Пальчиковые игры «Птицы» для всех дошкольных возрастных групп
Пальчиковая игра про птиц для детей — средство совершенствования моторики пальцев и ознакомления с миром пернатых. Известно, что развитие моторики положительно влияет на речевые и интеллектуальные способности дошкольника. Занятия готовят детские руки к будущим школьным урокам письма. Через сопровождающие гимнастику стихотворные тексты дошколята расширяют знания об окружающем мире, у них усиливается познавательный интерес.
Содержание
Младшая группа
Представленные занятия распределены по возрастным категориям в зависимости от сложности восприятия стихотворного материала дошкольниками определенного возраста. Представляем простые и забавные тексты для пальчиковой гимнастики, предназначенные для младшей возрастной группы.
В кормушке
Птицы прилетели, — дети скрещивают руки в запястьях, развернув ладони в свою сторону, а большие пальчики переплетают;
На кормушку сели. — машут пальцами скрещенных рук, имитируя птичьи крылья;
Зернышки клевали, — стучат сжатыми в щепоть пальцами одной руки по раскрытой ладони второй;
Песни распевали. — выставляют руки перед собой, хаотично двигают пальчиками.
Угощение для синички
Пить хочет синичка. — воспитанники прикасаются большими пальцами к кончикам указательных;
Налью я ей водички, — к средним;
И насыплю зерен. — к безымянным;
Кушай-ка с ладони. — к мизинцам.
В гнезде
Вспорхнула птица из гнезда, — воспитанники скрещивают руки, разворачивают ладони в свою сторону, большие пальцы переплетают;
Летает, ищет, где еда. — машут кистями, имитируя птичий полет;
А в гнезде птенцы сидят, — хватают левыми пальцами правую кисть;
Поклевать жучков хотят. — шевелят 4-мя свободными правыми пальцами, изображая гнездышко, в котором находятся четыре птенца.
Кормушка зимой
Птички-невелички
Зимовать остались. — дети одну кисть сжимают в кулак, а второй рукой его поглаживают, будто жалеют замерзающую птичку;
Мы кормушку сделали,
Чтоб они питались. — «клюют» сжатыми в щепотку пальцами одной руки ладонь второй.
Лесной доктор
На опушке кто стучит? — дети стучат по твердой поверхности правым указательным пальцем;
Начал дятел дуб лечить.
Лесной доктор клювом бьет, — аналогично действуют левым указательным пальчиком.
Личинок ловко достает.
Средняя группа
Предлагаем педагогам интересные пальчиковые игры для дошколят средней возрастной группы.
Птицы весной
Грачи на ветках примостились, — воспитанники складывают пальцы обеих рук в щепоть, раскачивают ими вправо-влево;
Синицы трели завели. — «щелкают» четырьмя пальчиками обеих рук о большие пальцы;
Все выше солнце над землею, — поднимают руки с растопыренными пальчиками над головой;
И возвращаются скворцы. — скрещивают руки, развернув ладони к себе, большие пальцы переплетают, а остальными начинают взмахивать.
Синицы
Крохотные птицы — дети составляют ладони в горсть;
Скачут по дорожке. — «прыгают» пальцами по горизонтальной поверхности;
Посмотри, синицы — выставляют руки с растопыренными пальцами перед собой, поворачивают их вправо-влево;
Ищут хлеба крошки. — «клюют» сжатыми в щепоть пальцами по твердой поверхности.
Посчитаем птиц в кормушке
Посчитаем птиц в кормушке, — воспитанники сжимают, затем раскрывают кулаки;
Скажем, сколько будут крошки кушать.
Два воробушка, синичка, — сгибают большой, указательный, средний пальцы на правой руке;
Красный клест и зяблик-птичка, — правый безымянный и мизинец;
Голубь, три щегла, сорока. — аналогично сгибают пальцы на левой руке;
Птиц собралось вот как много! — хлопают в ладоши.
Воробей
Озорной воробышек, — дети, сжав кисть в кулак, выставляют и соединяют большой и указательный пальчики, имитируя птичий клюв;
Пестренькое перышко, — выставляют руки перед собой, хаотично шевелят пальцами;
На-ка, поклюй зернышки, — стучат левым указательным пальчиком по правой ладони;
Что в моей ладошке. — затем правым по левой;
Воробей клевать не хочет, — дуют на руки;
От меня подальше скачет. — хлопают в ладоши;
Вот бы с птичкой подружиться, — поочередно поглаживают одной ладонью другую;
Дать с ладошки угоститься. — трут ладони одна о другую.
