Инструкция по организации и проведению пальчиковых игр на тему «Одежда» в детском саду

Пальчиковая игра «Одежда» — коррекционно-развивающее и познавательное занятие для детей. Пальчиковая гимнастика не только улучшает моторные функции кистей и пальцев рук, но и расширяет детские представления о видах одежды, обуви, головных уборов. Дошкольники узнают, для каких случаев и сезонов предназначены те или иные предметы гардероба, как их носить, из каких материалов они изготавливаются.

При тренировке мелкой моторики у ребенка активизируются отделы мозга, ответственные за речевое и интеллектуальное развитие, за способность к письму. Если нет достаточного развития моторных функций рук, то в школьные годы ребенок наверняка будет отставать от сверстников в речи, письме, творчестве. Во время пальчиковых занятий совершенствуется речевой строй, развивается зрительное и слуховое восприятие, концентрация внимания, память. Дети учатся координировать произносимый текст с движениями. Пальчиковая гимнастика «Одежда» для детей расширяет и уточняет тематический индивидуальный словарь.

Пальчиковая игра может стать полезной и увлекательной разминкой в ходе групповых и индивидуальных занятий во всех возрастных детсадовских группах. Также игры могут проводить родители с малышами дома в досуговое время. В детском саду, готовясь к занятию, ребята рассаживаются перед воспитателем. Педагог неспешно и внятно произносит стихотворный текст, при этом производит соответствующие смысловому наполнению движения руками. Воспитанники стараются повторить эти движения как можно точнее.

Группа детей с воспитателем

Представленные пальчиковые игры разделены по возрастной категории дошкольников.

Пальчиковая гимнастика «Одежда» в подготовительной группе

Раз, дошколята сильно сжимают ладошки в кулаки;

Два, затем разжимают кулаки и расслабляют ладони;

Три, снова сжимают;

Четыре, снова разжимают;

Пять, опять сжимают;

Станем обувь мы считать: делают сильный хлопок ладошками;

Это туфельки, ребята сгибают первыми большие пальчики на обеих руках;

Сапожки, дальше сгибают указательные;

Вот ботинки, средние;

Босоножки, безымянные;

Тапки тоже посчитали, последними сгибают мизинчики;

Чтобы ножки отдыхали.

Подсчитаем мы сейчас,

Много ль обуви у нас. поочередно то хлопают в ладоши, то ударяют кулаками по своим коленкам;

Туфли, кеды и ботинки дошколята правым указательным пальчиком сгибают мизинчик левой руки;

Для Наташи и для Зинки, далее сгибают безымянный и средний пальцы на левой руке;

А еще сапожки

Для нашего Сережки, сгибают левый указательный;

Теплые валенки

Для малютки Гали. последним сгибают левый большой палец.

Пальчиковая гимнастика «Одежда» в старшей группе

Не плачь, куколка, не плачь, ребята имитируют движение, словно бы качают на руках малыша;

Не смогу с тобой играть, разводят руки в стороны, пожимают плечами;

Мне придется постирать: делают один сильный хлопок ладошками;

Твои платьица, носочки, сгибают на левой руке первыми большой и указательный пальцы;

Твои юбки и чулочки, следом на левой руке средний и безымянный;

Кофту, майку и жакет, согнув левый мизинец, дальше переходят на правую руку, повторяют действия — сгибают большой и указательный;

Шапку, шарфик и берет. последними сгибают средний, безымянный и мизинец на правой руке;

В тазик воду я налью,

Порошок в ней растворю.

В пене белой постираю,

И на солнце посушу. ребята имитируют все описанные в стихотворном тексте движения — наливание воды, высыпание порошка, ручную стирку, развешивание одежды на веревке и закрепление ее прищепками;

Высыхают кофточки,

Под солнцем на веревочке. дошколята широко расставляют пальцы на обеих раскрытых ладонях, имитируя солнечные лучи;

Ветерок их обдувает,

Одежда быстро подсыхает. свободно и расслабленно мотают кистями рук в разные стороны, имитируя, как ветер треплет одежду;

Постирали мы вдвоем,

Теперь вместе отдохнем. ребята завершают гимнастику, снова имитируя движение укачивания малыша.

Картинка для детей ручная стирка

Пальчиковая гимнастика «Одежда» в средней группе

Мы одежду подбираем, дошкольники делают несколько громких хлопков ладошами;

Назовем вам все, что знаем: двигают указательными пальцами обеих рук вперед-назад;

Свитер, шуба и штаны, сначала ребята сгибают пальцы правой руки — начинают с большого, затем указательный и средний;

Шапка тоже для зимы, следующим нужно согнуть правый безымянный;

Для весны рубашка, кофта, при произношении этой строки сгибается поначалу мизинец правой руки, затем левый большой палец;

К осени пиджак, пальто, дальше ребята сгибают указательный и средний пальчики левой руки;

К лету сарафан и шорты. завершается перечисление сгибанием левого безымянного пальца и мизинца;

Вот как много здесь всего. дошкольники расставляют руки в разные стороны, как бы показывая большую величину;

Мы одежду подбираем,

Вот как много ее знаем. при произношении последних двух строк громко в равном ритме хлопают в ладоши.

Шкаф с одеждой и обувью

Пальчиковая гимнастика «Одежда» в младшей группе

Катя варежки надела: ребята выставляют руки вперед, затем быстро сжимают их в кулачки;

«Ах, куда же пальчик делся? вертят кулачками вправо-влево;

Как же пальчик мой пропал, разжимают все пальцы на обеих руках, оставив сжатыми только большие;

В домик свой он не попал?». снова вертят руками вправо-влево;

Катя варежки сняла: ребята разжимают большие пальцы на обеих руках, выставляют раскрытые ладошки перед собой;

«Гляньте, пальчик я нашла! шевелят большими пальчиками;

Если ищешь, то найдешь. делают сильный радостный хлопок ладошками;

Привет, пальчик! Как живешь?». показывают символ «класс» — сжав ладони в кулаки, выставляют вверх большие пальцы.

Девочка и снеговик