Варианты артикуляционной гимнастики на тему «Зима» для разных возрастных групп детского сада

Артикуляционная гимнастика «Зима» для детей — средство совершенствования навыков речи, ее синтаксического и грамматического строя, речевого дыхания. Представленные задания имеют коррекционно-развивающие и образовательные задачи. У дошкольников расширяется и активизируется тематический словарь, обогащается лексика, улучшается навык слогового и фонематического анализа, формирования фонемных конструкций. Также артикуляционные занятия улучшают зрительное восприятие, концентрацию внимания, моторные функции, как общие, так и относящиеся к лицевой мускулатуре.

Перед проведением гимнастики педагогу стоит побеседовать с воспитанниками на тему зимы. Пусть ребята расскажут, какое наступило время года, как оно проявляется, какие явления природы можно наблюдать. Для ознакомления с темой можно прочитать детям стихотворение о зиме или загадать соответствующую загадку.

Стих про зиму Белая Береза Сергея Есенина

Представленные артикуляционные упражнения на тему зимы разделены по возрастным категориям.

Артикуляционная гимнастика в младшей группе «Зима»

Мы мороза не страшимся! ребята широко улыбаются, обнажив зубы;

А он сердится на нас: делают хмурое, насупившееся лицо, сдвинув брови и выпятив губы;

«Вот возьму, и заморожу, еще сильнее насупливаются;

Ух, заморожу всех сейчас!». сохраняя сердитый вид, трясут головой.

Мальчик и девочка зимой

Артикуляционная гимнастика в средней группе «Зима»

Вот зима опять пришла,

И сугробы намела. дошколята, приоткрыв рот, кладут расслабленный язык на нижнюю губу;

Чтобы с горки покататься,

Надо нам туда взобраться. продолжая держать рот приоткрытым, конец языка упирают в заднюю поверхность нижнего зубного ряда, а середину языка стараются изогнуть дугообразно вверх;

Накатаем снежный ком,

Из него построим дом. закрывают рот, раздувают щеки, удерживают их в таком положении несколько секунд;

Пока снежный ком катали,

Наши руки замерзали. подносят ладошки ко рту, начинают с силой выдыхать на них, произнося протяжно «ха-а-а-а»;

Метель воет и метет,

Мама нас домой зовет. широко улыбнувшись, выпускают изо рта струйку прохладного воздуха.

Девочка лепит снеговика

Артикуляционная гимнастика в старшей группе «Зима»

Для проведения этой артикуляционной игры ребят нужно рассадить за столом, дать каждому зеркальце. Педагог объясняет ребятам, что все они — снеговики. Далее ребятам нужно показать мимикой эмоции снеговиков.

Воспитатель дает задание, ребята изображают перед зеркальцем:

  • «Как снеговик удивляется?» — поднимают брови, округляют глаза и губы, беззвучно либо с голосом произносят протяжно гласную фонему [о];
  • «Как снеговик веселится?» — улыбаются, по очереди поднимая к скулам уголок то левой, то правой щеки, при этом делают вдох через нос, а выдох через рот;
  • «Как снеговик балуется?» — улыбаются, приоткрыв рот, широким и расслабленным языком попеременно стараются дотянуться то до кончика носа, то до подбородка, при этом нельзя губы натягивать на зубные ряды, а челюсть сдвигать;
  • «Как снеговик сердится?» — ребята вытягивают закрытые губы трубочкой вперед, далее при сжатых зубах интенсивно растягивают губы в разные стороны и открывают оба зубных ряда, на вдохах делают трубочку, при этом глубоко втягивают воздух, а на выдохах выговаривают фонемы [з] и [с].

Снеговики с разными эмоциями

Артикуляционная гимнастика в подготовительной группе «Зима»

Педагог предлагает воспитанникам совершать определенные артикуляционные движения:

«Как трещат морозы?» — «Щ-щ-щ-щ».

«Как воет вьюга?» — «У-у-у-у».

«Как дует зимний ветер?» — «С-с-с-с».

«Как мы греем замерзшие руки?» — «Х-х-х-х».

«Как лошадь везет Дедушку Мороза на санях?» — ребята цокают языком.

«Как мы откроем форточку?» — в ровном темпе открывают и закрывают рот.

«Как холодный ветер захлопывает и открывает форточку?» — открыв рот, высовывают из него язык, начинают в одинаковом темпе двигать вверх-вниз его кончиком.

«Какого снеговика мы вылепили?» — делают радостное и задорное выражение лица, раздувают щеки.

«Как висит сосулька?» — высовывают язык изо рта, заостряют его кончик, удерживают в таком напряженном состоянии 6–8 секунд.

«Как выглядит снежная горка?» — открывают рот, кончик языка упирают в нижние зубы, а середину языка изгибают вверх.

«Как дети катаются с горки на санках?» — ребята улыбаются с приоткрытым ртом, боковые части языка стараются прижать к верхнему зубному ряду, а середину языка выпячивают вниз, далее, сохраняя такую форму языка, двигают им вперед-назад по жевательным зубам, при этом нижняя челюсть не должна двигаться.

Зимний мультяшный пейзаж