Картотека занятий по логоритмике для дошкольников разных возрастных групп

Логоритмика для детей дошкольного возраста – игровая форма речевой коррекции, улучшения артикуляции, устранения заикания, дефектов и неправильного темпа произношения. Картотека включает двигательные, артикуляционные, ритмические, пальчиковые, дыхательные упражнения. Особенность логоритмики как игрового коррекционного метода – сочетание музыки, двигательной активности и словесных форм.

Цели и задачи логоритмики

Занятия могут быть индивидуальными и групповыми. В логопедии речевая и двигательная формы развития считаются взаимосвязанными. Движения, производимые в определенном ритме, легко запоминаются. На их основе легко строить речевой ритм. Двигаясь и одновременно в таком же темпе произнося фразы, ребенок учится четко и красиво говорить.

Цель логоритмики – предотвращение и коррекция речевых дефектов, физическое и психоэмоциональное развитие.

Задачи:

  • коррекция нарушений речи;
  • улучшение дыхания;
  • усовершенствование артикуляции, фонематического слуха;
  • улучшение координации движений;
  • расширение индивидуального словаря;
  • формирование интереса к музыке как к культурному явлению;
  • развитие памяти, концентрации внимания, умения ориентироваться в пространстве;
  • совершенствование чувства ритма;
  • расширение представлений об окружающем мире;
  • стимуляция речевой активности.

Какое занятие выбрать, зависит от имеющейся у ребенка проблемы. Если это заикание, преобладающими должны быть упражнения на ритм и дыхание. А если дошкольник затрудняется воспроизводить определенные звуки, то обязательными становятся артикуляционные занятия.

Что входит в логоритмику

Занятия по логоритмике в дошкольном учреждении включают:

  • разные виды двигательной активности – шаг, приседания, прыжки, танцы, хлопанья в ладоши, размахивания руками – такие упражнения обычно применяют как разминку;
  • методы коррекции речи;
  • артикуляционную гимнастику, дыхательные упражнения;
  • пение, зачитывание стихов, произнесение скороговорок;
  • пальчиковую гимнастику;
  • игры для развития концентрации внимания, слухового и зрительного восприятия, памяти;
  • упражнения для совершенствования мимики, укрепления лицевой и челюстной мускулатуры;
  • расслабляющие упражнения, которыми обычно завершаются занятия.

Правила проведения занятий по логоритмике

Логоритмика подразумевает привлекательную для ребенка игровую форму. Чтобы повысить интерес дошкольника к занятиям, используйте игрушки, иллюстрации, литературные произведения, музыкальные инструменты, аудиозаписи, необычные предметы, марионетки и пальчиковые куклы.

При заикании ребенок должен заниматься через день. Со здоровым дошкольником достаточно работать дважды в неделю.

Темп упражнений при каждом очередном занятии должен постепенно возрастать по мере успешности их выполнения ребенком. Музыкальное сопровождение должно соответствовать темпу двигательной активности и эмоциональной наполненности действий.

Не показывайте ребенку, что вы им недовольны. Разочаровавшись в себе, в следующий раз он может отказаться от выполнения упражнений.

Логоритмика для детей 3 лет

3-летний возраст – период активного развития речи. Поэтому упражнения логоритмики для детей должны стимулировать речевую активность, улучшать мыслительные способности, развивать артикуляцию. Про физическую активность тоже забывать нельзя, подвижные игры обязательны.

Далеко или близко

Объясните детям, что далеко находящиеся объекты издают тихие звуки, а близкие – громкие. Предложите воспроизвести голоса животных. Например, собака лает далеко – дети произносят тихо «гав-гав», собака лает близко – дети говорят громко «ГАВ-ГАВ». Аналогично для кошки, овцы, коровы, петуха, кукушки, лягушки и других животных.

Моя семья

Зачитывайте стишок, а воспитанники должны после каждой строчки сгибать палец руки:

  • «этот палец – дедушка» – малыши сгибают большой палец;
  • «этот палец – бабушка» – указательный;
  • «этот палец – папочка» – средний;
  • «этот палец – мамочка» – безымянный;
  • «а этот палец – я» – мизинец;
  • «вот моя семья» – дети выставляют вперед получившийся кулак.

Веселый животик

Игра по логоритмике предназначена для улучшения дыхания диафрагмой. Дошкольник ложится на спину, расслабляется, кладет на живот любимую игрушку. Попросите ребенка глубоко вдохнуть, чтобы живот поднялся, а вместе с ним игрушка. Затем выдохнуть, чтобы живот с игрушкой опустился. Пусть повторит действие несколько раз.

