Каталог пальчиковых игр «Лето» для дошкольников всех возрастных групп
Пальчиковая гимнастика на тему «Лето» – не только эффективный метод улучшения моторики пальцев рук, но и средство расширения детских представлений об окружающем мире, обогащения индивидуального словаря. Пальчиковые игры положено проводить с дошкольниками с 2-летнего возраста с постепенным усложнением к старшей возрастной группе. Рекомендуется сопровождать занятия позитивной ритмичной музыкой, помогающей сохранять темп гимнастики.
Содержание
Пальчиковая игра «Лето»
Игра – основная форма обучающих и развивающих занятий в детском саду. Важно, чтобы дошкольникам не было скучно и тяжело, только в этом случае усвоение знаний и навыков будет продуктивным. Пальчиковые игры тоже должны быть интересными и увлекательными. Цели таких занятий:
- улучшение моторики пальцев рук;
- развитие речевых навыков, расширение индивидуального словаря;
- улучшение координации движений, общее физическое развитие;
- повышение осязательной восприимчивости;
- улучшение памяти, воображения, концентрации внимания;
- избавление от стеснительности, нерешительности, скованности.
Пальчиковая гимнастика – подражательный метод. Дошкольники повторяют движения за педагогом, запоминают их, впоследствии выполняют самостоятельно. Способами регуляции ритма движений выступают музыка и тематические стихотворения.
Тема «Лето» обширная, может включать стихотворения о погоде, соответствующей этому времени года, о природных явлениях, представителях флоры и фауны, каникулах и отдыхе. Выбирая тематику стихотворений и сложность выполнения движений, необходимо учитывать возрастные особенности воспитанников. Далее представлена картотека пальчиковых игр, разбитая на категории для дошкольников разных возрастных групп.
Пальчиковая гимнастика «Лето» в младшей группе
Стихотворения, подобранные для младших дошкольников, должны быть короткими и несложными, с понятным для детей 2-3 лет смысловым содержанием. При проведении занятий в младшей возрастной группе педагогу зачастую приходится помогать воспитанникам, сгибать и разгибать их кисти и пальчики, показывая, как делать то или иное упражнение.
Нарисуем лето
Нарисуем лето: – дети водят пальцем, словно кисточкой, по столу;
Желтым цветом – солнце, – делают пальчиком круговое движение в воздухе;
На газоне мотыльки,
На лугу васильки, – сжимают и распрямляют пальчики;
Небо – цветом синим, – крутят указательными пальцами в воздухе, словно делают «кудри» облаков;
И ручей красивый. – делают волнистую линию.
Пион
Разбухай быстрей, бутон! – дети смыкают кончики пальцев, кисти чуть выгибают для округлости;
Распускается пион! – прижимают запястья друг к другу, а кисти широко раскрывают с немного согнутыми пальчиками.
Жук
Над поляной жук кружит, – воспитанники сжимают руки в кулаки;
И сердито так жужжит, – произносят звук «ж-ж-ж»;
Усами сильно шевелит. – оттопыривают указательный и средний пальцы, начинают ими шевелить.
Птички
На ветку птички прилетели, – дети садятся на корточки;
Крыльями махнули, песню спели, – встают;
И снова улетели. – взмахивают кистями обеих рук, имитируя полет птиц.
Бабочка
Бабочка-красавица,
Без дела не лети, – воспитанники имитируют крылья насекомого – смыкают запястья, соединяют кисти тыльными поверхностями, пальчики должны быть прямыми;
К небу поспеши,
Там ждут тебя детки,
На еловых ветках. – совершают резкие, но не напряженные движения кистями вверх-вниз, подражая полету насекомого.
Гнездо
Полетела птичка-мама, – дети активно машут руками;
Червячков птенцам искала.
Дождались ее птенцы – вертикально направляют правую руку, выпрямляют пальцы, а левой рукой обхватывают правую кисть – получается подобие птичьего гнезда с четырьмя головами птенцов;
Вкусные гостинцы. – шевелят пальчиками правой руки, имитируя радостных птенцов.
Пальчиковая гимнастика «Лето» в средней группе
Для дошкольников 3-5 лет пальчиковые игры усложняются как по смысловому наполнению стихотворений, так и по разнообразию движений.
Лето пришло
Вот и лето пришло, – дети поочередно прикасаются четырьмя пальчиками правой и левой рук к большим пальцам, начинают с мизинца, завершают указательным;
Отдыхать нас позвало: – соединяют одинаковые пальчики правой и левой рук, начинают с больших, завершают мизинцами;
Купаться в речке, загорать, – делают «гребущие» движения руками, как при плавании, затем соединяют запястья, растопыривают пальцы, имитируя лучи солнца;
И клубнику собирать. – четыре пальчика обеих рук все разом соединяют с большими пальцами, делая ими хлопающие движения.
Птички
В лес сегодня я пойду, – воспитанники машут поднятыми руками, изображая качающиеся деревья;
Разных птиц я там найду. – скрещивают запястья, кисти соединяют тыльными поверхностями – это крылья, а большие пальцы сцепляют – это клюв птички;
Все они летают, песни распевают, – машут «крыльями»;
Гнездышки сооружают. – чашеобразно соединяют руки.
Радуга
Посмотрите, полюбуйтесь: – дети широкими движениями вытянутых рук изображают полукруг над своей головой;
Радуга над лесом протянулась, – тянут руки вверх, растопыривают пальчики, имитируя деревья;
Над деревней изогнулась, – складывают руки над головой треугольником, имитируя крышу;
Над озерными волнами, – делают руками волнообразные движения;
И немножечко над нами. – обхватывают свою голову ладонями.
