В каких словах количество букв и звуков различается — примеры фонетической транскрипции
Младшим школьникам, да и старшеклассникам бывает затруднительно выполнить фонетический разбор речевых единиц и их транскрипционное написание из-за незнания, в каких словах букв больше, чем звуков. Не всегда в русских словах количество символов соответствует числу звуковых единиц — фонем. Тот, кто изучал такие слова, смотрел их в словарях, наверняка заметил, что большая их часть имеет нечитаемые буквы «Ъ» и «Ь», которые оказывают смягчающее или отвердевающее влияние на предшествующую согласную. Но не стоит думать, что в описываемую категорию входят все слова с данными знаками. Также при выявлении таких слов нужно учитывать йотированные буквы, заключающие в себе два звука.
Содержание
Слова, в которых букв больше, чем звуков
Прежде чем знакомиться с такими словами, нужно напомнить, что буква — это лишь графический символ, которым обозначается фонема — звуковая единица членораздельной речи. Рассмотрим все случаи, когда букв в слове оказывается больше, чем фонем.
Во-первых, это слова, в составе которых имеется «Ь». Этот алфавитный символ не имеет собственного артикуляционного звучания, а лишь обозначает мягкость стоящих рядом согласных. В фонематической транскрипции «Ь» не имеет отдельного обозначения, поскольку формирует с согласной один мягкий звук. Вместо символа [ь] при транскрипционном написании употребляется апостроф, указывающий на мягкость произношения.
Прислушайтесь, как звучат схожие слова:
- «полка» — «полька», [полка] — [пол’ка];
- «мел» — «мель», [м’эл] — [м’эл’];
- «гост» — «гость», [гост] — [гост’];
- «лён» — «лень», [л’он] — [л’эн’].
Когда символы «Ь» и «Ъ» выполняют в словах разделительную, а не смягчающую функцию, то они не меняют буквенно-звуковое соотношение. Это обусловлено тем, что йотированные гласные «Я», «Е», «Ё», «Ю», стоящие за мягким и твердым знаками, слышатся как два звука: [й’]+[а], [й’]+[э], [й’]+[о], [й’]+[у]. То есть прибавочная согласная фонема [й’] восполняет отсутствующий звук.
Символ «Ь» влияет на буквенно-звуковое соотношение, когда употребляется после шипящей фонемы. В таких случаях он вообще не сказывается на произношении, а лишь обозначает форму слова:
- букв больше, чем фонем в существительных 3-его склонения: «вошь» — [вош], «ночь» — [ноч’], «плешь» — [пл’эш];
- в наречиях: «навзничь» — [навзн’ич’], «сплошь» — [сплош], «вскачь» — [фскач’];
- в глаголах: «беречь» — [б’ир’эч’], «смотришь» — [смотр’иш].
Еще одним вариантом изменения соотношения фонем и букв являются слова, в составе которых присутствуют непроизносимые, то есть «проглатываемые», согласные. Вот несколько примеров для понимания: «известность» — [изв’эснас’т’], «праздный» — [празный’]. Непроизносимая фонема почти всегда означает, что символов в слове окажется больше, чем звуков.
Но нужно учитывать, что орфографическую проверку непроизносимых фонем нужно осуществлять посредством постановки в сильную фонетическую позицию. Это необходимо потому, что некоторые слова принято выговаривать так, будто они имеют непроизносимую согласную, но в действительности ее нет. Например: «вкуснятина» произносится как «вкустнятина», но в действительности буквы «Т» в слове нет, и транскрипционное написание [фкус’н’ит’ина].
В русской речи существует такой эффект, как удвоение согласных. В этом случае количество букв тоже будет превышать число фонем. Для примера приведем несколько слов: «вожжи» — [вожы], «бренный» — [бр’эный’], «холл» — [хол].
Помимо удвоения фонем, в русской речи нередко встречается такое явление как упрощение выговаривания стоящих друг за другом согласных. Артикуляционному аппарату сложно выговорить группу согласных, тогда они сливаются в один звук, отличный от изначальных, что сказывается на виде фонетической транскрипции. Вот некоторые примеры: «расчет» — [ращ’от], «улыбаться» — [улыбаца], «городской» — [гарацкой’].
