Артикуляционная гимнастика «Сказка о веселом язычке»

Артикуляционная гимнастика – важный этап исправления дефектов произношения у детей. Задача упражнений – формирование правильных движений органов артикуляции, укрепление языковых, лицевых, небных мышц. Существуют разнообразные методики проведения коррекции. Популярным и эффективным методом считается сказка о веселом язычке.

Сказка о веселом язычке артикуляционная гимнастика

Сказка про веселый язычок популярна тем, что интересна для дошкольника, делает процесс коррекции увлекательным занятием. Сюжет можно менять, дополнять по своему усмотрению, разделить на несколько сеансов, чтобы ребенок не утомился.

Выполняя упражнения с малышом до 4 лет, не стоит делать акцент на правильности и четкости выполняемых движений. Важно, чтобы пациент этой возрастной категории научился контролировать движения языковых и лицевых мышц. А вот с 4-летнего возраста ребенок уже должен учиться правильному движению артикуляционных органов и четкому произношению.

Проводимая методом сказки о веселом язычке артикуляционная гимнастика хороша тем, что дополнительно позволяет выполнять обучающие задачи:

  • учить считать;
  • ориентироваться в пространстве (право-лево, низ-верх);
  • ориентироваться во времени (быстро или медленно);
  • развивать фантазию (хорошо, если ребенок самостоятельно начинает придумывать сюжет);
  • расширять словарный запас.

Далее приводится примерный сюжет артикуляционной гимнастики сказки о веселом язычке.

  1. В маленьком домике живет веселый язычок. Покажи его.

Домик – это рот. Пациент открывает его, показывает язык.

  1. Язычок – непоседа. Он выбежал во двор, и бегает там.

Ребенок высовывает язык из ротовой полости, двигает им в разные стороны.

  1. Он поднимается на гору и скатывается вниз.

Язык нужно тянуть вверх, стараясь дотронуться кончиком до носа, затем опустить, дотягиваясь к подбородку.

  1. Язычок-непоседа любит крутиться перед зеркалом, становится то широким, то узким, то скручивается в трубочку.

Пациент сжимает мышцы языка, делая его узким, затем расслабляет, делая широким. Пытается скрутить орган в трубочку.

  1. Он любит наводить порядок в домике, чистит стены и потолок, подметает пол.

Кончиком языка нужно двигать по внутренней поверхности щек, затем по небу и подъязычной стенке влево и вправо, вперед и назад.

  1. Однажды он увидел, что забор возле дома нужно покрасить. Покрасил сначала снаружи, затем изнутри. Получился красивый забор.

Логопед просит пройтись языком по внутренней стороне верхнего и нижнего зубного ряда вправо и влево, затем от десен к краям зубов. Аналогичные движения сделать по наружной стороне зубных рядов.

  1. Язычок решил, что в домике тесно, принялся его расширять.

Необходимо, не открывая рот, пройтись языком по верхнему зубному ряду между зубами и верхней губой, надувая ее. Такие же движения сделать по нижней челюсти.

  1. Он подумал, что дом нужно сделать еще шире. Надул его, как воздушный шарик. Только домик лопнул, да с таким смешным звуком, что язычок рассмеялся.

Пациент набирает в ротовую полость воздух, раздувает щеки, затем бьет по ним кулаками, чтобы воздух вылетел с хлопающим звуком.

  1. Тогда он решил, что домик нужно надувать осторожно, чтобы он не лопнул.

Нужно надувать щеки на выдохе, а втягивать на вдохе.

  1. В гости к язычку-весельчаку часто ходят гости. Дверь домика постоянно открывается и закрывается. Одни гости закрывают дверь медленно и тихо, другие резко и громко.

Ребенок открывает и закрывает рот сначала медленно, затем быстро, сначала несильно, затем широко, с произношением звуков и без.

  1. На завтрак язычок любит пить чай с вареньем. Чай горячий, на него нужно подуть. А варенье вкусное, густое, так и липнет к губам.

Пациент дует на кончик языка, находящийся в межзубном пространстве. Так образуется тонкая и сильная воздушная струя. Затем широким расслабленным органом водит в обе стороны по губам, растянутым в неширокой улыбке, облизывает их от основания к краю.

  1. Наш непоседа устал за день, лег в кроватку и заснул. Пусть он отдохнет, не нужно его будить.

Язык в расслабленном и неподвижном состоянии лежит на нижней поверхности ротовой полости. В таком положении удерживается 5 секунд.

Артикуляционная гимнастика общая

Дошкольники младшего возраста посредством сказки про веселого язычка с интересом знакомятся с артикуляционными органами. Помимо артикуляционной гимнастики Веселый язычок, рекомендуются разнообразные статические и динамические упражнения для повышения тонуса мышц артикуляционного аппарата. Статические упражнения, при которых органы артикуляции неподвижно удерживаются в течение определенного времени, укрепляют мускулатуру. Посредством динамических упражнений дети обретают способность контролировать мышечные движения.

В старшем дошкольном возрасте дети выполняют, помимо сказки про язычок, артикуляционную гимнастику с более сложными движениями. Занятия проводятся методом подражания взрослому и контроля через отражение в зеркале.

Рекомендуются следующие упражнения:

Артикуляционная гимнастика

  1. Трубочка. Нешироко улыбнуться с обнажением верхних и нижних зубных рядов. Сомкнуть губы, вытянуть их в форме трубы. Повторять в течение 10 секунд.
  2. Обезьянка. Нешироко открыть рот. Всунуть язык в пространство между нижней губой и нижним зубным рядом. Удерживать 5 секунд.
  3. Бульдожка. Нешироко открыть рот. Всунуть язык в пространство между верхней губой и верхним зубным рядом. Удерживать 5 секунд.
  4. Хомячок. Язык упирать то в правую, то в левую щеку. Удерживать на каждой стороне 5 секунд.
  5. Здравствуй, подбородок. Нешироко улыбнуться, открыв рот. Расслабленным языком тянуться к подбородку. Повторить 10 раз.
  6. Здравствуй, нос. Нешироко улыбнуться, открыв рот. Расслабленный речевой орган положить на верхнюю губу, изогнуть в сторону носа. Держать 5 секунд.
  7. Кружок. Закрыв рот, круговым движением в разные стороны водить языком в пространстве между губами и челюстями.
  8. Нешироко улыбнуться, открыв рот. Положить язык на нижнюю губу. Шлепать по нему губами, говоря «па-па-па-па».

Логопедическая сказка о веселом язычке – эффективный метод знакомства ребенка с речевыми органами, с их работой. Желательно, чтобы для каждого занятия составлялась новая сказка веселого язычка. Так малышу будет интереснее, а значит, быстрее получится достигнуть результатов коррекции.