Домик для птички
Нужен птичке домик — воспитанники складывают руки треугольником, изображая крышу;
Из веточек, соломы. — соединяют ладони, затем разводят пальцы, оставив запястья прижатыми друг к другу;
Полетела птичка к курам, — сжимают пальчики в щепотки, имитируя птичьи клювы;
Нашла три куриных пуха. — постукивают всеми пальчиками по твердой поверхности;
В хлев к корове залетела, — опять складывают руки треугольником;
Три соломки насмотрела. — соединяют ладони, затем стучат всеми пальцами одной руки о пальчики другой;
Свила славное гнездо,
Будет в нем птенцам тепло. — хлопают в ладоши.
Старшая группа
Предлагаем интересные и познавательные тексты для пальчиковой гимнастики в старшей возрастной группе.
Тили-тили-тички
Тили-тили-тички:
В небе две синички. — дети, перекрестив руки в запястьях, сцепляют большие пальчики;
Мимо пролетели, — сохранив положение рук, машут пальцами, имитируя полет птицы;
Песенку запели, — соединяют руки в запястьях, и в таком положении хлопают кистями;
Нам привет послали, — сжимают пальчики в щепотки;
Добрый день, сказали, — сохранив положение щепоток, постукивают четырьмя пальчиками о большие пальцы;
Над двором порхали,
Дружбу завязали, — пожимают одной рукой другую;
На трубу присели, — руки, сложив треугольником, кладут на макушку головы;
Радостно запели:
Тили-тили-чист. — опять щелкают сложенными в щепоть пальчиками о большие пальцы, имитируя птичье пение;
А в трубе был трубочист.
Вылез вдруг наружу он,
И прогнал синичек вон. — скрывают руки за спиной.
Пальчиковая гимнастика «Птицы» для детей
Слышим весной трели, — воспитанники, совместив запястья, сцепляют большие пальцы;
Это птицы прилетели. — сохранив положение кистей, машут свободными пальцами;
Посмотри, в саду скворец, — сгибают правый большой пальчик;
Пестрогрудый молодец. — правый указательный;
Грач, соловушка, вьюрок. — правые средний, безымянный и мизинец;
Возвратиться каждый смог.
Утки, журавли, стрижи, — сгибают левые большой, указательный и средний пальцы;
Жаворонки и чижи. — левые безымянный и мизинец;
Все вернулись по домам, — делают хлопок ладошами;
И запели песни нам. — складывают пальчики щепотью, имитируют поющий птичий клюв.
Синица
Желтогрудая синица
Ни минутки не сидит. — дети выставляют руки перед собой, быстро сгибают-разгибают пальчики;
Скачет все туда-сюда, — «прыгают» всеми пальцами по горизонтальной поверхности;
Завертелась, как юла. — вращают расслабленными кистями вправо-влево;
Вот на ветке задержалась,
Брюшко клювом расчесала. — трут одну ладошку о другую;
А потом опять скакать, — хлопают в ладоши;
Звонко трели распевать. — имитируют птичье пение сложенными в щепотку пальчиками.
Сова
В дупле круглые глаза, — дети соединяют кончики больших и указательных пальцев, делая подобие знака «ok»;
Это пестрая сова. — плавно размахивают расслабленными кистями;
Круглой головой вращает, — крутят руками вправо-влево;
И добычу поджидает. — сцепляют пальчики «замком»;
Головка закружилась,
Сова в кусты свалилась. — опускают руки, крутят кистями в запястьях в противоположные стороны.
Пальчиковая гимнастика «Зимующие птицы»
Смастерили мы кормушки, — дети соединяют руки треугольником, имитируя домик;
Пусть на елочке висят. — свободно размахивают расслабленными кистями;
Чтобы птицы подкормились,
Крошки, зернышки лежат. — изображают, будто насыпают корм;
Прилетайте в зимний холод
Сойки, голуби, клесты, — сгибают большие, указательные, средние пальчики;
Снегири и даже галки. — безымянные и мизинцы;
Всем достанется еды. — делают хлопок в ладоши.
Подготовительная группа
Представляем познавательные тексты для пальчиковых упражнений в старшей детсадовской группе.
Птицы весной
Зазвенит весной капель, — дети постукивают всеми пальчиками по твердой поверхности;
Птиц зовет домой скорей.
