Полный фонетический разбор слова «мороз» с определением слогов, букв и звуков

Фонетический разбор слова «мороз» — способ знакомства школьников со слоговыми и звуковыми особенностями речевой единицы. Звуко-буквенные разборы входят в программу уроков русского языка в начальной школе, а также в 5-ых и 6-ых классах.

Как сделать звуко-буквенный разбор слова «мороз»

Подобные задания школьники выполняют с соблюдением определенных этапов. Чтобы грамотно выполнить звуко-буквенный разбор слова «мороз», как и любой другой речевой единицы, нужно:

  • путем четкого и внятного произношения выделить слоги;
  • определить, на какой слог падает ударение;
  • вписать слово в тетрадь, затем в квадратных скобках выполнить фонетическую транскрипцию, попутно характеризуя фонемы, соответствующие каждой записываемой букве;
  • посчитать, сколько в слове букв, соответствует ли их количество числу фонем, указанных в транскрипционном написании.

Как сделать звуко-буквенный разбор слова

Фонетический звуко-буквенный разбор слова «мороз»

Действуя по вышеописанной схеме, сначала посчитаем слоги, определим ударную позицию, определяющую особенности произношения рассматриваемого существительного.

По проговариванию слова понятно, что в нем 2 слога. Это подтверждают 2 гласные, формирующие слоговое деление: «мооз». В ударном положении находится гласная фонема 2-го слога: «морóз». Первая фонема [о] стоит в слабой речевой позиции.

Заканчивается второй слог звонкой согласной буквой «З». Однако при выговаривании слова слышно, что соответствующая фонема оглушается, превращается в [с]. То есть происходит речевая замена звонкого твердого звука на парный глухой. Аналогичный эффект наблюдается при проговаривании слов «плед» — [пл’эт], «бровь» — [броф’], «пирог» — [п’ирок].

Из вышесказанного следует, что транскрипционное написание слова «мороз» будет таким: [марос].

Составив транскрипцию существительного «мороз», по ней дадим характеристику каждой фонеме, входящей в состав слова:

  • гласная она или согласная;
  • если гласная, то в ударном или безударном положении;
  • если согласная, то глухая или звонкая, твердая либо мягкая;
  • актуальна ли для согласной парность по принципу глухости-звонкости.

Работая по такой схеме, выясняем, что:

  • символ «М» соответствует согласной фонеме [м] — непарной звонкой, относящейся к сонорным звукам, и твердой;
  • символ «О» воспринимается ухом в этом слоге как гласная [а] в безударной позиции;
  • буква «Р» соответствует согласной фонеме [р] — тоже сонорной, то есть непарной звонкой, и твердой;
  • вторая буква «О» стоит в ударной позиции, четко слышится и воспринимается как [о];
  • согласная буква «З» в конце слова звучит приглушенно, с завершением выхода воздушной струи изо рта, поэтому воспринимается на слух как [с] — парная глухая и твердая фонема.

Фонетический звуко-буквенный разбор слова «мороз»

Завершается разбор существительного «мороз» подсчетом букв и фонем. В слове 5 букв, аналогичное количество звуков.