Картотека пальчиковой гимнастики для дошкольников младшей группы и правила ее проведения

Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет – метод влияния на речевое и физическое развитие. В младшей возрастной группе дошкольники учатся четко говорить, строить фразы. Это период начальной подготовки пальцев рук к школьному письму. Пальчиковые игры, проводимые как по отдельности, так и комплексно, – действенный способ влияния на нервные и мышечные ткани рук с одновременной стимуляцией речевой и мыслительной способности.

Что такое пальчиковая гимнастика

Это увлекательная и несложная тренировка пальцев, направленная на улучшение памяти, мелкой моторики, способности творчески мыслить, концентрировать внимание. Детям положено заниматься пальчиковой гимнастикой с ранних лет. Занятия не требуют подготовки и особых физических навыков.

Приступать к гимнастике можно, когда ребенку исполнится 3 месяца. Сначала пальчики малыша загибает родитель. Достигнув 2-летнего возраста, ребенок действует самостоятельно, повторяя движения за взрослым. По мере взросления ребенка движения должны становиться все сложнее.

Для максимальной эффективности гимнастику рекомендуется проводить ежедневно. Занятие не должно длиться больше 4-5 минут.

Движения сопровождаются стихами, сказками. Текстовое сопровождение следует менять через каждые 3-5 дней. Но если ребенок просит повторить старое стихотворение, не нужно ему отказывать. Если дошкольник отказывается играть, не стоит его насиловать, лучше перенести пальчиковую гимнастику на другое время.

Что такое пальчиковая гимнастика

Цель пальчиковой гимнастики

Совершенствование детской речи зависит от развитости мелкой моторики. Чем лучше дошкольник двигает пальцами, тем проще ему строить четкую и внятную речь. Поэтому пальчиковая гимнастика для малышей 3 лет так важна. Она стимулирует развитие артикуляционных органов, приучает руки держать инструменты для письма и творчества, совершенствует мыслительные и творческие способности.

Задачи пальчиковых игр:

  • общее речевое развитие, стимуляция центра речи в мозге;
  • расширение индивидуального словаря;
  • развитие усидчивости, внимательности, заинтересованности в образовательном процессе;
  • улучшение слуховой и зрительной памяти;
  • формирование представления о стихотворениях и сказках как литературных формах;
  • тренировка мелкой моторики, улучшение гибкости кистевых суставов;
  • творческое развитие, улучшение воображения.

Цель пальчиковых игр

Пальчиковая гимнастика для детей 3 лет

На первых порах пальчиковые занятия положено проводить без текстового сопровождения. Это ознакомительный этап, когда ребенок тренируется управлять моторикой. Родитель показывает, а малыш старательно повторяет движения за ним.

Не нужно с первого или второго занятия нацеливаться на безупречный результат. Сначала у дошкольника не все будет получаться. Когда результат гимнастики намного улучшится, можно устроить соревновательное упражнение со сладкой наградой для победителя.

Занятия мамы с ребенком

Вот несколько упражнений для начального этапа пальчиковой гимнастики:

  1. Положите руки на горизонтальную поверхность так, чтобы одна кисть была раскрытой, вторая сжатой в кулак. Поменяйте положение: первую кисть сожмите, вторую раскройте. И так несколько раз.
  2. Вытяните руки перед собой, сцепите пальцы. Ладони разведите в разные стороны, затем выверните кисти тыльной стороной к себе, чтобы пальцы выпрямились.
  3. Поставьте локти на горизонтальную поверхность. Ладони поворачивайте то к себе, то от себя. При этом пальцы не должны сгибаться.
  4. Поставьте локти на ровную поверхность. Ладони поверните так, чтобы они смотрели друг на друга. Пальцы держите прямыми в суставах, соединяйте их попарно, затем разъединяйте.
  5. Соедините ладони и пальцы. Не разъединяя их, двигайте кистями в разных направлениях.

Приучите дошкольника самостоятельно тренировать руки, когда на это выдастся несколько свободных минут. Например, при ожидании приема в детской поликлинике. Пусть малыш гладит, массирует ладонь. Либо возьмет с собой небольшой шарообразный предмет, например, теннисный мячик, катает его, зажав между ладонями. Замечательное упражнение для пальчиков детям – перекатывание тонкого трубкообразного предмета, например, фломастера, по ровной поверхности.

