Постановка звука С

Исправлению неправильного произношения звуков следует уделить внимание ещё в раннем возрасте ребёнка, чтобы к школьному периоду ребёнок смог выговаривать все звуки чисто, приобрёл достаточный словарный запас, мог правильно объединять слова в предложения, а предложения в связные высказывания. От этого напрямую зависит, насколько просто будут даваться ребёнку школьные программы. Если проигнорировать проблему, то такое произношение может остаться на всю жизнь. Во взрослом состоянии для исправления потребуется больше усилий. А чистое проговаривание важно не только для определённых специальностей, но и для комфортного общения.

 Важность постановки свистящего звука

Ребёнок у логопеда

Если замечено, что ребёнок некорректно произносит свистящий звук, логопед выделит характер проблемы, это может быть:

  •  сигматизм — происходит искажение [С] и [СЬ];
  •  парасигматизм — подмена [С] и [СЬ] другими звуками (на переднеязычный или шипящий).

Постановка звука [С] позволит избежать проблем в письменной речи и чтении:

  •  дисграфия — расстройство, при котором допускаются элементарные ошибки при письме.

Человек заменяет буквы на фонетически близкие звуки, например:

зовут => савут

белые => пелые

Пушок => Пужок

  •  дислексия — расстройство навыков чтения, при котором человек повторяет одни и те же ошибки при чтении. Звуки перемешиваются или подменяются другими, чтение по буквам, сложность понимания прочитанного.

Человеку сложно буквы соединить в слоги, а слоги в слова. Это приводит либо к непониманию прочитанного, либо к искажению информации.

  •  дислалия — нарушение произношения звуков. Диагноз ставится после 4–5 лет, до этого времени такое произношение считается нормой и проходит само.

 Постановка звука С от звука СЬ

Постановка звука [С] от мягкого [СЬ] состоит в выработке правильной артикуляционной позы:

  •  губы в широкой улыбке;
  •  язычок упирается в нижние зубы и формирует горку;
  •  сильно направленная струя воздуха.

То есть ребёнок должен вдохнуть и выдохнуть на язык с этой артикуляционной позой. При этом ощущается холодная струя воздуха (проверить можно поставив перед лицом ладошку).

В случае если [С] смягчается, применяется распространённый приём: при произношении нажать на серединку языка ватной палочкой. Тем самым убирается смягчение [СЬ] и вырабатывается твёрдый [С]. У маленьких детей это нередкое явление, когда они в словах употребляют мягкий [СЬ] и над исправлением этого звука необходимого непременно работать.

Автоматизация звука происходит изолированно в:

  • слогах — лучше начинать с обратных слогов [АС], [ОС], [УС], и потом переходить к прямым [СА], [СО], [СУ];
  • коротких словах;
  • словосочетаниях;
  • предложениях и связной речи.

Упражнение «Заборчик»

Зубки нужно поставить ровно друг над дружкой и улыбнуться. Проверить правильно ли поставлены зубы можно пальчиком.

Теперь уточняем месторасположение языка. Язык должен лежать за нижними зубами, лежать плоско и никуда не подниматься.

Нужно попросить ребёнка приоткрыть рот и показать язычок, удостовериться, что он расположен правильно. Часто бывает, что у детей повышен тонус языка. И язык вылезает за передние зубы, не может успокоится и лечь ровно. В этом случае делается массаж специальным шпателем или массаж зубками или губами (просто помять язык). Второй вариант предпочтительнее, так как эффект разминки тот же, но ребёнок не ощущает страха и дискомфорта от посторонних предметов.

Следующий этап упражнения для постановки звука [С]: язычок располагается за зубками, улыбаемся и свистим. Важно прислушаться, какой звук получился у ребёнка.

  Постановка с помощью подражания

Постановка звука с помощью подражания

Самый лёгкий способ постановки звука [С], который родители могут применять самостоятельно в обучении ребёнка. Выполнять занятие лучше перед зеркалом, показывая малышу как правильно расположить язычок, губы и зубы во время произношения. А далее в игровой форме тренировать [С], предлагая продемонстрировать, как задувает ветер в окно, или накачивается колесо и прочее. В некоторых случаях достаточно только этого упражнения, но зачастую оно дополняет остальные способы постановки звука [С].

Какие дефекты существуют при сигматизме

Есть несколько видов нарушения произношения:

  1. Межзубный сигматизм. Происходит, когда человек просовывает кончик языка между зубами.
  2. Боковой сигматизм. Когда воздух выходит не по средней линии языка, а упирается в щеку. Он может быть двусторонним или односторонним. Эстетически это выглядит неприглядно, так как происходит искривление мимики.
  3. Носовой сигматизм. Воздушная струя идёт в нос, и произношение получается с храпом. Для коррекции проводится упражнение — долго и протяжно произносится [Ф]. Кончик языка просовывается между нижней губой и верхними зубами, на него необходимо подуть, произнося [Ф], и постепенно убирать язык за нижние резцы.
  4. Призубный парасигматизм. Случай, когда не образовывается желобок по средней линии языка, и [С] приближён к звуку [Т]. Здесь происходит механическая коррекция желобка ватной палочкой.

Упражнения, позволяющие отработать желобок

Выполнение упражнения

  1. Язык кладётся на губу, необходимо подуть на кончик язычка тонкой струйкой воздуха. Для выработки соответственного свиста можно использовать специальный инструмент логопеда — палочка с вертушкой. Задача подуть на палочку так, чтобы её элемент под силой воздушной струи начал крутиться. В домашних условиях можно использовать ватные диски, положить на ладонь и дуть на них.
  2. Упражнение «Киска сердится». Открыть рот, спинку языка нужно выдвинуть вперёд и убрать назад. Повторить несколько раз.
  3. Игра «Загони мяч» в ворота вызовет у детей восторг. Ворота можно сделать из подручных вещей, мячом может выступать кусочек ватки или бумажки. Задача заключается в следующем: дуть на «мяч», пытаясь загнать его в ворота противника.

Заключение

Времени на выполнение комплекса упражнений жалеть не следует, и даже когда звук [С] удалось поставить, необходимо продолжать упражняться. Так как в случае с межзубным и боковым сигматизмом прежняя артикуляция дизартрии способна возвращаться. Произношение необходимо постоянно тренировать, проговаривая стихи, рассказы и скороговорки.