Пальчиковая гимнастика «Игрушки» для улучшения мелкой моторики у дошкольников
Пальчиковая гимнастика на тему «Игрушки» — эффективное средство совершенствования мелкой моторики. Такие занятия полезны для детей всех возрастных групп, помогают лучше управляться с канцелярскими принадлежностями и рабочими материалами, а после поступления в школу — легко овладеть письмом. Цель пальчиковых упражнений — улучшение гибкости и подвижности пальцев рук, темповое развитие речи, улучшение двигательно-речевой координации.
Содержание
Пальчиковая гимнастика «Игрушки» в младшей группе
Пальчиковые упражнения для дошколят 2–3 лет должны подразумевать небольшое количество простых движений. Нужно выбирать тексты, понятные для младшего дошкольника. Ниже несколько подходящих примеров, которые могут использовать и педагоги в детских садах, и родители в ходе домашних занятий с ребенком.
Антошкины игрушки
Вот Антошкины игрушки:
Здесь зеленая лягушка, — воспитанники сгибают оба больших пальчика;
Здесь большущий грузовик, — сгибают указательные пальцы;
А это мячик — прыг-прыг-прыг, — средние;
Самокат — встань, поезжай-ка, — безымянные;
И пушистый белый зайка. — мизинцы.
Папина покупка
Папа в магазин ходил, — дети совершают шагающие движения указательным и средним пальцами обеих рук по горизонтальной поверхности;
Игрушку доченьке купил.
Игрушка дочке нравится, — хлопают в ладоши;
Матрешка-красавица.
Мои игрушки
Вот мои игрушки: — воспитанники хлопают в ладоши;
Коники, хлопушки, — сгибают большой и указательный пальчики на обеих руках;
Мой любимый вертолет, — сгибают средние;
Кубики и пароход. — безымянные и мизинцы;
Сколько всех их, подскажи?
И на пальцах покажи. — выставляют перед собой руку с растопыренными пальцами.
Матрешки
В ряд стоят матрешки, — дети сжимают кулаки;
Пестрая одежка. — разжимают кулаки;
Первая — Маша, — сгибают большие пальчики обеих рук;
Вторая — Глаша, — указательные;
Третья — Танюша, — средние;
Четвертая — Ксюша, — безымянные;
А пятая — малышка, — мизинцы;
Зовут ее Иришка.
Матрешек просто посчитать, — шевелят пальцами обеих рук;
Их всего в рядочке пять. — выставляют вперед руку с растопыренными пальчиками.
Пальчиковая гимнастика «Игрушки» в средней группе
Предлагаем несколько пальчиковых упражнений, подходящих для дошкольников 3–4-летнего возраста.
Зверюшки
Как собрались на опушке
Зайчик — плюшевые ушки, — дети прикладывают раскрытые руки с направленными вверх пальцами к макушке головы, имитируя заячьи уши;
Лиса — рыжая плутовка,
Рядом примостилась ловко, — размахивают расслабленными кистями рук в разные стороны;
Ежик — вся в колючках спинка — сцепляют руки «замком»;
Прибежал к ним по тропинке. — делают бегущие движения средним и указательным пальчиками по горизонтальной поверхности;
Вот мои игрушки,
Любимые зверюшки. — произвольно шевелят пальчиками раскрытых рук.
Ксюшины куклы
Ксюша кукол выносила,
На скамейку посадила. — воспитанники хлопают в ладоши;
Во дворе они сидят.
Назови-ка кукол в ряд: — стучат одним кулачком о другой;
Вот красавица Мальвина, — загибают большие пальчики обеих рук;
Вот забавный Чиполлино, — указательные;
Вот прекрасная принцесса, — средние;
Вот волшебница из леса, — безымянные;
Есть еще Незнайка. — загибают мизинцы;
Всех кукол посчитай-ка. — хлопают в ладоши.
Я играю
Я играю, я играю, — дошколята выставляют руки вперед, несколько раз быстро сжимают и разжимают пальцы;
Я игрушки обожаю.
Другу мяч бросаю, — взмахивают руками, словно бросают вперед невидимый мячик;
Машинку по полу катаю, — двигают раскрытыми руками вправо-влево, держа ладони в горизонтальной плоскости;
Запускаю я юлу, — делают расслабленными и опущенными кистями круговые движения;
Из кубиков дом соберу. — поочередно кладут одну раскрытую ладонь на другую.
Пальчиковая гимнастика «Игрушки» в старшей группе
Представляем несколько популярных пальчиковых упражнений, эффективно развивающих моторику пальцев и кистей рук, для дошкольников 5–6 лет.