Пользу как дополнение к гимнастике приносят творческие занятия, при которых задействуются руки: лепка из пластилина и теста, рисование гуашью и акварелью.

Отличный вариант совмещения гимнастики и изобразительного искусства: рисование пальчиковыми красками. Они совершенно безвредны для организма ребенка. Малыш макает пальцы в баночку, размазывает краску по бумажному листу, тем самым тренирует мышцы и суставы рук, учится фантазировать. К 5-6 годам использование пальчиковых красок неактуально. В этом возрасте ребенок уже должен овладеть навыком работы с художественными кисточками и карандашами.

Пальчиковые занятия

Картотека пальчиковой гимнастики для детей 3 лет

Предлагаем подборку увлекательных игр в стихотворной форме для 3-летнего ребенка. Проводится пальчиковая гимнастика в детском саду педагогом, а дома родителями.

Огород

«Зеленеет огород» – сжимайте в кулак и разжимайте пальцы;

«Вот петрушка, вот горох» – загибайте пальчики по очереди;

«Вот редиска, вот картошка» – продолжайте загибать пальцы;

«Редька выросла немножко» – загните оставшийся мизинец;

«Мой зеленый огород урожай дал на весь год!» – похлопайте в ладоши.

Рыбка

«Рыбка по воде плывет» – поставьте кисть горизонтально, волнообразно двигайте ею;

«Рыбка весело живет» – руками с устремленными к полу ладонями помашите вверх-вниз;

«Рыбка в речке озорная» – сделайте «грозящее» движение указательным пальцем;

«Мы сейчас тебя поймаем!» – резко соедините ладони, словно кого-то словили.

Червячки

«Два червячка» – сделайте «ползущие» движения указательными пальцами;

«Выглянули из яблочка» – сложите ладони, затем раскройте их от себя, словно створки двери;

«Давно не видались» – разведите в стороны устремленные друг на друга ладони;

«Крепко обнялись» – пожмите одной рукой вторую;

«Не хотели расставаться» – разожмите руки;

«Но пришлось попрощаться» – помашите обеими руками, направленными друг на друга.

Пирожки

«У меня пять пирожков» – помашите обеими руками с растопыренными пальцами;

«Первый – для папочки» – загните большой палец левой руки;

«Второй для мамочки» – указательный;

«Третий для дедули» – средний;

«Четвертый для бабули» – безымянный;

«А пятый для меня» – загните мизинец.

Аналогичные действия произведите с правой рукой.

Приготовим капусту

«Чтоб вкусную капусту получить, мы должны ее порубить» – быстро двигайте вверх-вниз ребром кисти;

«Натереть» – сжатыми в кулаки руками двигайте вперед-назад;

«Посолить» – сымитируйте пальцами, будто сыплете соль;

«Отжать» – несколько раз сильно сожмите и разожмите кулаки.

Зверята

«Это – трусливый зайчонок» – согните мизинец;

«Это – сердитый волчонок» – безымянный;

«Это – красивый лисенок» – средний;

«Это – колючий ежонок» – указательный;

«Это – косолапый мишка» – большой;

«А это – для мишки еловая шишка» – выставите вперед получившийся кулак.

Кто это летает

«Кто это летает возле уха? Так это же муха!» – совершайте круговые движения указательным пальцем возле ушной раковины с произнесением звука «ж-ж-ж-ж»;

«Кто это летает возле носа? Так это же оса!» – делайте круговые движения пальцем возле кончика носа с произнесением звука «з-з-з-з»;

«Кто это сел на лоб? Так это же комар!» – коснитесь лба указательным пальцем со звуком «пи-и-и»;

«Что сделать с комаром? Надо его вот так!» – легонько ударьте себя ладонью по лбу;

«Нет, лучше отпустить комара!» – поднесите раскрытую ладонь ко рту, дуньте на нее.

Кормушка

«Висит кормушка во дворе, для всех птичек угощенье» – делайте «подзывающие» движения руками;

«Для синичек – сала кусочек» – сделайте движение ребром кисти, будто что-то отрезаете;

«Зернышки – для воробушков» – сложите пальцы вместе, имитируйте, будто сыплете зерно;

«Голубям – крошки» – потрите ладони друг о друга, словно крошите хлеб;

«Воронам – макарошки» – вытяните раскрытые ладони вперед.

