Разница между звонкими и глухими согласными и правила употребления этих звуков в словах русского языка

Звонкие и глухие согласные звуки в русском языке различаются не только расположением артикуляционных органов при произношении, но и участием голосовых органов. Согласные в русском алфавите более многочисленны по сравнению с гласными, отличаются от вторых степенью задействования артикуляционного аппарата и голосовых связок, свободой прохождения воздушного потока через ротовую полость.

Отличие согласных звуков от гласных

Гласные звуки — чистый голос. Артикуляционные органы не задействуются, напрягаются только голосовые связки и челюстные мышцы. Воздушная струя беспрепятственно выходит из дыхательных путей через ротовую полость. При таком построении артикуляционного аппарата гласные фонемы можно пропеть, произнести протяжно. А вот согласные звуки проговариваются исключительно отрывисто, коротко. Воздух выходит из дыхательных путей обязательно с шумом, поскольку при прохождении через полость рта наталкивается на препятствия в виде сдвинутых зубных рядов, изменившего форму и положение языка, сжатых щек и губ.

При выговаривании согласных звуков к шуму, создаваемому воздушным потоком, в некоторых случаях может присоединяться колебание напряженных голосовых связок. По этому признаку согласные фонемы делятся на глухие и звонкие. Но, в любом случае, участие голосового аппарата не такое сильное, как при проговаривании гласных. Поэтому согласные всегда звучат тише.

Отличие согласных звуков от гласных

Как отличить звонкие согласные звуки от глухих

Чтобы лучше понять различия звонких и глухих согласных звуков, нужно представить анатомические особенности человеческого голосового аппарата. При формировании членораздельной речи воздушная струя выходит из легких через дыхательные пути, она направляется в гортань — узкую трубку, снабженную особыми мышечными образованиями — голосовыми связками. Когда человек выговаривает согласные, то рот открыт менее широко, чем при проговаривании гласных. Язык и зубные ряды становятся ближе друг к другу, мешая выходу воздуха.

Столкновение воздуха с преградой всегда сопровождается шумом, но он звучит неодинаково в зависимости от выговаривания конкретной фонемы. В быстрой речи люди не замечают разницы образования звонких и глухих согласных звуков, но она четко заметна, если проговаривать фонемы раздельно, в окружающей тишине. Попробуйте произнести «ш», затем «ж». При произнесении первой фонемы воздух выходит из ротовой полости с шипением, в гортани не чувствуется никакого напряжения. При проговаривании второго звука явно чувствуется напряжение голосовых связок, в гортани словно что-то сжимается, это ощущение даже немного передается в уши. Такие ощущения указывают на дрожание мышц связок.

Дрожание голосовых связок лучше ощущается, если положить ладонь на горло. Проговорите звук «з». Ладонь ощутит легкую вибрацию, передающуюся из глубины горла. Звуки, формирующие голосовую вибрацию, называются звонкими. Теперь произнесите, продолжая держать ладонь на горле, звук «с». Вибрация не чувствуется ни в малейшей степени, шея просто двигается вслед за челюстью и артикуляционным аппаратом. Фонемы, звучание которых исключает голосовую вибрацию, называются глухими.

Как отличить звонкие согласные звуки от глухих

Парность и непарность согласных

В категории глухости-звонкости согласные фонемы делятся на парные и непарные. Первые имеют глухого либо звонкого «родственника». Вторые лишены пары, звучат только глухо или только звонко. Представить парность и непарность согласных по принципу глухости-звонкости проще и нагляднее в виде таблицы.

глухие к ш п ф т с ч щ ц х
звонкие р л н м й г ж б в д з

Пользуясь таблицей, можно проговорить парные звуки, чтобы убедиться в двойственности их звучания. По таблице видно, что фонемы «родственники» образуют 6 пар. Непарных звонких — 5. А непарных глухих — 4.

