Пальчиковая гимнастика «Игрушки» для улучшения мелкой моторики у дошкольников

Пальчиковая гимнастика на тему «Игрушки» — эффективное средство совершенствования мелкой моторики. Такие занятия полезны для детей всех возрастных групп, помогают лучше управляться с канцелярскими принадлежностями и рабочими материалами, а после поступления в школу — легко овладеть письмом. Цель пальчиковых упражнений — улучшение гибкости и подвижности пальцев рук, темповое развитие речи, улучшение двигательно-речевой координации.

Пальчиковая гимнастика «Игрушки» в младшей группе

Пальчиковые упражнения для дошколят 2–3 лет должны подразумевать небольшое количество простых движений. Нужно выбирать тексты, понятные для младшего дошкольника. Ниже несколько подходящих примеров, которые могут использовать и педагоги в детских садах, и родители в ходе домашних занятий с ребенком.

Антошкины игрушки

Вот Антошкины игрушки:

Здесь зеленая лягушка, воспитанники сгибают оба больших пальчика;

Здесь большущий грузовик, сгибают указательные пальцы;

А это мячик — прыг-прыг-прыг, средние;

Самокат — встань, поезжай-ка, безымянные;

И пушистый белый зайка. мизинцы.

Папина покупка

Папа в магазин ходил, дети совершают шагающие движения указательным и средним пальцами обеих рук по горизонтальной поверхности;

Игрушку доченьке купил.

Игрушка дочке нравится, хлопают в ладоши;

Матрешка-красавица.

Мои игрушки

Вот мои игрушки: воспитанники хлопают в ладоши;

Коники, хлопушки, сгибают большой и указательный пальчики на обеих руках;

Мой любимый вертолет, сгибают средние;

Кубики и пароход. безымянные и мизинцы;

Сколько всех их, подскажи?

И на пальцах покажи. выставляют перед собой руку с растопыренными пальцами.

Матрешки

В ряд стоят матрешки, дети сжимают кулаки;

Пестрая одежка. разжимают кулаки;

Первая — Маша, сгибают большие пальчики обеих рук;

Вторая — Глаша, указательные;

Третья — Танюша, средние;

Четвертая — Ксюша, безымянные;

А пятая — малышка, мизинцы;

Зовут ее Иришка.

Матрешек просто посчитать, шевелят пальцами обеих рук;

Их всего в рядочке пять. выставляют вперед руку с растопыренными пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Игрушки» в средней группе

Предлагаем несколько пальчиковых упражнений, подходящих для дошкольников 3–4-летнего возраста.

Зверюшки

Как собрались на опушке

Зайчик — плюшевые ушки, дети прикладывают раскрытые руки с направленными вверх пальцами к макушке головы, имитируя заячьи уши;

Лиса — рыжая плутовка,

Рядом примостилась ловко, размахивают расслабленными кистями рук в разные стороны;

Ежик — вся в колючках спинка сцепляют руки «замком»;

Прибежал к ним по тропинке. делают бегущие движения средним и указательным пальчиками по горизонтальной поверхности;

Вот мои игрушки,

Любимые зверюшки. произвольно шевелят пальчиками раскрытых рук.

Ксюшины куклы

Ксюша кукол выносила,

На скамейку посадила. воспитанники хлопают в ладоши;

Во дворе они сидят.

Назови-ка кукол в ряд: стучат одним кулачком о другой;

Вот красавица Мальвина, загибают большие пальчики обеих рук;

Вот забавный Чиполлино, указательные;

Вот прекрасная принцесса, средние;

Вот волшебница из леса, безымянные;

Есть еще Незнайка. загибают мизинцы;

Всех кукол посчитай-ка. хлопают в ладоши.

Я играю

Я играю, я играю, дошколята выставляют руки вперед, несколько раз быстро сжимают и разжимают пальцы;

Я игрушки обожаю.

Другу мяч бросаю, взмахивают руками, словно бросают вперед невидимый мячик;

Машинку по полу катаю, двигают раскрытыми руками вправо-влево, держа ладони в горизонтальной плоскости;

Запускаю я юлу, делают расслабленными и опущенными кистями круговые движения;

Из кубиков дом соберу. поочередно кладут одну раскрытую ладонь на другую.

Пальчиковая гимнастика «Игрушки» в старшей группе

Представляем несколько популярных пальчиковых упражнений, эффективно развивающих моторику пальцев и кистей рук, для дошкольников 5–6 лет.

