Выполняем артикуляционную гимнастику «Лошадка» правильно

Артикуляционное упражнение «Лошадка» предназначено для укрепления языковой мускулатуры, для развития способности поднимать язык к нёбу. Представленное упражнение используется как элемент логопедического комплекса для детей, у которых из-за мышечной слабости артикуляционного аппарата развиваются дефекты речи. Назначает комплекс только логопед с учетом конкретной речевой проблемы у ребенка.

Цель

Как артикуляционная гимнастика упражнение «Лошадка» представляет собой динамическую тренировку языковых мышц, которые ритмично меняют одно положение на другое, а также статическую нагрузку на мускулатуру губ, которые не меняют положения на протяжении всего процесса.

Цель — натренировать поднятие языка, растянуть расположенную под ним уздечку, укрепить языковые мышцы, подготовить их к вибрационным действиям при воспроизведении речи.

Упражнение «Лошадка» позволяет подготовить детские артикуляционные органы к произношению всех шипящих фонем, а также сонорных звуков [р] и [р’], [л] и [л’].

Артикуляционная гимнастика упражнение «Лошадка»

Артикуляционная гимнастика «Лошадка»

Лучше, чтобы ребенок выполнял действия перед большим зеркалом. Стоящий рядом взрослый учит правильным движениям артикуляционных органов, контролирует действия ребенка.

Вот схема, как научить ребенка выполнять артикуляционное упражнение:

  1. Широко улыбнуться. Приоткрыть рот.
  2. Начать цокать языком по нёбу, имитируя топот копыт лошади.
  3. Цокать необходимо неторопливо, но ритмично и громко, чтобы уздечка под языком хорошо натягивалась.
  4. При цоканье поднимающийся конец языка должен оставаться прямым, как показано на картинке. Прикасаться он должен к нёбу выше задней поверхности верхнего зубного ряда.
  5. Цоканье должно продолжаться 5–10 секунд.

Упражнение «Лошадка»

Когда ребенок научится сносно цокать, можно усложнить задание ускорением темпа. Можно даже менять темп: то ускорять, то замедлять — «Лошадка скачет то медленно, то быстро».

Когда ребенок выполняет упражнение, следите, чтобы его нижняя челюсть сохраняла неподвижность. Активными должны быть только мышцы языка. Если ребенку сложно, он может придерживать нижнюю челюсть рукой в фиксированном положении.

Также важно следить, чтобы губы сохраняли положение улыбки, их уголки не «слезали» вниз. Конец языка не должен изгибаться вовнутрь ротовой полости, иначе вместо цоканья получится причмокивание. Язык при выполнении движений должен оставаться симметричным.