Скворец нашел скворечник, — изображают руками треугольник, имитируя птичий домик;
И запел там песни. — сжимают кулаки, выставляют и соединяют большой и указательный пальчики, стучат ими друг о друга;
А грачи на пашне
Ходят-бродят важно. — «вышагивают» указательным и средним пальчиками по горизонтальной поверхности;
Журавли красиво в ряд
К озеру домой летят. — скрещивают кисти в запястьях, сцепляют большие пальчики, а остальными делают машущие движения, имитирующие птичий полет;
Жаворонки на полях
Строят гнезда впопыхах. — чашеобразно складывают кисти;
А дрозду не до работы,
Целый день выводит ноты. — сжимают, затем раскрывают кулаки.
Птичья стая
Давай быстро посчитаем, — воспитанники активно хлопают в ладоши;
Сколько птиц собралось в стаю. — выставляют руки перед собой, растопыривают пальчики;
Грач и бойкий свиристель, — загибают правые большой и указательный пальцы;
Воробей и коростель, — правые средний и безымянный;
Голубь важно бродит, — правый мизинец;
Зернышки находит.
Высоко на ветке тонкой
Трещит сорока звонко. — загибают левый большой палец;
Ворона, сойка и синица — левые указательный, средний и безымянный;
Под солнцем ярким веселится.
А снегирь устал летать, — левый мизинец;
Решил рябинку поклевать.
Кормим птиц зимой
Мы зимой жалеем птиц, — воспитанники гладят одну ладошку о другую;
Кормим всех: ворон, синиц, — сгибают правые большой и указательный пальчики;
Соек, воробьев, клестов. — правые средний, безымянный и мизинец;
В кормушке всем обед готов. — делают хлопок ладошками;
Там кусочек булки, сало, — сгибают левые большой и указательный пальцы;
Зерен, семечек немало. — левые средний и безымянный;
Кашки тоже положили, — левый мизинец;
Чтобы птички не тужили.
Корм для птичек есть всегда, — делают движение пальчиками, будто насыпают корм;
Не страшны им холода. — снова делают хлопок ладошками.
Пальчиковая гимнастика «Домашние птицы»
Представленные тексты для пальчиковых игр знакомят дошкольников с пернатыми, обитающими на хозяйском дворе. Также можно провести с ребятами пальчиковую гимнастику по познавательным темам «Дикие животные»и «Домашние животные».
Курочка
Курочка-мамаша — дети соединяют кончики указательного и большого пальцев, а остальные пальчики оттопыривают, имитируя куриную голову с гребешком и клювом;
Зернышки нашла. — постукивают указательным пальчиком по раскрытой ладони другой руки;
Кушать их не стала, — делают отрицающее движение указательным пальцем;
Цыплятам отнесла. — чашеобразно соединяют ладони.
Индюк
Индюк сердитый — воспитанники сжимают кулаки;
По двору шагает, — «ходят» указательным и средним пальцами по горизонтальной поверхности;
Поглядывает грозно,
Бородкой потрясает. — размахивают расслабленными кистями в разные стороны.
Гуси
Разбрелись гуси опять,
Надо нам их сосчитать. — дети вращают руками вправо-влево;
Первый на лугу гуляет, — загибают оба мизинца;
Второй под солнцем отдыхает, — затем безымянные пальцы;
Третий плавает в пруду, — средние;
Четвертый прячется в хлеву, — указательные;
А пятого я не найду. — большие;
Где же ходит серый гусь? — совершают шагающие движения пальцами по горизонтальной поверхности;
До него я доберусь. — делают грозящее движение указательным пальчиком.
Утята
Шустрые утятки
Бегают по грядкам, — дети выставляют руки перед собой, быстро двигают кистями вверх-вниз;
Усидеть не могут,
Занятий у них много. — широко разводят руки в противоположные стороны;
То тянутся к листочкам, — становятся на цыпочки, тянут руки вверх;
То сидят на кочке, — приседают, опускают расслабленные руки;
По дорожке побежали, — бегут на месте, хлопая в ладоши;
Червячков пособирали. — делают пальчиками движения, будто собирают что-то с земли;
Устали, запыхались — проводят ладошкой горизонтально по лбу, будто смахивают пот;
И проголодались. — делают круговое движение рукой по животу;
Уселись на полянке,
Пощипали травку. — делают пальчиками щиплющее движение.