Пчелки

«Висит на ветке улей – домик для пчелок» – вытяните вперед кулак.

«Пчелки вылетают, посчитаем их» – по очереди разгибайте пальчики;

«Одна, две, три, четыре, а вот и пять! Сейчас будут нас кусать!» – пощекочите ребенка.

Лето

«От тучек небо освободилось» – совершайте руками размашистые движения, словно разгоняя тучи;

«На ясном небе солнце появилось» – сложите ладони ребрами со стороны большого пальца, остальные пальцы растопырьте, поднимите руки над головой;

«Радуется детвора» – хлопайте в ладоши;

«Настала летняя пора» – разведите руки.

Зарядка

«У нас пальчики спортивные, они многое умеют» – растопырьте пальцы, пошевелите ими;

«Шагают, бегают» – делайте «шагающие» и «бегущие» движения пальчиками;

«Тренируются, отжимаются» – сжимайте и разжимайте кулаки;

«Хорошо стараются» – похлопайте в ладоши.

Солнышко

«Утро настало, солнышко встало» – тяните руки как можно выше;

«Ночка придет, солнышко спать пойдет» – опустите руки;

«Счастливо солнышко живет» – покрутите расслабленными кистями вправо-влево;

«И нам лучики счастья шлет» – похлопайте в ладоши.

Сказки для пальчиков

Дети охотно слушают сказки про животных, которые можно использовать для пальчиковой гимнастики. Ниже приведен пример для развития моторики пальцев, но сюжет можно менять, пополнять героями. Длиться сказка должна недолго, столько же, сколько стандартное упражнение по пальчиковой гимнастике – 4-5 минут.

«Наши пальцы отправились на прогулку», – шагайте указательным и средним по столу. «Идут пальцы, и вдруг услышали «мяу-мяу». Смотрят, это кошка. Идет она по дорожке, и коготки свои то выпускает, то прячет», – сжимайте и разжимайте кулаки. «Пальцы решили, что кошке надо дать молока. Так они и сделали», – сложите ладони так, будто зачерпнули воду.

«Угостив кошку, пальцы оправились дальше», – снова шагайте по столу. «Тут заметили, что на грядках длинные уши торчат», – сделайте «V» указательным и средним пальцами, пошевелите ими. «Это зайчик морковку на огороде уплетает», – сожмите пальцы, будто держите морковь. «Увидел зайчик собаку, испугался, убежал», – быстро передвигайте указательным и средним. «Собака залаяла», – сожмите кулак, большой палец оттопырьте, подвигайте им вверх-вниз. «Собака на самом деле добрая, она не хотела испугать зайчика. Она просто любит лаять».

«Пошли пальцы дальше», – шагайте по столу. «Увидели козочку. А она рогатая, бодливая», – сделайте «козу» указательным пальцем и мизинцем, покрутите руку в разные стороны, словно бодаясь.

«На пути пальцы встретили петуха с большим гребнем», – соедините большой и указательный, остальные оттопырьте. «Петух закукарекал», – разожмите указательный и большой. «Пальцы угостили петуха пшеницей», – сделайте движение, словно сыплете зерно. «Петух обрадовался, принялся клевать», – сложите указательный, средний и большой, быстро опускайте и поднимайте руку.

«К петуху курочка подбежала», – соедините указательный и большой, остальные чуть согните. «За ней цыплята», – так же соедините пальчики, только остальные согните полностью. «Курочка землю роет, червячков ищет, чтобы цыплят накормить», – делайте «роющие» движения руками.

«Угощение сорока увидала, подлетела», – проведите пальчиковую гимнастику по стихотворению «Сорока-белобока кашку варила».

«Устали пальцы, решили домой вернуться. На обратном пути поросенка увидели. У него круглый пятачок», – сложите кулак. «А хвостик – крючок», – отожмите от кулака указательный палец, оставьте его полусогнутым. «Пальцы попрощались с поросенком, пошли домой», – завершите сказку шагами указательного и среднего пальчиков по столу.