Пальчиковая гимнастика для дошкольников всех возрастов на тему «Домашние животные»
Пальчиковая игра «Домашние животные» — средство улучшения мелкой моторики. Поскольку занятия сопровождаются стихотворными текстами, это еще и способ развития речевых навыков, памяти, эмоциональной отзывчивости, внимания. Пальчиковая гимнастика полезна для дошкольников с отставанием в физическом и интеллектуальном развитии как средство нормализации двигательной активности. Но и для здоровых детей это увлекательное занятие, знакомящее с животным миром.
Младшая группа
Представленные в каталоге пальчиковые игры разделены на категории для дошкольников разного возраста. Разделение основано на степени сложности стихотворных текстов для восприятия детьми определенной возрастной группы.
Представляем простые и забавные пальчиковые игры для младших дошкольников.
Бодаются телята
Теленок бодливый на лугу, — дети, согнув правые пальцы, оставляют разогнутыми указательный и мизинец;
А второй не уступит ему. — согнув левые пальцы, оставляют разогнутыми указательный и мизинец;
Друг друга им не лень бодать. — сдвигают правую и левую кисти, вращают в разные стороны, имитируя драку бычков;
Кто сумеет их разнять? — раздвигают руки в стороны, пожимают плечами.
Бычок
Идет бычок рогатый, — воспитанники сжимают пальцы на обеих руках, выставляют указательные, приставляют кулачки ко лбу, имитируя бычьи рожки;
Шагает вдоль ограды, — выставляют руки перед собой, кисти с растопыренными пальчиками держат в вертикальном направлении;
Как в репейник он залез, — расслабленно опускают руки;
Так и сказочки конец! — разводят руки, пожимают плечами.
Детки животных
В нашем доме детки живут.
Знаем, как каждого зовут: — воспитанники сжимают пальцы в кулаки;
Теленок с острыми рогами, — разжимают большие пальцы;
Жеребенок с длинными ногами, — указательные;
Щенок мохнатый, — средние;
Поросенок пузатый, — безымянные;
Козленок бодливый, — мизинцы;
Котенок игривый. — снова сжимают пальцы в кулаки;
Всех назвали — детки к мамам побежали. — хлопают в ладоши.
Козочка
Козочка с острыми рожками,
Козочка с длинными ножками, — дети, сжав кулаки, выставляют указательные пальчики, имитируя козлиные рожки, приставляют их ко лбу;
На полянку убежала, — бегут на месте;
Долго-долго там плясала, — танцуют;
Ножками топала, — топают на месте, высоко поднимая ноги;
Ушками хлопала. — подняв руки над головой, хлопают в ладоши.
Котик
Серенький котик,
Лижет свой животик. — воспитанники трут правую ладошку о левую;
Чистит хвостик,
Чистит лапки, — трут левую ладошку о правую;
А на них — царапки. — сцепляют руки, затем пытаются тянуть их в противоположные стороны.
Лошадка
Моя любимая лошадка, — дети гладят правой рукой левую;
Расчешу ей гриву гладко, — гладят левой рукой правую;
Щеточкой разглажу хвостик, — гладят пальчиком одной руки пальцы другой;
Чтобы ехать на ней в гости. — постукивают кончиками пальцев по твердой поверхности.
Коза
Дедушка гулять пошел, — воспитанники шагают на месте;
Козу рогатую нашел. — приставляют кулаки с вытянутыми указательными пальцами ко лбу;
Ну-ка, козочка, пляши,
Дедушку ты рассмеши! — танцуют;
А коза бодать грозится, — выставив указательные и средние пальцы, вращают руками вправо-влево;
А дедушка бранится. — делают грозящее движение кулаком.
Пальчиковая гимнастика «Домашние животные» в средней группе
Представляем веселые и занимательные пальчиковые игры для среднего дошкольного возраста.
