Инструкция по организации и проведению пальчиковых игр на тему «Одежда» в детском саду
Пальчиковая игра «Одежда» — коррекционно-развивающее и познавательное занятие для детей. Пальчиковая гимнастика не только улучшает моторные функции кистей и пальцев рук, но и расширяет детские представления о видах одежды, обуви, головных уборов. Дошкольники узнают, для каких случаев и сезонов предназначены те или иные предметы гардероба, как их носить, из каких материалов они изготавливаются.
При тренировке мелкой моторики у ребенка активизируются отделы мозга, ответственные за речевое и интеллектуальное развитие, за способность к письму. Если нет достаточного развития моторных функций рук, то в школьные годы ребенок наверняка будет отставать от сверстников в речи, письме, творчестве. Во время пальчиковых занятий совершенствуется речевой строй, развивается зрительное и слуховое восприятие, концентрация внимания, память. Дети учатся координировать произносимый текст с движениями. Пальчиковая гимнастика «Одежда» для детей расширяет и уточняет тематический индивидуальный словарь.
Пальчиковая игра может стать полезной и увлекательной разминкой в ходе групповых и индивидуальных занятий во всех возрастных детсадовских группах. Также игры могут проводить родители с малышами дома в досуговое время. В детском саду, готовясь к занятию, ребята рассаживаются перед воспитателем. Педагог неспешно и внятно произносит стихотворный текст, при этом производит соответствующие смысловому наполнению движения руками. Воспитанники стараются повторить эти движения как можно точнее.
Представленные пальчиковые игры разделены по возрастной категории дошкольников.
Содержание
Пальчиковая гимнастика «Одежда» в подготовительной группе
Раз, — дошколята сильно сжимают ладошки в кулаки;
Два, — затем разжимают кулаки и расслабляют ладони;
Три, — снова сжимают;
Четыре, — снова разжимают;
Пять, — опять сжимают;
Станем обувь мы считать: — делают сильный хлопок ладошками;
Это туфельки, — ребята сгибают первыми большие пальчики на обеих руках;
Сапожки, — дальше сгибают указательные;
Вот ботинки, — средние;
Босоножки, — безымянные;
Тапки тоже посчитали, — последними сгибают мизинчики;
Чтобы ножки отдыхали.
Подсчитаем мы сейчас,
Много ль обуви у нас. — поочередно то хлопают в ладоши, то ударяют кулаками по своим коленкам;
Туфли, кеды и ботинки — дошколята правым указательным пальчиком сгибают мизинчик левой руки;
Для Наташи и для Зинки, — далее сгибают безымянный и средний пальцы на левой руке;
А еще сапожки
Для нашего Сережки, — сгибают левый указательный;
Теплые валенки
Для малютки Гали. — последним сгибают левый большой палец.
Пальчиковая гимнастика «Одежда» в старшей группе
Не плачь, куколка, не плачь, — ребята имитируют движение, словно бы качают на руках малыша;
Не смогу с тобой играть, — разводят руки в стороны, пожимают плечами;
Мне придется постирать: — делают один сильный хлопок ладошками;
Твои платьица, носочки, — сгибают на левой руке первыми большой и указательный пальцы;
Твои юбки и чулочки, — следом на левой руке средний и безымянный;
Кофту, майку и жакет, — согнув левый мизинец, дальше переходят на правую руку, повторяют действия — сгибают большой и указательный;
Шапку, шарфик и берет. — последними сгибают средний, безымянный и мизинец на правой руке;
В тазик воду я налью,
Порошок в ней растворю.
В пене белой постираю,
И на солнце посушу. — ребята имитируют все описанные в стихотворном тексте движения — наливание воды, высыпание порошка, ручную стирку, развешивание одежды на веревке и закрепление ее прищепками;
Высыхают кофточки,
Под солнцем на веревочке. — дошколята широко расставляют пальцы на обеих раскрытых ладонях, имитируя солнечные лучи;
Ветерок их обдувает,
Одежда быстро подсыхает. — свободно и расслабленно мотают кистями рук в разные стороны, имитируя, как ветер треплет одежду;
Постирали мы вдвоем,
Теперь вместе отдохнем. — ребята завершают гимнастику, снова имитируя движение укачивания малыша.
Пальчиковая гимнастика «Одежда» в средней группе
Мы одежду подбираем, — дошкольники делают несколько громких хлопков ладошами;
Назовем вам все, что знаем: — двигают указательными пальцами обеих рук вперед-назад;
Свитер, шуба и штаны, — сначала ребята сгибают пальцы правой руки — начинают с большого, затем указательный и средний;
Шапка тоже для зимы, — следующим нужно согнуть правый безымянный;
Для весны рубашка, кофта, — при произношении этой строки сгибается поначалу мизинец правой руки, затем левый большой палец;
К осени пиджак, пальто, — дальше ребята сгибают указательный и средний пальчики левой руки;
К лету сарафан и шорты. — завершается перечисление сгибанием левого безымянного пальца и мизинца;
Вот как много здесь всего. — дошкольники расставляют руки в разные стороны, как бы показывая большую величину;
Мы одежду подбираем,
Вот как много ее знаем. — при произношении последних двух строк громко в равном ритме хлопают в ладоши.
Пальчиковая гимнастика «Одежда» в младшей группе
Катя варежки надела: — ребята выставляют руки вперед, затем быстро сжимают их в кулачки;
«Ах, куда же пальчик делся? — вертят кулачками вправо-влево;
Как же пальчик мой пропал, — разжимают все пальцы на обеих руках, оставив сжатыми только большие;
В домик свой он не попал?». — снова вертят руками вправо-влево;
Катя варежки сняла: — ребята разжимают большие пальцы на обеих руках, выставляют раскрытые ладошки перед собой;
«Гляньте, пальчик я нашла! — шевелят большими пальчиками;
Если ищешь, то найдешь. — делают сильный радостный хлопок ладошками;
Привет, пальчик! Как живешь?». — показывают символ «класс» — сжав ладони в кулаки, выставляют вверх большие пальцы.