Лошадка

Моя любимая лошадка, дети делают «сердечко» соединением рук;

Длинный хвост и грива гладкая. хаотично шевелят пальчиками обеих рук;

Как же я мечтаю,

Чтоб живой игрушка стала. делают рукой «лошадь», прижимают пальцы раскрытой ладони друг к другу, сильно отгибают большой пальчик и немного — мизинец, получается лошадиная морда;

Поскачет весело игрушка

Через поле на опушку. совершают бегущие движения указательным и средним пальцами по горизонтальной поверхности;

Ветер гриву теребит, хаотично шевелят пальчиками;

Конь подковами стучит. стучат кулачками по твердой поверхности.

Наши игрушки

Полюбуйся на игрушки: воспитанники энергично хлопают в ладоши;

Самолеты, сабли, пушки, быстро сжимают, затем разжимают пальчики;

Для девчонок — мягкий мишка, обнимают себя, обхватив руками в районе плечевого пояса;

А футбольный мяч — парнишкам, складывают пальцы так, чтобы руки образовали шар;

Кубики и книжки,

Шахматы и фишки. хлопают в ладоши при назывании каждой очередной игрушки, соблюдая ритм;

Все игрушки хороши,

Играем с ними от души. встряхивают расслабленными кистями.

В День рождения

На диванчике игрушки.

Как же много их вокруг. воспитанники громко хлопают в ладоши;

Это праздник у Танюшки,

Их принес в подарок друг. поглаживают одну ладонь о другую;

Таня начала считать:

Раз, два, три, четыре, пять. по очереди сгибают пальчики на левой руке;

Вот ракетка и воланчик, массируют большой пальчик правой руки пальцами левой, продвигаясь от верхней фаланги к нижней;

Вот ушастый серый зайчик, массируют указательный пальчик;

Вот скакалка, чтоб играться, средний;

Вот утенок, с ним купаться, безымянный;

Вот медведь из плюша. массируют мизинец;

Всех нашла Танюша. трут одну ладошку о другую.

Пальчиковая гимнастика «Игрушки» в подготовительной группе

Предлагаем несколько популярных пальчиковых упражнений, которые можно применять на занятиях с дошкольниками, готовящимися к поступлению в школу. Гимнастика в подготовительной группе детского сада должна включать более сложные и разнообразные действия, чтобы подготовка рук к школьному письму была более эффективной.

Любимые игрушки

Мои любимые игрушки: дети делают три громких хлопка в ладоши;

Котенок, песик и лягушка, загибают большой, указательный средний пальчики на обеих руках;

Козочка и петушок. загибают безымянный и мизинец;

У каждого есть голосок. ударяют одним своим кулаком о другой;

Котенок кушать хочет: «Мяу!». разгибают большой пальчик;

Песик охраняет: «Гав!». разгибают указательный;

«Ку-ка-ре-ку!» — крик петушка. средний;

«Ква!» — говорит лягушка. безымянный;

«Ме!» — козочка сказала, разгибают мизинец;

И резво поскакала. стучат раскрытыми ладонями по твердой горизонтальной поверхности;

Свои игрушки обожаю, хлопают себя по бедрам;

На машинке покатаю. делают движения руками, будто управляются автомобильным рулем;

Посажу котенка, — «Мяу!», сгибают большой палец на обеих руках;

А за ним собачку, — «Гав!», сгибают указательный;

Не забуду петушка, средний;

Сядет и лягушка. безымянный;

А козочка мне «Ме!» сказала, сгибают мизинцы;

И с машинки убежала. делают бегущие движения указательным и средним пальчиками по столешнице.

Мои игрушки

Посмотри мои игрушки: воспитанники потирают одну ладонь о другую;

Вот новогодние хлопушки, поднимают руки с растопыренными пальцами вертикально над головой, затем разводят в стороны;

Это зайчик-попрыгайка, прикладывают раскрытые и устремленные вверх руки к макушке головы, изображая длинные заячьи уши;

И лохматый песик-лайка. изображают рукой собачью морду, пальцы раскрытой руки прижимают друг к другу, указательный палец сгибают, а большой оставляют вверх, затем двигают мизинцем, имитируя раскрывающуюся пасть животного;

Вот машинка заводная, складывают руки в кулак, выставляют указательные пальцы, вращают ими в одну сторону, имитируя движение автомобильных колес;

И книжка-азбука большая. складывают ладони, затем медленно раскрывают их;

Я жадиной быть не хочу,

Друзьям игрушки предложу. показывают знак «класс».