Пальчиковая гимнастика для детей на тему «Домашние животные»
Мы считалочку начнем, — воспитанники поочередно сгибают правые пальцы;
Как животных назовем? — поочередно сгибают левые пальцы;
Друзья наши верные,
Помощники первые. — хлопают в ладоши;
Корова, конь, кошка, собака, — указательным пальчиком одной руки загибают поочередно четыре пальца другой руки;
Одним словом назови-ка. — вопросительно разводят руки;
В доме нашем проживают,
Домашними их называют. — поднимают руки над головой, складывают «домиком».
Кошки и мышки
Ах, какая красота! — дети трут ладоши одну о другую;
В нашем доме два кота. — выставляют вперед одну, затем другую руку;
Кошки с ленточкой играют, — сцепляют правые и левые пальчики в «замок»;
Сметанку с мисочки лакают, — чашеобразно складывают ладони;
Кошки когти поточили, — сгибают пальцы, имитируя когти, «царапают» ими себя по ногам выше коленей;
Мышку серую словили. — делают шумный хлопок ладонями.
Уточка и утята
Утка серая шагает, — воспитанники делают шагающие движения указательным и средним пальчиками по горизонтальной поверхности;
По берегу реки гуляет.
За ней утята поспевают:
И пестренький, и большой, — сгибают большой и указательный пальцы;
И шустрый, и смешной, — средний и безымянный;
И самый любимый — утенок меньшой. — сгибают мизинец.
Каша для животных
Вот в кастрюле каша
Для животных наших. — дети чашеобразно сжимают одну ладонь, а указательным пальцем второй руки делают в ней размешивающие движения;
Положим мы кашу
Коту в чашку, — сгибают большой палец;
Собаке в миску, — указательный;
В блюдечко — котятам, — средний;
На крыльцо — цыплятам, — безымянный;
В лоханку — поросятам. — мизинец.
Всех кашей угостили,
Никого не забыли. — разжимают кулак.
Черепаха
Моя черепаха — настоящая милаха! — дети делают знак «класс» большим пальцем;
В коробке засыпает, — кладут одну ладошку на другую;
В тазике ныряет, — волнообразно двигают рукой;
По полу шагает, — делают шагающие движения указательным и средним пальцами по твердой поверхности или по другой руке;
На руках моих катается, — ставят кулак на раскрытую ладонь другой руки;
И совсем не кусается. — двигают указательным пальцем вправо-влево, делают им отрицающее движение, или мотают головой.
Пальчиковая гимнастика «Домашние животные» в старшей группе
Предлагаем пальчиковые игры, которые познакомят старших дошкольников с тем, какие животные и птицы живут с человеком.
Овечки
Что за животные — шерстка колечками? — дети соединяют указательный и большой пальцы, сделав знак «Ok»;
Это на пастбище бродят овечки.
Их охраняет лохматый Барбос, — изображают кистью собаку, сгибают указательный палец, большой оттопыривают, мизинцем двигают, имитируя, как собака лает;
Чует, где волки, его черный нос.
А пастушок на холме у осинки, — поднимают руки над головой, имитируя возвышенность, затем качают поднятыми руками из стороны в сторону, изображая дерево;
Песню играет на дудке красиво. — имитируют игру на дудочке, перебирают пальчиками в воздухе;
Слушают песенку овцы и пес,
Слушают маки, ромашки, овес. — соединяют запястья, растопыривают пальцы, имитируя цветы;
И колокольчик головкой кивает, — качают кистями в разные стороны;
Словно бы песенке в такт подпевает. — прикладывают ладонь к ушной раковине, как бы прислушиваются.
Цыплята
Две курицы-пеструшки вывели цыплят, — воспитанники сжимают кулаки, отставляют большие пальцы, имитируя куриные клювы;
Те цыплята зашагали за мамочками в ряд. — в темпе сгибают и разгибают пальцы;
За каждой пеструшкой четыре цыпленка,
Четыре веселых и пестрых ребенка. — поочередно соединяют правые пальчики, начиная с мизинца, заканчивая указательным, с аналогичными левыми пальцами;
Цыплята дерутся, играют, пищат,
Крыльями хлопают, зерна едят. — сцепив руки, хаотично двигают пальцами;
Как только солнце спрячется, птенчики — домой, — сжимают кулаки;
Под мамочкино крылышко ложатся на покой. — соединяют ладони, подкладывают под щеку, изображая сон.