Сочетание согласных «зж» всегда воспринимается слухом как протяжная и смягченная фонема [ж’]. Например: «разжевать» — [ражыват’], «визжать» — [в’ижат’].
Слова, в которых число звуков превышает число букв
Для этой категории речевых единиц характерны символы, являющиеся графическим обозначением двух звуков. Речь идет о йотированных гласных: «Я» произносится как [й’] и [а], «Е» звучит как [й’] и [э], «Ё» — [й’] и [о], «Ю» — [й’] и [у]. Все зависит от того, где именно в слове стоят эти буквы. Слова, где звуков больше, чем букв, это те, в которых йотированные гласные используются:
- в начале: «ёжик» — [й’ожык], «юркий» — [й’урк’ий’], «ярмарка» — [й’армарка];
- за иной гласной буквой: «поезд» — [пой’изт], «каяк» — [кай’ак], «фаянс» — [фай’ан’с].
При постановке йотированных гласных за согласными подобного эффекта не возникает. Согласная просто смягчается, но соотношение символов и фонем не меняется.
После символов «Ь» и «Ъ» тоже может значиться «Й», но и в этом случае говорить о появлении разницы между звучанием и написанием слова не приходится. Чтобы убедиться в этом, прочитайте следующие примеры: «вьюрок» — [в’й’урок], «кальян» — [кал’й’ан], «колье» — [кал’й’э].
Как определить, сколько звуков в слове
Для этого применяется звуко-буквенный разбор слова, с которым школьники знакомятся еще в начальной школе. Для проверки знаний учителя просят учащихся выполнить задание: выписать слова, в которых звуков больше, чем букв. Чтобы это сделать правильно, нужно написать фонетическую транскрипцию каждого слова. Транскрипционное — это написание не так, как оно должно быть грамотно, а в соответствии с произношением. Такой вариант написания заключается в квадратные скобки.
Фонетический разбор — важный этап обучения русскому языку, закрепляющий правильное написание слов. Особенно он помогает школьникам, когда слова имеют сложные для слухового восприятия фонемы: гласные в безударном положении, непроизносимые звуки, две фонемы, обозначаемые одной буквой, не имеющие звучания символы.
Фонетический разбор осуществляется поэтапно. Школьники должны знать этапы:
- разделение на слоги соответственно числу гласных, выполняющих слогообразующую функцию;
- выделение слога в ударной позиции;
- транскрипционное написание слова;
- фонетическая характеристика каждой фонемы;
- подсчет общего числа букв и фонем, а также отдельно гласных и согласных.
Главное, что должны помнить школьники, берясь за фонетический разбор, это то, что орфографический вид слова в большинстве случаев не совпадает с произношением. Слово может иметь одно из 3-х соотношений:
- звуки = буквы;
- звуков больше, чем обозначающих их букв;
- букв больше, чем соответствующих им звуков.
Пример анализа слова
Для примера возьмем сложное в произношении слово «яблочный». Выделим слоги, ориентируясь на число гласных: «яб-лоч-ный». Ударение падает на первую гласную «Я». Следовательно, первый слог стоит в сильной позиции: «я́блочный».
В транскрипции слово выглядит следующим образом: [й’аблач’ный’]. Охарактеризуем каждую фонему, для этого удобно записать все буквы вертикально в ряд:
- гласная буква «Я» является йотированной, делится на согласный звук [й’] — сонорный, то есть постоянно звонкий, и мягкий, и гласную фонему [а], стоящую в ударной позиции;
- символ «Б» обозначает согласную фонему [б] — звонкую парную, твердую;
- буква «Л» формирует согласную [л] — всегда звонкую, то есть сонорную, и твердую;
- гласная «О» из-за безударного положения такая слабая, что при произношении коверкается, слышится как [а];
- символ «Ч» — шипящая согласная [ч’], глухая непарная, всегда мягкая;
- буква «Н» формирует сонорную, твердую согласную [н];
- гласная «Ы», формирующая соответствующий звук [ы], стоит в безударной позиции;
- согласная буква «Й» обозначает сонорный, мягкий звук [й’].
Остается посчитать буквы — их 8, и звуки — их 9, что обусловлено йотированной формой первой гласной.