Каталог пальчиковых игр «Лето» для дошкольников всех возрастных групп

Пальчиковая гимнастика на тему «Лето»не только эффективный метод улучшения моторики пальцев рук, но и средство расширения детских представлений об окружающем мире, обогащения индивидуального словаря. Пальчиковые игры положено проводить с дошкольниками с 2-летнего возраста с постепенным усложнением к старшей возрастной группе. Рекомендуется сопровождать занятия позитивной ритмичной музыкой, помогающей сохранять темп гимнастики.

Пальчиковая игра «Лето»

Игра – основная форма обучающих и развивающих занятий в детском саду. Важно, чтобы дошкольникам не было скучно и тяжело, только в этом случае усвоение знаний и навыков будет продуктивным. Пальчиковые игры тоже должны быть интересными и увлекательными. Цели таких занятий:

  • улучшение моторики пальцев рук;
  • развитие речевых навыков, расширение индивидуального словаря;
  • улучшение координации движений, общее физическое развитие;
  • повышение осязательной восприимчивости;
  • улучшение памяти, воображения, концентрации внимания;
  • избавление от стеснительности, нерешительности, скованности.

Пальчиковая гимнастика – подражательный метод. Дошкольники повторяют движения за педагогом, запоминают их, впоследствии выполняют самостоятельно. Способами регуляции ритма движений выступают музыка и тематические стихотворения.

Тема «Лето» обширная, может включать стихотворения о погоде, соответствующей этому времени года, о природных явлениях, представителях флоры и фауны, каникулах и отдыхе. Выбирая тематику стихотворений и сложность выполнения движений, необходимо учитывать возрастные особенности воспитанников. Далее представлена картотека пальчиковых игр, разбитая на категории для дошкольников разных возрастных групп.

Пальчиковая гимнастика «Лето» в младшей группе

Стихотворения, подобранные для младших дошкольников, должны быть короткими и несложными, с понятным для детей 2-3 лет смысловым содержанием. При проведении занятий в младшей возрастной группе педагогу зачастую приходится помогать воспитанникам, сгибать и разгибать их кисти и пальчики, показывая, как делать то или иное упражнение.

Нарисуем лето

Нарисуем лето: – дети водят пальцем, словно кисточкой, по столу;

Желтым цветом – солнце, – делают пальчиком круговое движение в воздухе;

На газоне мотыльки,

На лугу васильки, – сжимают и распрямляют пальчики;

Небо – цветом синим, – крутят указательными пальцами в воздухе, словно делают «кудри» облаков;

И ручей красивый. – делают волнистую линию.

Пион

Разбухай быстрей, бутон! – дети смыкают кончики пальцев, кисти чуть выгибают для округлости;

Распускается пион! – прижимают запястья друг к другу, а кисти широко раскрывают с немного согнутыми пальчиками.

Жук

Над поляной жук кружит, – воспитанники сжимают руки в кулаки;

И сердито так жужжит, – произносят звук «ж-ж-ж»;

Усами сильно шевелит. – оттопыривают указательный и средний пальцы, начинают ими шевелить.

Птички

На ветку птички прилетели, – дети садятся на корточки;

Крыльями махнули, песню спели, – встают;

И снова улетели. – взмахивают кистями обеих рук, имитируя полет птиц.

Бабочка

Бабочка-красавица,

Без дела не лети, – воспитанники имитируют крылья насекомого – смыкают запястья, соединяют кисти тыльными поверхностями, пальчики должны быть прямыми;

К небу поспеши,

Там ждут тебя детки,

На еловых ветках. – совершают резкие, но не напряженные движения кистями вверх-вниз, подражая полету насекомого.

Гнездо

Полетела птичка-мама, – дети активно машут руками;

Червячков птенцам искала.

Дождались ее птенцы – вертикально направляют правую руку, выпрямляют пальцы, а левой рукой обхватывают правую кисть – получается подобие птичьего гнезда с четырьмя головами птенцов;

Вкусные гостинцы. – шевелят пальчиками правой руки, имитируя радостных птенцов.

Пальчиковая гимнастика «Лето» в средней группе

Для дошкольников 3-5 лет пальчиковые игры усложняются как по смысловому наполнению стихотворений, так и по разнообразию движений.

Лето пришло

Вот и лето пришло, – дети поочередно прикасаются четырьмя пальчиками правой и левой рук к большим пальцам, начинают с мизинца, завершают указательным;

Отдыхать нас позвало: – соединяют одинаковые пальчики правой и левой рук, начинают с больших, завершают мизинцами;

Купаться в речке, загорать, – делают «гребущие» движения руками, как при плавании, затем соединяют запястья, растопыривают пальцы, имитируя лучи солнца;

И клубнику собирать. – четыре пальчика обеих рук все разом соединяют с большими пальцами, делая ими хлопающие движения.

Птички

В лес сегодня я пойду, – воспитанники машут поднятыми руками, изображая качающиеся деревья;

Разных птиц я там найду. – скрещивают запястья, кисти соединяют тыльными поверхностями – это крылья, а большие пальцы сцепляют – это клюв птички;

Все они летают, песни распевают, – машут «крыльями»;

Гнездышки сооружают. – чашеобразно соединяют руки.

Радуга

Посмотрите, полюбуйтесь: – дети широкими движениями вытянутых рук изображают полукруг над своей головой;

Радуга над лесом протянулась, – тянут руки вверх, растопыривают пальчики, имитируя деревья;

Над деревней изогнулась, – складывают руки над головой треугольником, имитируя крышу;

Над озерными волнами, – делают руками волнообразные движения;

И немножечко над нами. – обхватывают свою голову ладонями.

