Варианты артикуляционной гимнастики на тему «Зима» для разных возрастных групп детского сада
Артикуляционная гимнастика «Зима» для детей — средство совершенствования навыков речи, ее синтаксического и грамматического строя, речевого дыхания. Представленные задания имеют коррекционно-развивающие и образовательные задачи. У дошкольников расширяется и активизируется тематический словарь, обогащается лексика, улучшается навык слогового и фонематического анализа, формирования фонемных конструкций. Также артикуляционные занятия улучшают зрительное восприятие, концентрацию внимания, моторные функции, как общие, так и относящиеся к лицевой мускулатуре.
Перед проведением гимнастики педагогу стоит побеседовать с воспитанниками на тему зимы. Пусть ребята расскажут, какое наступило время года, как оно проявляется, какие явления природы можно наблюдать. Для ознакомления с темой можно прочитать детям стихотворение о зиме или загадать соответствующую загадку.
Представленные артикуляционные упражнения на тему зимы разделены по возрастным категориям.
Содержание
Артикуляционная гимнастика в младшей группе «Зима»
Мы мороза не страшимся! — ребята широко улыбаются, обнажив зубы;
А он сердится на нас: — делают хмурое, насупившееся лицо, сдвинув брови и выпятив губы;
«Вот возьму, и заморожу, — еще сильнее насупливаются;
Ух, заморожу всех сейчас!». — сохраняя сердитый вид, трясут головой.
Артикуляционная гимнастика в средней группе «Зима»
Вот зима опять пришла,
И сугробы намела. — дошколята, приоткрыв рот, кладут расслабленный язык на нижнюю губу;
Чтобы с горки покататься,
Надо нам туда взобраться. — продолжая держать рот приоткрытым, конец языка упирают в заднюю поверхность нижнего зубного ряда, а середину языка стараются изогнуть дугообразно вверх;
Накатаем снежный ком,
Из него построим дом. — закрывают рот, раздувают щеки, удерживают их в таком положении несколько секунд;
Пока снежный ком катали,
Наши руки замерзали. — подносят ладошки ко рту, начинают с силой выдыхать на них, произнося протяжно «ха-а-а-а»;
Метель воет и метет,
Мама нас домой зовет. — широко улыбнувшись, выпускают изо рта струйку прохладного воздуха.
Артикуляционная гимнастика в старшей группе «Зима»
Для проведения этой артикуляционной игры ребят нужно рассадить за столом, дать каждому зеркальце. Педагог объясняет ребятам, что все они — снеговики. Далее ребятам нужно показать мимикой эмоции снеговиков.
Воспитатель дает задание, ребята изображают перед зеркальцем:
- «Как снеговик удивляется?» — поднимают брови, округляют глаза и губы, беззвучно либо с голосом произносят протяжно гласную фонему [о];
- «Как снеговик веселится?» — улыбаются, по очереди поднимая к скулам уголок то левой, то правой щеки, при этом делают вдох через нос, а выдох через рот;
- «Как снеговик балуется?» — улыбаются, приоткрыв рот, широким и расслабленным языком попеременно стараются дотянуться то до кончика носа, то до подбородка, при этом нельзя губы натягивать на зубные ряды, а челюсть сдвигать;
- «Как снеговик сердится?» — ребята вытягивают закрытые губы трубочкой вперед, далее при сжатых зубах интенсивно растягивают губы в разные стороны и открывают оба зубных ряда, на вдохах делают трубочку, при этом глубоко втягивают воздух, а на выдохах выговаривают фонемы [з] и [с].
Артикуляционная гимнастика в подготовительной группе «Зима»
Педагог предлагает воспитанникам совершать определенные артикуляционные движения:
«Как трещат морозы?» — «Щ-щ-щ-щ».
«Как воет вьюга?» — «У-у-у-у».
«Как дует зимний ветер?» — «С-с-с-с».
«Как мы греем замерзшие руки?» — «Х-х-х-х».
«Как лошадь везет Дедушку Мороза на санях?» — ребята цокают языком.
«Как мы откроем форточку?» — в ровном темпе открывают и закрывают рот.
«Как холодный ветер захлопывает и открывает форточку?» — открыв рот, высовывают из него язык, начинают в одинаковом темпе двигать вверх-вниз его кончиком.
«Какого снеговика мы вылепили?» — делают радостное и задорное выражение лица, раздувают щеки.
«Как висит сосулька?» — высовывают язык изо рта, заостряют его кончик, удерживают в таком напряженном состоянии 6–8 секунд.
«Как выглядит снежная горка?» — открывают рот, кончик языка упирают в нижние зубы, а середину языка изгибают вверх.
«Как дети катаются с горки на санках?» — ребята улыбаются с приоткрытым ртом, боковые части языка стараются прижать к верхнему зубному ряду, а середину языка выпячивают вниз, далее, сохраняя такую форму языка, двигают им вперед-назад по жевательным зубам, при этом нижняя челюсть не должна двигаться.
Интересные занятия для детей в детском саду. Спасибо за материал!
Гимнастика которая для подготовительной группы, подойдёт и детям другого возраста.