Грибочки
Ах, грибочки какие! – дети устремляют вверх правый указательный пальчик, на него ставят, словно грибную шляпку, чуть сжатую левую кисть;
Вот сидят большие, – производят аналогичное действие, только меняют руки местами;
А вот под елкой маленькие, – на указательный пальчик «надевают» большой;
Расселись, как на лавочке, – делают то же самое, только меняют руки местами;
Шляпками сверкают, – кивают;
К себе нас подзывают. – делают подзывающие движения руками.
Цветочки
Во дворе у нас цветочки, – воспитанники сжимают кулачки;
Распустились лепесточки. – раскрывают кулаки;
Ветер по двору гуляет,
Стебельки цветов склоняет. – размахивают руками в разные стороны;
Когда солнце скроется,
Лепестки закроются. – складывают ладони.
Пальчиковая гимнастика про лето в старшей группе
Детям 5-6 лет достаточно 2-3-х занятий с педагогом, чтобы запомнить последовательность и темп движений, в дальнейшем заниматься самостоятельно. Для развития воображения у дошкольников желательно сопровождать игры не только музыкой, но и сюжетными картинками на тему «Лето».
Огород
Между грядками идем, – дети шагают на месте;
Овощи мы соберем. – становятся в круг, берутся за руки, продолжают шагать;
Вытянем с земли морковку, – имитируют вытягивающее движение;
Выкопаем всю картошку, – имитируют выкапывающее движение;
Срежем круглую капусту, – имитируют движение, словно режут ножиком;
Салат будет очень вкусный, – гладят живот круговыми движениями;
Пучок редиски мы нарвем, – имитируют рвущие движения;
И домой пойдем. – делают шагающие движения указательным и средним пальцами.
Как прекрасно лето
Лето – это много солнца, – воспитанники разводят полукругом руки над головой;
Оно льется к нам в оконце,
Это речка и луга, – делают волнообразные движения, затем расставляют руки в стороны с повернутыми вверх ладонями;
Это лес и облака, – растопыривают пальцы, затем крутят кистями вправо-влево;
Это ягоды, цветы, – качают кистями в разные стороны;
Любим лето я и ты! – сцепляют пальцы рук.
Рыбка
Рыбка в озере гуляет, – дети складывают ладони, начинают плавно двигать ими вправо-влево;
Рыбка наша не скучает.
Рыбка-рыбка, берегись, – грозят указательным пальчиком;
На удочку нам попадись.
Мы тебя поймаем, – делают из пальцев решетку;
Вот уже хватаем!
А рыбка хвостиком вильнула, – взмахивают кистями в разные стороны;
Приманку хлебную глотнула, – соединяют кончики пальцев, имитируя хватательные движения;
Чешуей своей блеснула,
И быстро уплыла. – опускают руки.
Пальчиковая гимнастика «Лето» в подготовительной группе
Дошкольники в подготовительной группе делают пальчиковую гимнастику перед основными занятиями, требующими напряжения мускулатуры кистей и хорошей моторики: лепкой, рисованием, созданием аппликаций, чистописанием. Пальчиковые игры – замечательный метод мышечной подготовки к школьному письму. В старшей группе пальчиковая гимнастика проводится в ускоренном темпе, но педагог должен контролировать правильность выполнения движений.
После дождика
Летний дождик пробежал, – воспитанники соединяют все пальчики обеих рук;
Нас на улицу позвал. – поочередно касаются большого пальца кончиками остальных четырех пальчиков на обеих руках;
Как мы будем играть? – соединяют все пальчики обеих рук;
По лужам бежать, – пальцы правой руки складывают в щепотку, прижимают к раскрытой ладони левой руки, затем наоборот;
Лодочки пускать, – изображают двумя руками знак бесконечности;
По радуге пройдемся, – выставляют руки вперед, кисти опускают, изображают ими дуги;
Друг другу улыбнемся! – улыбаются, глядя на товарищей.
Колокольчики
Колокольчики играют, – воспитанники сжимают и раскрывают кулаки;
В траве бутончики скрывают. – неторопливо моргают;
Синие цветочки
Раскрыли лепесточки. – поочередно растопыривают и соединяют пальцы;
Бутончики качаются,
К самой земле склоняются. – покачивают расслабленными кистями в разные стороны;
Колокольчик, повернись,
Нам с друзьями поклонись. – делают круговые движения руками;
Синий колокольчик –
Вежливый цветочек. – хлопают в ладоши, затем руки кладут на стол ладонями вверх.
Ягодки
С куста ягодки беру, – дети пальцами правой руки гладят каждый левый пальчик от начала до конца, имитируя снятие ягоды с ветки, затем меняют положение рук;
И в корзинку их кладу. – чашеобразно складывают руки;
Корзинку я заполню всю, – сжимают ладони так, чтобы они напоминали черпачки, правой накрывают левую, затем наоборот;
Горстку ягод в рот возьму,
Скушаю совсем немножко, – одну ладонь оставляют в форме черпачка, второй имитируют движения, будто берут ягоды, кладут их в рот;
Чтоб легкой была обратная дорожка. – быстро двигают указательным и средним пальцами.
Лепим из песка
Из песка сыпучего,
Многое получится. – дети хлопают в ладоши;
Маша лепит домик, – сцепляют руки над головой треугольником, имитируя крышу;
А Сережа – мячик, – ладони сжимают черпачками, делают движения, будто лепят что-то круглое;
Света – золотую рыбку, – соединяют ладони, плавно двигают ими вправо-влево;
Вася – боровик со шляпкой. – на правый кулак накладывают левую ладонь, затем наоборот.
Вместо представленных в стихотворении имен можно использовать имена своих воспитанников.