Скажи по порядку

Игра по логоритмике развивает речевое дыхание. Ребенок должен вдохнуть, затем на выдохе пересчитать объекты на картинке: один, два, три… Количество произнесенных на выдохе слов должно соответствовать возрасту воспитанника.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционные упражнения в рамках логоритмики тонизируют мускулатуру языка, челюстей. Вот некоторые примеры:

  • «Облизываюсь» – рот нешироко раскрыт, язык плавно движется по кругу по губам;
  • «Зубки прячутся» – губы то крепко сжаты, то растягиваются в широкой улыбке;
  • «Футболист» – язык движется внутри ротовой полости вправо-влево с давлением на слизистые стенки;
  • «Сердитый язык» – кончик языка упирается в задние стенки верхней пары резцов.

Ходьба

Под музыкальное сопровождение малыши идут цепочкой, держа левой рукой шнурок. Сначала делают обычные шаги, музыка передает соответствующий ритм. Далее темп меняется, игроки проходят около 3 м приставным шагом, высоко поднимая ноги. На 3-ем этапе дети, продолжая двигаться один за другим, должны переступить через 5 кубиков и ступеньки положенной на пол лестницы.

Логоритмика для детей 4 лет

Для 4-летнего ребенка первостепенную важность имеет физическое развитие, совершенствование двигательных навыков. Также важно учить дошкольников правильному общению, красивому произношению, четкому проговариванию звуков.

Делай, как животные

Предложите воспитанникам имитировать движения и звуки разных животных. Например, как ходит и рычит медведь – дети отвечают «р-р-р», при этом двигаются вразвалочку косолапыми шагами. Или, как летит и кричит гусь – игроки отвечают «га-га-га», при этом широко размахивают руками.

Иду-плыву-лечу

Услышав слово «земля», дети топают по полу. При слове «вода» они делают движения руками, словно плывут. А при слове «воздух» взмахивают руками, как птицы при полете.

Овощи

Показывайте воспитаннику иллюстрации овощей, при этом произносите их названия четко по слогам: по-ми-дор, ка-ба-чок, ре-дис, ку-ку-ру-за. Ребенок должен хлопать в ладоши после каждого услышанного слога.

Овощи для детей

Покорми птиц

Для игры по логоритмике нужно подготовить зерно, горох и небольшие камушки, а также 6 емкостей. Предложите воспитаннику покормить птиц, прилетевших к кормушке. Для этого он должен переложить зерно, горошины и камушки в другую тару. Сначала малыш делает это одной рукой, затем другой, потом двумя. Далее использует только пальцы: большой с указательным, затем со средним, с безымянным и, наконец, с мизинцем.

Поезд

Дошкольники имитируют вагоны поезда: становятся друг за другом, сгибают руки в локтевом суставе, прижимают к бокам, ладони сжимают в кулаки. Начинают двигаться под музыку в соответствующем ритме, топая ногами и одновременно совершая круговые движения руками. Темп музыки меняется, вслед за ним дети меняют скорость движений.

Автомобиль

Дети отвечают на вопросы, сопровождая ответы соответствующими действиями:

  • как гудит автомобиль – «би-би-би» – дети давят кулаком о раскрытую ладонь другой руки;
  • как шумит мотор – «ж-ж-ж» – делают круговые движения руками, словно управляют рулем;
  • как мы быстро едем – «р-р-р» – громко и быстро стучат ногами о пол;
  • как шины шуршат об асфальт – «ш-ш-ш» – дети трут ладони одну о другую;
  • как вертятся колеса – «та-та-та» – делают круговые движения руками в одну сторону.

Логоритмика для детей 5 лет

В конспекте логоритмики для дошкольников средней группы должны быть активные игры, направленные на физическое развитие и оздоровление. Движения усложняются, дополняются другими разными действиями, нагрузка становится интенсивнее. Занятия должны развивать гибкость, способствовать сохранению здоровой осанки, а также улучшать творческие способности.

Передай другу

Игра по логоритмике развивает концентрацию внимания и скорость реакции. Игроки становятся попарно напротив друг друга. В руке одного – кегля, другого – кольцо от игрушечной пирамиды. Когда зазвучит музыка, начинается передача предметов: один игрок принимает у второго кеглю правой рукой, а кольцо отдает левой, и так по кругу.

