Правильно выполняем с ребенком артикуляционную гимнастику «чашечка»
Артикуляционное упражнение «Чашечка» предназначено для формирования правильной формы языка при произношении шипящих фонем. Комплекс артикуляционных упражнений — первостепенный компонент процесса исправления речевых нарушений. Для достижения оптимального результата занятия должны быть ежедневными. Рекомендуемое количество — 2 раза в день по 5 минут. Полный курс, назначенный логопедом, должен быть пройден. Заниматься с ребенком могут и родители. Артикуляционная гимнастика полезна и для взрослых с дефектами речи, и для детей, которые не имеют проблем со звукопроизношением, но только учатся говорить.
Цель артикуляционной гимнастики «Чашечка»
Артикуляционная гимнастика упражнение «Чашечка» помогает укрепить мускулатуру языка путем напряжения и расслабления определенных участков этого органа артикуляции. Это способствует правильной постановке всех шипящих звуков.
Артикуляционная гимнастика «Чашечка»
Взрослый и ребенок садятся перед большим зеркалом, чтобы видеть свои действия и контролировать их правильность. Логопед или родитель показывает, как двигать языком, губами и челюстью, а малыш пытается воспроизвести эти действия. В ходе занятия ребенок должен сидеть прямо, расслабив корпус и конечности.
Вот правильная схема действий:
- Улыбнуться, приоткрыв рот.
- Высунуть язык, не напрягая его, чтобы он оставался широким.
- Распластать язык на нижней губе.
- Если расслабить язык сложно, пусть ребенок похлопает по нему верхней губой, одновременно произнося «пя-пя-пя-пя».
- Затем поднять края языка, оставив его центральную часть лежать на губе.
- В таком положении держать язык до 10 секунд.
Взрослый должен следить, чтобы ребенок не сжимал мышцы языка, не заострял его. Края языка должны быть приподняты одинаково со всех сторон, то есть симметрично.
Часто, выполняя это упражнение, малыши подтягивают нижнюю челюсть вслед за языком. Нужно объяснить ребенку, что так делать нельзя. Если ребенок совсем маленький, поэтому не понимает объяснений, то взрослый должен чистым пальцем слегка надавить на центр детского языка, лежащего на губе. И тогда края органа выгнутся вверх рефлекторно. Если этого не случилось, значит, у малыша слабые языковые мышцы. Логопед должен сначала их натренировать, затем уже можно приступать к упражнению «Чашечка».