Выполняем правильно артикуляционную гимнастику «Заборчик»
Артикуляционное упражнение «Заборчик» — один из элементов развития четкой, чистой и внятной речи, укрепления лицевых мышц для более быстрого и эффективного устранения речевых дефектов. Комплекс артикуляционных упражнений рекомендован не только при искаженном произношении звуков, но также при правильной, но «смазанной», невнятной речи. Представленная артикуляционная гимнастика «Заборчик» в картинках для детей подойдет также и взрослым, у которых есть речевые проблемы.
Цель
Упражнение предназначено для укрепления мускулатуры артикуляционного аппарата, чтобы подготовить его к произношению определенных фонем, в данном случае целого ряда согласных. Цель — подготовка органов артикуляции к правильному проговариванию свистящих звуков [з], [з’], [с], [с’], всех шипящих, а еще фонем [р], [р’], [л], [л’].
Артикуляционная гимнастика «Заборчик»
При выполнении упражнения необходимо как можно шире улыбнуться, при этом сжав зубы. Верхний зубной ряд должен кромкой лежать на нижнем. То есть зубы как бы имитируют забор, как видно на картинке. В таком положении зубы должны оставаться около 5 секунд. Повторить действие нужно 5 раз.
Когда ребенок выполняет задание, родитель или логопед должен контролировать правильность действий:
- верхние и нижние зубы должны состыковываться кромками, а не боковыми поверхностями, то есть один ряд не должен выступать над другим;
- улыбка должна быть максимально широкой, с открытием почти всех зубов;
- губы при такой широкой улыбке не должны заворачиваться внутрь ротовой полости.
Для положительного результата делать упражнение нужно ежедневно в комплексе с другими. Рекомендуемая периодичность — 2 раза в день по 5 минут.
В процессе выполнения артикуляционных упражнений ребенок должен сидеть, выпрямив спину, расслабив тело и конечности. Желательно, чтобы перед ребенком находилось зеркало, позволяющее контролировать движения. Взрослый показывает упражнение, ребенок его повторяет.