Готовим капусту

Рассказывайте стишок, производя соответствующие сюжету действия, а ребенок должен их повторять:

  • «мы капусту порубили» – малыш делает рубящие движения руками;
  • «мы капусту посолили» – складывает пальцы, двигает ими, как будто сыпля соль;
  • «мы капусту подавили» – делает руками давящие и разжимающие движения;
  • «вкусную еду получили» – хлопает в ладоши.

Что зазвенело

Покажите воспитанникам 4 предмета: деревянные ложки, погремушку, стеклянный стакан, металлический колокольчик. Позвените предметами, спрячьте их. Повторно позвените ими из тайника. Дети должны догадаться, что звенит.

Зоопарк

Разделите игроков на 4 группы: зайцы, медведи, зебры, попугаи. Под музыкальное сопровождение дети движутся, имитируя животных: «зайцы» прыгают, «медведи» шагают вразвалку, «зебры» высоко поднимают ноги над полом, «попугаи» машут руками.

Гуси

Игра по логоритмике улучшает моторику. Задача воспитанников – воспроизведение действий птиц по стишку:

  • «гуси прилетели» – дети машут руками, бегают на цыпочках;
  • «на лужайке сели» – садятся на корточки;
  • «походили» – игроки поднимаются, медленно ходят на цыпочках;
  • «поклевали» – останавливаются, наклоняются вниз;
  • «и быстро убежали» – игроки бегут к своим стульям, садятся на них.

Для детей 6 лет

С 6-летнего возраста дошкольники уже готовятся к школе, упражнения по логоритмике усложняются. В этом возрасте важно развивать ритм, интонацию, четкость речи, умение выражать эмоции, расширять кругозор.

Живое-неживое

Произносите слова, а дети должны хлопать в ладоши, когда услышат название живого и маленького существа. Например: пчела, телефон, карандаш, комар, бегемот, жираф, муравей, кузнечик, мяч, птенец, кнопка, стрекоза, окно, лошадь, улитка.

Узнай животное

Игроки с помощью мимики и телодвижений должны изобразить заданных животных. Например, важного индюка, трусливого кролика, медлительную черепаху. А остальные должны догадаться, кого показывает товарищ.

Путешествие

Расскажите воспитанникам, что они сейчас отправятся путешествовать на разных видах транспорта. Сначала на машине – дети произносят протяжно звук «р-р-р». Затем на самолете – «у-у-у». Самолет снижается – дети произносят звук тише. Путешествие продолжается на поезде – «ту-ту-у-у-у». Поезд едет быстро – «чух-чух-чух». Приближаясь к станции, замедляет ход – дети произносят «чух-чух» медленнее. Поезд остановился, из-под колес пошел пар – «ш-ш-ш». Дальше путешествие продолжается на лошади – дети издают цокающий звук языком.

Узнай по мимике

Дети по очереди называют междометия, изображают мимикой соответствующую эмоцию. Остальные должны догадаться, о чем речь:

  • Ах! – удивление;
  • Ох! – боль;
  • Ай! – испуг;
  • Эх! – веселье;
  • Эй! – недовольство;
  • Ой! – растерянность.

Для детей 7 лет

В 7-летнем возрасте дошкольники могут выполнять сложные задания по логоритмике.

Какое это животное

Один игрок двигается под музыку, изображая телодвижениями, мимикой и звуками определенное животное. Когда музыка прерывается, замирает. Остальные должны догадаться, какое животное он изображал.

Связист

Производите ладонями по 3-4 хлопка в разном ритме наподобие азбуки Морзе. А воспитанник должен повторить их в том же ритме. Например: 3 быстрых, 1 медленный.

Зеркало

Для игры по музыкальной логоритмике подготовьте картинки людей в разных позах. Включите музыку, пусть дети танцуют. Как только мелодия прервется, игроки должны принять позу того человека, который изображен на демонстрируемом изображении.

Логоритмика Железновой для детей

Педагог Екатерина Железнова разработала уникальную программу логоритмики для дошкольников всех возрастных групп. Занятия подразумевают одновременное выполнение речевых, двигательных и музыкальных упражнений.

В программу включены:

  • движения под музыку;
  • пальчиковые игры;
  • подражательные сказки;
  • веселые упражнения;
  • подвижные игры;
  • гимнастика и аэробика;
  • массажные игры;
  • инсценировки;
  • колыбельные.

Программы логоритмики Железновой для разных возрастных групп выпущены в виде дидактических пособий, записаны на аудио и видео, их можно найти в интернете.