Непарные согласные звуки: правило

Непарные звуки по звонкости и глухости

Примечательно, что среди непарных глухих согласных почти все шипящие, помимо «ц». Так называются фонемы, при проговаривании которых воздух выходит с шипением. Также к шипящим относится пара «ж» и «ш» — это твердые фонемы. А «щ» и «ч» всегда мягкие согласные, у них нет твердых «родственников». А вот звук «ц» относится к свистящим. В эту же категорию входит пара «с» и «з». При выговаривании этих звуков воздушная струя выходит из ротовой полости с присвистом.Непарные твердые шипящие звуки

Мягкие непарные шипящие

Свистящие звуки

Звонкие согласные звуки в русском языке

При формировании каждого конкретного звонкого звука артикуляционный аппарат ведет себя определенным образом. Например, при выговаривании «ж» зубные ряды смыкаются, а при произношении «в» верхние зубы упираются в нижнюю губу. В любом случае формируется преграда, оставляющая выдыхаемому воздуху узкую щель, и подключаются голосовые связки.

Звонкие согласные формируют пары по признаку мягкости-твердости. Звук «ж» бывает только твердый вне зависимости от стоящей после него гласной, мягкого «родственника» у него нет. В фонетической транскрипции стоящие после «ж» гласные записываются как твердые: «жизнь» — [жызн’].

Среди звонких согласных выделяются сонорные, при произношении которых голосовое звучание более выражено над шумами. Это фонемы «р», «н», «л», «м», «й». Все звонкие согласные, помимо сонорных, в окончаниях слов выговариваются как глухие «двойники»: «газ» — [гас], «дуб» — [дуп]. Чтобы проверить правильное написание подобных слов, нужно изменить их: применить форму с постановкой гласной после проблемной фонемы, и тогда звук четко послышится: «хлеб» — «хлеба», «порог» — «пороги».

Звонкая фонема в среднем слоге слова выговаривается как глухая, если стоит перед глухим согласным: «кадка» — [катка], «книжка» — [книшка].

Предлог «с» звучит как «з», если поставлен перед словом, начинающимся со звонкой согласной фонемы: «с друзьями» — [з друз’йам’и].

Слова, в которых все согласные звуки звонкие

Одним из школьных и логопедических заданий является определение слов, в которых все согласные являются звонкими. Это задание помогает запомнить, звонкий или глухой согласный звук на конце слова или в его середине. Школьники должны понять, что произношение и написание зачатую не соответствуют друг другу.

Для выполнения задания нужно записать представленные слова в виде фонетической транскрипции, то есть представив буквы фонемами. В этом случае слова заключаются в квадратные скобки.

Вот несколько примеров:

  • «лама» — [лама];
  • «гриб» — [гр’ип];
  • «двор» — [двор];
  • «море» — [мор’э];
  • «глаз» — [глас];
  • «мороз» — [марос].

После фонетического разбора становится понятно, что словами, в которых все согласные звуки звонкие, являются «лама», «двор», «море».

Глухие согласные звуки в русском языке

Глухие фонемы всегда звучат приглушенно, тихо, с шипением, свистом или хрипением. Глухой согласный звук на конце слова имеет приглушенное звучание при связи с сонорными и гласными фонемами. Как в случае со звонкими звуками, для проверки правописания в окончаниях слов нужно поставить после проблемной согласной гласную: «плот» — «плота», «припас» — «припаса».

Глухие фонемы обретают более явное звучание, если за ними стоит звонкий согласный. Такая фонетическая особенность русского языка зовется озвончением. Глухая фонема фактически заменяется парной звонкой: «сделать» — [з’д’элат’], «косьба» — [каз’ба]. Если озвонченная согласная стоит в корневой части слова, то его нужно изменить так, чтобы после проблемной фонемы стояла сонорная или гласная: «косьба» — «косить».

Произношение предлога «в» превращается в «ф», если эта часть речи стоит перед словом, начинающимся с согласной глухой фонемы: «в школе» — [ф школ’э], в поле — [ф пол’э].

Слова с глухими согласными звуками

Как в случае со звонкими фонемами, школьникам можно предлагать задания на определение глухих согласных в словах. Для выполнения задания нужно записать буквы глухих согласных звуков в фонетической транскрипции.

Вот примеры:

  • «степь» — [ст’эп’];
  • «просьба» — [проз’ба];
  • «вокзал» — [вагзал];
  • «хохот» — [хохат];
  • «отбой» — [адбой];
  • «аист» — [аист].

После фонетического разбора понятно, что все согласные звуки являются глухими в словах «степь», «хохот», «аист». В остальных словах отмечается озвончение фонем.