Какие ошибки в постановке звуков допускают родители при занятиях с ребенком

Ошибки в постановке звуков нередко допускают родители, занимающиеся с ребенком в домашних условиях по рекомендациям логопеда. В результате у дошкольника закрепляется искаженное произношение, требующее исправления. Существуют правила постановки и автоматизации звуков, позволяющие сформировать и закрепить правильное звукопроизношение.

Ошибки в постановке звуков

Вот какие ошибки допускают родители, пытающиеся заниматься с ребенком самостоятельно:

  1. Приступают к автоматизации, когда дошкольник еще не научился нормальному изолированному произношению.
  2. Начинают упражнения по автоматизации, игнорируя предварительную артикуляционную гимнастику.
  3. Не используют наглядный материал, делающий автоматизацию звуков интересным и увлекательным процессом для ребенка.
  4. Используют один и тот же материал для автоматизации. Нельзя затягивать развивающий процесс: когда дошкольник научится хорошо справляться с заданиями, нужно приступать к более сложным. Также недопустимо затягивать этап между изолированным проговариванием и автоматизацией. Достаточно 3–4 занятий по изолированному произношению.
  5. Не уделяют внимание постановке речевого выдоха, без которого корректная автоматизация звуков невозможна.
  6. Не показывают артикуляцию на собственном примере.
  7. Занимаются с ребенком постановкой звуков не регулярно, а время от времени. Чтобы достичь положительного результата, занятия должны быть ежедневными длительностью около 15 минут.
  8. Одновременно пытаются автоматизировать несколько звуков, которые либо входят в одну фонематическую группу, либо не различимы ребенком с нарушением речевого слуха.
  9. Не уделяют внимание дифференциации звуков при работе с дошкольником с нарушенным фонематическим слухом.
  10. Используют сложный для дошкольника речевой материал: длинные и незнакомые слова, стихотворения. Нельзя приступать к автоматизации, пока ребенок не научился нормальному изолированному проговариванию. Также нельзя усложнять материал, если дошкольник испытывает затруднения на этапе автоматизации в словах. То есть постановка и закрепление материала должны быть постепенными, своевременными, соответствующими возможностям ребенка.
  11. Говорят в слишком высоком темпе. Ребенок не успевает следить за артикуляционными органами, повторять движения.
  12. Игнорируют ошибки произношения в повседневности, не исправляют ребенка. В итоге он старается только на занятиях, а в других ситуациях продолжает говорить искаженно.

Ошибки в постановке звуков

Правила постановки звуков в логопедии

Для постановки звуков применяют следующие методы:

  • подражание — ребенок воспроизводит знакомые ему звуки из повседневности, например, как жужжит жук — «ж-ж-ж»;
  • по опорным фонемам — когда от одного звука ставится другой в определенной очередности, так ставят В-З-Ж, Ф-С-Ш, М-Б, Ф-В, Н-Д, С-Ш-З-Ж;
  • посредством артикуляционной гимнастики по звуку с применением корректной дикции — так ставят Т, Н, Д;
  • посредством логопедических приспособлений — зондов.

Если применяется корректировка произношения, нужно параллельно исправлять дыхание и артикуляцию. Дошкольник должен научиться самоконтролю произношения на слух. При изучении фонем их нужно символически обозначать. А старшие дошкольники уже знакомятся с буквами как способом обозначения фонем. Это старт для дальнейшего обучения письму и чтению.

При постановке звуков дошкольник не должен прилагать чрезмерные усилия. Скорость постановки определяется индивидуальными способностями.

По стандарту практикуется следующая последовательность постановки звуков:

  • свистящие — [с], [с’], [з], [з’], [ц];
  • шипящая [ш];
  • сонорная [л];
  • шипящая [ж];
  • сонорные [р], [р’];
  • шипящие [ч], [щ].

Лучший возраст для постановки звуков — 4–5 лет. Фонему [р] ставят с 6 лет. При постановке твердых согласных слоги формируют с помощью гласной [а], но для фонемы [л] — [ы]. Для постановки мягких согласных используют [и].

Логопедические занятия

Правила автоматизации звуков

Когда ребенок научился четко и правильно произносить отдельные фонемы, можно приступать к автоматизации. Сначала дошкольник обретает навык проговаривания звуков в слогах, словах, затем в предложениях, стихах, скороговорках и, наконец, при спонтанном разговоре.

Автоматизация — самый длительный и сложный этап. Если постановка включает несколько занятий, то автоматизация занимает один или несколько месяцев. Она начинается с проработки прямых и обратных слогов, только после этого можно приступать к проговариванию слогов со совмещенными согласными.

Вот правильная последовательность автоматизации:

  • в открытых слогах;
  • в закрытых слогах;
  • в позиции между гласными (интервокальной);
  • в начале слов;
  • в конце слов;
  • в среднем слоге слова;
  • в словах со совмещением согласных;
  • в предложениях;
  • в стихотворениях, чистоговорках, скороговорках.

Если у ребенка нарушен фонематический слух, недопустима одновременная автоматизация:

  • шипящих и свистящих;
  • соноров — [р], [л];
  • губно-зубных фонем [в], [ф];
  • заднеязычных фонем [к], [г], [х].

В автоматизации важен подражательный метод, особенно на начальном этапе. Родитель должен показывать артикуляцию, а ребенок — повторять за ним. Далее малыш должен учиться самоконтролю произношения, для этого проводится автоматизация перед зеркалом. Полезно выделять изучаемый звук в словах, проговаривать его более выраженно.

Автоматизация звуков перед зеркалом

Родитель должен заниматься с ребенком как можно чаще в любое удобное время: при прогулке, автомобильной поездке, на пути в детский сад. Общайтесь с дошкольником, рассказывайте об окружающем мире, читайте ему книги, беседуйте на тему прочитанного. Просите рассказать выученный наизусть стишок, чистоговорку. Постоянно следите за правильным произношением при повседневных разговорах. Если дошкольник ошибся, исправьте его ошибку, но мягко и деликатно. Также регулярно хватите ребенка, если он хорошо справляется с заданиями.