Поросята
Ой-ля-ля, ой-ля-ля, поросячья семья! — дети сжимают кулаки;
Первый поросенок хвостиком виляет, — разгибают мизинец;
Второй поросенок бок о стену вытирает, — разгибают безымянный;
Третий поросенок на грядках ковыряется, — разгибают средний;
Четвертый поросенок в лужице купается, — разгибают указательный;
Пятый поросенок — вот задира и нахал, — разгибают большой палец;
Чтобы спать посерединке, братишек растолкал. — в темпе сжимают и разжимают кулачки.
Бычок
Копыта слышно — цок-цок-цок!
К мальчику бежит бычок. — воспитанники стучат по твердой поверхности кончиками пальцев.
Рожки выставляет,
Пободать желает. — выпрямляют мизинец и указательный на обеих руках, вращают кистями;
А мальчику не страшно,
Мальчик ведь отважный, — одной рукой поглаживают другую;
Бычку водички принесет,
И на лужайку уведет. — сцепляют руки в «замок».
Подготовительная группа
Предлагаем пальчиковые игры для расширения представлений об окружающем мире и улучшения моторики у старших дошкольников.
Козел
Однажды старенький козел — воспитанники приставляют ко лбу указательный палец и мизинец;
На грядках лакомство нашел. — вышагивают пальцами по горизонтальной поверхности;
Смотрит он по сторонам, — поворачивают голову вправо-влево;
Вкуснота и тут, и там:
Внизу стелется трава, — опускают голову;
Вверху пышная листва. — задирают голову;
Вот капуста, вот морковка, — садятся на корточки;
Вот кудрявая фасолька, — поднимают руки, тянутся на носочках вверх;
Позади — томатов грядка, — поворачиваются на 180°;
Впереди — цветочки в ряд, — поворачиваются обратно;
Слева — лук и огурцы, — поворачиваются на 90° корпусом влево;
Справа — смородины кусты, — поворачиваются на 90° вправо;
На них ягод сто, нет — двести. — наклоняют корпус влево-вправо;
Топчется козел на месте. — поворачиваются вокруг своей оси;
Долго думал наш козел,
Пока хозяин не пришел. — шагают на месте.
Кролик
У нашего кролика уши большие, — дети приставляют раскрытые кисти к макушке головы, изображая ушки;
Розовый носик и зубки смешные. — дотрагиваются до кончика носа и до губ правым, затем левым указательным пальцем;
Кролик домашний в клетке живет, — скрестив кисти, делают пальцами «решетку»;
Шерстку он чистит и сено жует, — гладят себя руками, словно стряхивают грязь;
Прыгает, скачет и в домике спит, — соединяют ладони, подкладывают под щеку;
Ушами забавно малыш шевелит. — двигают кистями поочередно вверх-вниз;
Кролик домашний волков не боится,
В домике в клетке ему сладко спится. — садятся на корточки.
Несомненно, пальчиковая гимнастика лучшее средство развития мелкой моторики рук, но ещё и отличное средство развития речи, такие игры напрямую влияют на нервные окончания, которые за речь отвечают. И всем детям они нравятся, особенно малышам.
Возможно, текст для гимнастик будет сложен деткам младшей группы, стихотворная форма непростая, а ведь комплекс должен быть полноценным, не только повторять движения дошкольники должны, но и произносить текст сами.
Гимнастика «Козочка» больше похожа на физминутку или зарядку, из пальчиковых в ней только одно движение, но для общего физического развития и разминки во время занятий будет отлично. Вообще каждый комплекс выполнить просто, ещё и несколько раз повторить можно.
Очень интересные игры для старшей группы, простые, и стихотворения звучат весело, нужно обязательно попробовать использовать на литературном занятии или по экологии, они даже на прогулку подойдут, универсальные.
Эффект от такой гимнастики будет если правильно выполнять технику движения пальцами, по некоторым объяснениям непонятно что конкретно ребёнок должен делать, может есть наглядные схемы последовательности выполнения каждой части.