Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков

Когда ребёнок научится произносить звук «с», можно приступать к постановке шипящих звуков. Подобная последовательность обусловлена тем, что шипящие и свистящие звуки формируются похоже: поток воздуха выходит из дыхательных путей, протекает сквозь щель, образовавшуюся при небольшой вогнутости языка, касающегося боками альвеолярных бугров. Для нормализации произношения «ш», «щ», «ч», «ж» используется артикуляционная гимнастика для шипящих звуков.

Автоматизация шипящих звуков

Ребёнок у логопеда
Процесс постановки проговаривания звуков

Автоматизация – длительный и сложный период нормализации звукопроизношения. Верно произносить слова ребёнок начинает после большого количества тренировочных часов. Однако маленький пациент тяжело отвыкает от неверно произносимой формы, длительное время привыкает к автоматическому верному употреблению фонем.

Процесс автоматизации произносимого осуществляется по принципу усложнения. Употребление звуков последовательно закрепляется в:

  • слогах;
  • словах;
  • фразах;
  • речи.

Задача логопеда – помочь пациенту сформировать верное и свободное употребление фонем в речи.

Специалист должен безошибочно установить время, когда приступать к автоматизации. Пациента нельзя торопить, в противном случае допустимы ошибки в проговаривании проблемных фонем в словах и предложениях. К автоматизации можно приступать, когда проблемные согласные чётко и свободно звучат.

Постановка произношения

Выполнение артикуляционной гимнастики
Выполнение артикуляционной гимнастики для правильного произношения звуков

Гимнастика, подготавливающая артикуляционный аппарат к верному проговариванию слов, включает разделённые на группы упражнения. Каждый комплекс ориентирован на корректирование артикуляции определённой группы звуков, основан на отработке правильных движений губ и языка.

Произнося шипящие, человек делает сложные движения речевыми органами:

  1. Наружный край языка прилегает к передней области твёрдого нёба так, что при объединении краешка органа и нёба формируется щель.
  2. Бока языка плотно примыкают к внутренним сторонам верхних моляров.
  3. Губы вытягиваются, образуют круглую форму.
  4. Нижняя челюсть немного опускается.
  5. Поток воздуха выходит вдоль середины рта.

Постановка шипящих звуков у детей включает следующие упражнения:

  • улыбку с обнажением зубных рядов;
  • трубкообразное вытягивание губ;
  • чередование улыбки и губ в форме «трубочки»;
  • улыбку с неспешным открыванием и закрыванием рта;
  • расширение и сжатие языка;
  • вытягивание языка вверх перед верхними зубами;
  • движения языком вверх-вниз;
  • попеременное отодвигание языка вглубь ротовой полости и выдвигание его к резцам.

Почему возникают проблемы с шипящими звуками

Ребёнок

Основания разнообразные. Детей, не выговаривающих «ш», «щ», «ч», «ж» в возрасте после 4–6 лет, ведут в логопедический кабинет. Специалист находит причину проблемы, рекомендует методы исправления.

Причинами неправильного проговаривания шипящих согласных чаще всего являются:

  • длительное сосание соски;
  • патологический прикус;
  • высокий нёбный свод;
  • дефектная форма языка;
  • проживание малыша в семье, где есть человек с проблемной речью (эффект подражания);
  • искривленье слов взрослыми при общении с маленькими детьми;
  • задержка умственного развития.

Логопедические занятия

Если успешно удалось поставить «с», то и шипящими согласными проблем не возникнет. Специалисты проводят с маленькими пациентами следующее нетрудное упражнение:

Тренировка произношения шипящих
Тренировка произношения шипящих
  1. Просят произнести «с» или растянуть слог «са-а-а-а», удержать язык в получившемся положении.
  2. Специалист, пока пациент проговаривает слог, пальцем немного поднимает кончик его языка до уровня альвеолярных бугров, удерживает за верхними зубами.
  3. На заключительном этапе просят выдохнуть при закреплённом положении речевого органа. Получается шипение.

Шипящий согласный «щ» ставится, когда сформирован навык проговаривания мягкого «с». Тренировка похожая указанной выше для «ш», только пациента на первом этапе просят сказать «ась» или «ся», а во время проговаривания располагают краешек языка за верхними резцами.

Массаж языка логопедический дома

Процедуру могут проводить дети под контролем родителей в домашних условиях. Она укрепляет и расслабляет язычные мышцы.

Массаж включает следующие действия:

  • почёсывание языка верхним зубным рядом, путём перемещения органа между зубами;
  • лёгкое покусывание языка;
  • пожёвывание боковых частей распластанного органа молярами;
  • лёгкое прикусывание губ зубами.

Артикуляционные упражнения

Комплекс артикуляционной гимнастики необходим, для того чтобы подготовить детский речевой аппарат для проговаривания шипящих звуков. Когда речевые органы подготовятся к произношению шипящих звуков, тогда приступают к вышеописанным логопедическим упражнениям.

  1. «Блинчик». Рот приоткрывается, язык распластывается на нижней губе так, чтобы его бока дотрагивались уголков губ, в таком положении удерживается 5 секунд.
  2. «Фокус». Делается ватный шарик, размещается на кончике детского носа. Рот приоткрывается. Язык принимает чашеобразную форму, на уровне широкой части прижимается к верхней губе. Пациент выпускает изо рта воздушный поток, пытаясь сдуть ватку. Важно, чтобы воздух шёл вдоль середины рта, а челюсти не двигались.
  3. «Грибок». Рот широко открывается. Язык прижимается к верхнему нёбу, удерживается максимально возможное время.
  4. «Змейка». Пациент улыбается с широко раскрытым ртом, сужает язык, высовывает его изо рта, затем засовывает обратно. Действия повторяются несколько раз, в процессе рот должен оставаться широко раскрытым.
  5. «Варенье». Рот приоткрывается. Расслабленным языком облизывается верхняя губа вверх-вниз. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Комплекс артикуляционных упражнений для подготовки к проговариванию шипящих звуков выполняются ежедневно с постепенным ускорением темпа. Вначале делают 3–5 повторений, доводят до 10 при одном занятии. Рекомендуется выполнять движения речевыми органами перед зеркалом.

Как заниматься с ребёнком дома

Когда осилена артикуляционная гимнастика, детский речевой аппарат подготовлен к шипящим звукам, можно приступать к проговариванию слов. Взрослые должны проговаривать слова, включающие «ж», «ш», «щ», «ч», вместе с детьми, использовать как существительные, так и другие части речи. Говорить нужно отчётливо.

Рекомендуются домашние упражнения для постановки шипящих звуков у детей, для которых нужны логопедические картинки. Специалисты также советуют родителям приобрести книжки с логопедическими стишками и скороговорками.