Лошадка
Моя любимая лошадка, — дети делают «сердечко» соединением рук;
Длинный хвост и грива гладкая. — хаотично шевелят пальчиками обеих рук;
Как же я мечтаю,
Чтоб живой игрушка стала. — делают рукой «лошадь», прижимают пальцы раскрытой ладони друг к другу, сильно отгибают большой пальчик и немного — мизинец, получается лошадиная морда;
Поскачет весело игрушка
Через поле на опушку. — совершают бегущие движения указательным и средним пальцами по горизонтальной поверхности;
Ветер гриву теребит, — хаотично шевелят пальчиками;
Конь подковами стучит. — стучат кулачками по твердой поверхности.
Наши игрушки
Полюбуйся на игрушки: — воспитанники энергично хлопают в ладоши;
Самолеты, сабли, пушки, — быстро сжимают, затем разжимают пальчики;
Для девчонок — мягкий мишка, — обнимают себя, обхватив руками в районе плечевого пояса;
А футбольный мяч — парнишкам, — складывают пальцы так, чтобы руки образовали шар;
Кубики и книжки,
Шахматы и фишки. — хлопают в ладоши при назывании каждой очередной игрушки, соблюдая ритм;
Все игрушки хороши,
Играем с ними от души. — встряхивают расслабленными кистями.
В День рождения
На диванчике игрушки.
Как же много их вокруг. — воспитанники громко хлопают в ладоши;
Это праздник у Танюшки,
Их принес в подарок друг. — поглаживают одну ладонь о другую;
Таня начала считать:
Раз, два, три, четыре, пять. — по очереди сгибают пальчики на левой руке;
Вот ракетка и воланчик, — массируют большой пальчик правой руки пальцами левой, продвигаясь от верхней фаланги к нижней;
Вот ушастый серый зайчик, — массируют указательный пальчик;
Вот скакалка, чтоб играться, — средний;
Вот утенок, с ним купаться, — безымянный;
Вот медведь из плюша. — массируют мизинец;
Всех нашла Танюша. — трут одну ладошку о другую.
Пальчиковая гимнастика «Игрушки» в подготовительной группе
Предлагаем несколько популярных пальчиковых упражнений, которые можно применять на занятиях с дошкольниками, готовящимися к поступлению в школу. Гимнастика в подготовительной группе детского сада должна включать более сложные и разнообразные действия, чтобы подготовка рук к школьному письму была более эффективной.
Любимые игрушки
Мои любимые игрушки: — дети делают три громких хлопка в ладоши;
Котенок, песик и лягушка, — загибают большой, указательный средний пальчики на обеих руках;
Козочка и петушок. — загибают безымянный и мизинец;
У каждого есть голосок. — ударяют одним своим кулаком о другой;
Котенок кушать хочет: «Мяу!». — разгибают большой пальчик;
Песик охраняет: «Гав!». — разгибают указательный;
«Ку-ка-ре-ку!» — крик петушка. — средний;
«Ква!» — говорит лягушка. — безымянный;
«Ме!» — козочка сказала, — разгибают мизинец;
И резво поскакала. — стучат раскрытыми ладонями по твердой горизонтальной поверхности;
Свои игрушки обожаю, — хлопают себя по бедрам;
На машинке покатаю. — делают движения руками, будто управляются автомобильным рулем;
Посажу котенка, — «Мяу!», — сгибают большой палец на обеих руках;
А за ним собачку, — «Гав!», — сгибают указательный;
Не забуду петушка, — средний;
Сядет и лягушка. — безымянный;
А козочка мне «Ме!» сказала, — сгибают мизинцы;
И с машинки убежала. — делают бегущие движения указательным и средним пальчиками по столешнице.
Мои игрушки
Посмотри мои игрушки: — воспитанники потирают одну ладонь о другую;
Вот новогодние хлопушки, — поднимают руки с растопыренными пальцами вертикально над головой, затем разводят в стороны;
Это зайчик-попрыгайка, — прикладывают раскрытые и устремленные вверх руки к макушке головы, изображая длинные заячьи уши;
И лохматый песик-лайка. — изображают рукой собачью морду, пальцы раскрытой руки прижимают друг к другу, указательный палец сгибают, а большой оставляют вверх, затем двигают мизинцем, имитируя раскрывающуюся пасть животного;
Вот машинка заводная, — складывают руки в кулак, выставляют указательные пальцы, вращают ими в одну сторону, имитируя движение автомобильных колес;
И книжка-азбука большая. — складывают ладони, затем медленно раскрывают их;
Я жадиной быть не хочу,
Друзьям игрушки предложу. — показывают знак «класс».