Грибочки

Ах, грибочки какие! – дети устремляют вверх правый указательный пальчик, на него ставят, словно грибную шляпку, чуть сжатую левую кисть;

Вот сидят большие, – производят аналогичное действие, только меняют руки местами;

А вот под елкой маленькие, – на указательный пальчик «надевают» большой;

Расселись, как на лавочке, – делают то же самое, только меняют руки местами;

Шляпками сверкают, – кивают;

К себе нас подзывают. – делают подзывающие движения руками.

Цветочки

Во дворе у нас цветочки, – воспитанники сжимают кулачки;

Распустились лепесточки. – раскрывают кулаки;

Ветер по двору гуляет,

Стебельки цветов склоняет. – размахивают руками в разные стороны;

Когда солнце скроется,

Лепестки закроются. – складывают ладони.

Пальчиковая гимнастика про лето в старшей группе

Детям 5-6 лет достаточно 2-3-х занятий с педагогом, чтобы запомнить последовательность и темп движений, в дальнейшем заниматься самостоятельно. Для развития воображения у дошкольников желательно сопровождать игры не только музыкой, но и сюжетными картинками на тему «Лето».

Огород

Между грядками идем, – дети шагают на месте;

Овощи мы соберем. – становятся в круг, берутся за руки, продолжают шагать;

Вытянем с земли морковку, – имитируют вытягивающее движение;

Выкопаем всю картошку, – имитируют выкапывающее движение;

Срежем круглую капусту, – имитируют движение, словно режут ножиком;

Салат будет очень вкусный, – гладят живот круговыми движениями;

Пучок редиски мы нарвем, – имитируют рвущие движения;

И домой пойдем. – делают шагающие движения указательным и средним пальцами.

Как прекрасно лето

Лето – это много солнца, – воспитанники разводят полукругом руки над головой;

Оно льется к нам в оконце,

Это речка и луга, – делают волнообразные движения, затем расставляют руки в стороны с повернутыми вверх ладонями;

Это лес и облака, – растопыривают пальцы, затем крутят кистями вправо-влево;

Это ягоды, цветы, – качают кистями в разные стороны;

Любим лето я и ты! – сцепляют пальцы рук.

Рыбка

Рыбка в озере гуляет, – дети складывают ладони, начинают плавно двигать ими вправо-влево;

Рыбка наша не скучает.

Рыбка-рыбка, берегись, – грозят указательным пальчиком;

На удочку нам попадись.

Мы тебя поймаем, – делают из пальцев решетку;

Вот уже хватаем!

А рыбка хвостиком вильнула, – взмахивают кистями в разные стороны;

Приманку хлебную глотнула, – соединяют кончики пальцев, имитируя хватательные движения;

Чешуей своей блеснула,

И быстро уплыла. – опускают руки.

Пальчиковая гимнастика «Лето» в подготовительной группе

Дошкольники в подготовительной группе делают пальчиковую гимнастику перед основными занятиями, требующими напряжения мускулатуры кистей и хорошей моторики: лепкой, рисованием, созданием аппликаций, чистописанием. Пальчиковые игры – замечательный метод мышечной подготовки к школьному письму. В старшей группе пальчиковая гимнастика проводится в ускоренном темпе, но педагог должен контролировать правильность выполнения движений.

После дождика

Летний дождик пробежал, – воспитанники соединяют все пальчики обеих рук;

Нас на улицу позвал. – поочередно касаются большого пальца кончиками остальных четырех пальчиков на обеих руках;

Как мы будем играть? – соединяют все пальчики обеих рук;

По лужам бежать, – пальцы правой руки складывают в щепотку, прижимают к раскрытой ладони левой руки, затем наоборот;

Лодочки пускать, – изображают двумя руками знак бесконечности;

По радуге пройдемся, – выставляют руки вперед, кисти опускают, изображают ими дуги;

Друг другу улыбнемся! – улыбаются, глядя на товарищей.

Колокольчики

Колокольчики играют, – воспитанники сжимают и раскрывают кулаки;

В траве бутончики скрывают. – неторопливо моргают;

Синие цветочки

Раскрыли лепесточки. – поочередно растопыривают и соединяют пальцы;

Бутончики качаются,

К самой земле склоняются. – покачивают расслабленными кистями в разные стороны;

Колокольчик, повернись,

Нам с друзьями поклонись. – делают круговые движения руками;

Синий колокольчик –

Вежливый цветочек. – хлопают в ладоши, затем руки кладут на стол ладонями вверх.

Ягодки

С куста ягодки беру, – дети пальцами правой руки гладят каждый левый пальчик от начала до конца, имитируя снятие ягоды с ветки, затем меняют положение рук;

И в корзинку их кладу. – чашеобразно складывают руки;

Корзинку я заполню всю, – сжимают ладони так, чтобы они напоминали черпачки, правой накрывают левую, затем наоборот;

Горстку ягод в рот возьму,

Скушаю совсем немножко, – одну ладонь оставляют в форме черпачка, второй имитируют движения, будто берут ягоды, кладут их в рот;

Чтоб легкой была обратная дорожка. – быстро двигают указательным и средним пальцами.

Лепим из песка

Из песка сыпучего,

Многое получится. – дети хлопают в ладоши;

Маша лепит домик, – сцепляют руки над головой треугольником, имитируя крышу;

А Сережа – мячик, – ладони сжимают черпачками, делают движения, будто лепят что-то круглое;

Света – золотую рыбку, – соединяют ладони, плавно двигают ими вправо-влево;

Вася – боровик со шляпкой. – на правый кулак накладывают левую ладонь, затем наоборот.

Вместо представленных в стихотворении имен можно использовать имена своих воспитанников.