-исключений поплавок, сплавляться пловец, пловчиха
«раст» или «ращ» или «рос» за «С» употребляется «О», в прочих вариантах применима «А» растение — поросль — подращивание рост, росток, ростовщичество, отрасль (включая производные)
«скак» или «скоч» в слабой позиции с «К» сочетается «А», но с «Ч» ставится «О» ускакать, но выскочить скачу, скача, скачем (и прочие подобные глаголы), скачок, вскачь
«лож» или «лаг» с согласной «Г» сочетается «А», с «Ж» употребляется «О» прилагать, но выложить полог
«кас» или «кос» при наличии за корнем суффиксального «А» употребляется корневая «А», при отсутствии ставится «О» касаться, но прикоснуться
«мок» или «мак» корень с фонемой «О» значится в понятиях со значением увлажнения, наполнения влагой, корень с «А» употребляется в словах, значащих погружение намокнуть, но обмакнуть
«равн» или «ровн» корень с фонемой «А» используется в понятиях со значением схожести, общности, совместности, корень с «О» употребляется в словах, значащих гладкость, прямоту ровнять, но равноденствие равнина (и производные понятия), ровесник, уровень, поровну

Уточнять чередующиеся гласные «И» и «Е» проще, для всех вариантов употребления этих корневых фонем в слабом положении применимо единственное правило: при наличии суффиксального «А» за корнем положено употреблять букву «И», если же суффикс отсутствует, необходимо ставить «Е». Но есть некоторые нюансы, которые указаны в последнем табличном столбце.

вызывающие затруднение корни примеры правильного написания особенности
«стил» либо «стел» подстелить, но выстилать
«жег» либо «жиг» сжигать, но выжег
«бер» либо «бир» беру, но забирать
«мер» либо «мир» умереть, но умирание чередование слабых гласных в подобных корнях применимо исключительно для понятий со значением «смерть», «неподвижность», «замирание», производные от термина «мир» всегда записываются с «И», а вот производные от понятия «мера» употребляются сугубо с «Е»
«блест» либо «блист» проблеск, но заблистать
«дир» либо «дер» обдирать, но дерет
«тер» либо «тир» подтереть, но затирать
«пер» либо «пир» выпереть, но запирать чередование безударных гласных в подобных корнях типично для понятий, значащих «изменить положение», а производные от термина «пир», то есть «празднество», употребляются исключительно с «И»
«чет» либо «чит» вычет, но высчитать

Для слабых корневых фонем «А» и «Я», чередующихся со звукосочетаниями «им» и «ин», тоже существует единственное правило, поэтому усвоить его несложно. Если за корнем идет суффиксальная «А», положено ставить в корневой части «ин» либо «им». При отсутствии указанного суффикса в корневой части должны употребляться гласные «А» или «Я». Вот несколько примеров для понимания: «жать» — «сжимать», «снять» — «поснимать», «мять» — «сминать».

Слова с 2 безударными гласными в корне слова

Как уточнять слова с 1 безударной гласной в корне слова, мы разобрались, но встает очевидная проблема: в русской речи немало слов, имеющих 2 слабые фонемы в корневой части. Ответ такой же очевидный: придется находить проверочные слова для обеих фонем. Общий принцип проверки неизменный: нужно либо преобразовать форму так, чтобы слабая гласная оказалась в сильной позиции, либо найти однокоренное понятие, в котором безударная фонема становится ударной.

Проверку школьникам положено проводить по следующему алгоритму: сначала нужно выбрать проверочное слово для первой проблемной фонемы, затем для второй.

Вот несколько примеров для понимания, как проверяются слова с двумя безударными гласными в корне слова:

  • волоски — волосы, волосики;
  • голова — головы, безголовый;
  • полоса — полосы, полосный;
  • борода — бороды, бородка.

Слова с 2 безударными гласными в корне слова

Упражнения

Чтобы школьнику было проще запоминать словарные слова с непроверяемыми гласными, можно предложить ему разные методы. Но устное зазубривание — нежелательный вариант усвоения материала. Обязательно на уроке нужно организовывать письменную работу, использовать методы, помогающие ребенку активно подключать механизмы памяти, концентрировать внимание. Для запоминания словарных слов можно организовывать орфографическую работу, письменное заучивание, составление рассказов на основе словарных слов. Хорошие результаты дает метод ассоциаций.

Что касается слов с проверяемыми гласными в корнях, то общий принцип школьной работы примерно тот же. Обязательной частью изучения слабых корневых фонем являются регулярные письменные задания. Рекомендуется давать школьникам словарные диктанты.

Хорошим творческим методом запоминания безударных гласных могут стать учебные раскраски. Закрашивая определенную часть рисунка, школьник пытается одновременно определить, какая буква должна стоять в напечатанном в этой части изображения слове.

Наиболее эффективным и постоянно применяемым учителями методом запоминания безударных корневых гласных является организация работы с проверочными карточками. Каждая карточка включает 1–3 разных тематических задания. Например, вставить вместо точек буквы в перечисленные слова, или вписать в скобки проверочное слово, или переписать текст с расстановкой правильных гласных, или выделить корень и ударение, или составить предложения из слов с безударными гласными.

Выбери проверочное слово

Замени одним словом

Выпиши слова с безударными гласными

Что не так?

В каком ряду во всех словах пропущена буква А?

Выпиши слова, в которых безударную гласную в корне можно проверить

Вставь пропущенные гласные