Постановка звука Т: способы, правильная артикуляция, автоматизация и дифференциация
Постановка звука Т требуется, когда ребенку исполнилось 5 лет, но нормальное произношение так и не сформировалось. Логопеды отмечают тенденцию появления ранее не встречавшихся видов дефектного звукопроизношения, в том числе касающегося фонем Т и Д. Родители обязаны контролировать речь ребенка с первых дней обретения им речевых навыков, не смеяться при кажущихся забавными дефектах, а незамедлительно исправлять их у логопеда.
Содержание
Артикуляция звука Т
Главная причина дефектного произношения Т – недостаточная мышечная сила артикуляционных органов.
Когда проговаривание Т правильное:
- форма губ изменена так, как положено при произношении идущего за Т слогового гласного звука;
- края верхних и нижних зубов приближены друг к другу, но не соединены;
- передняя часть поверхности языка при образовании слогов «то», «та», «ту», «ты» прижимается к зубным альвеолам, формирует преграду, с силой преодолеваемую выдыхаемым воздушным потоком;
- поднятое и прижатое к задней глоточной стенке мягкое небо становится преградой из ротовой в носовую полость;
- поток воздуха движется через ротовую полость;
- голосовые связки расслабленные, не участвуют в формировании звука.
Неправильная артикуляция обычно связана с нарушениями работы речевого аппарата, недостаточной подвижностью нижнего лицевого отдела, патологиями слуха.
Иногда причиной дефекта становится подражание взрослым, которые сами неправильно произносят звук.
Какие ошибки наиболее часто допускают дошкольники, произнося звук Т:
- заменяют Т, формируемый передней частью языка, на К, образуемый задней частью;
- смешивают переднеязычный Т с заднеязычным К;
- смягчают Т, подставляя П либо К;
- сливают в слове Т и Ц, Т и Ч.
Диагностику и занятия по постановке звука проводит логопед, а задача родителей – в домашних условиях применять рекомендованные специалистом упражнения.
Подготовительный этап
Если языковые и нижние лицевые мышцы недостаточно крепкие для успешной постановки звука, перед началом логопедических занятий ребенок обязательно выполняет укрепляющие и тонизирующие упражнения.
Для подготовки артикуляционной мускулатуры применяют следующие упражнения:
- На первом этапе логопед учит дошкольника, как изменить форму губ и положение языка, чтобы получился звук Т. Объясняет на примере фраз «Капля капнула» и «Торт стоит», что в образовании Т участвует концевая часть языка, а формировании К – корневая.
- Чтобы образовался звук Т, выходящий поток воздуха должен быть сильным. Поэтому ребенка необходимо научить ровному и сильному выдоху. Для этой цели подойдут упражнения «Воздушный шарик», «Снежинки летают», «Мыльные пузыри».
- Дальше подготовка включает артикуляционную гимнастику: зубы сомкнуты, губы растянуты в широкой улыбке (удерживать 7 секунд); быстрые движения языком вправо-влево вдоль верхней губы; язык расслаблен, лежит на нижней губе; язык высунут, стуча по нему верхней губой, необходимо проговаривать «пя-пя-пя».
На каждом занятии по постановке звука следует добавлять артикуляционные упражнения, их можно отыскать в логопедических методичках. Так ребенку будет интереснее заниматься.
Постановка звука Т
Логопеды применяют 3 способа постановки звука Т:
- подражательный;
- механический;
- от других фонем.
В процессе постановки обязательна артикуляционная гимнастика, выполняющая вспомогательную функцию.
Желательно, чтобы дошкольник выполнял гимнастику не только на логопедических сеансах, но и дома, занимаясь с родителями.
Постановка звука Т твердого
Рассмотрим способы получения фонемы:
- Подражательный способ подразумевает образование межзубной твердой фонемы в результате плевания. Необходимо сделать достаточно широкую улыбку, обнажив зубы, чуть выставив кончик языка, и сделать плевок. После отработки навыка следует перейти к постановке при сжатых зубах.
- Звук [т] можно поставить от [п]. Для этого необходимо проговаривать «па-па-па-па», при этом расслабленный язык должен лежать на нижней губе, а верхняя губа – бить по поверхности языка. Затем следует широко улыбнуться, это приведет к преобразованию слогов в «та-та-та-та».
- Чтобы поставить [т] от [с], необходимо в быстром темпе сжимать и разжимать передние зубы, прикусывая ими выставленный язык.
- Механический способ подразумевает использование для вспоможения шпателя. Когда ребенок пытается проговорить слог «та», необходимо поднять инструментом верхнюю губу. Язык отреагирует на это действие, прижмется к задней стороне верхнего зубного ряда.
Постановка звука Т от Ть
Возможна постановка и [т’] от [т], и наоборот.
Для формирования мягкой фонемы необходимо:
- попросить ребенка проговорить «та-та-та»;
- в процессе проговаривания, используя шпатель, опустить кончик языка, получатся слоги «тя-тя-тя»;
- звук [т’] можно образовать, щелкая кончиком языка при сомкнутых зубных рядах.
Бывает, что ребенок хорошо произносит [т’], но твердый звук не получается. Отличие [т’] от [т] в том, что при проговаривании второй фонемы кончик языка находится ближе к краю верхнего зубного ряда. Когда ребенок выговаривает [т’], нужно попросить его придвинуть кончик языка ближе к задней стенке верхних зубов.
Постановка звука Т при замене на К
Дошкольника необходимо научить дифференцировать эти фонемы. Можно работать с карточками, изображающими предметы, начинающиеся на Т и К, проговаривать эти слова четко вслух. Попросить ребенка разбить картинки на две группы по наличию изучаемых фонем.
Хороший результат дает упражнение «Поймай слог». Логопед проговаривает несколько слогов, а дошкольник хлопает, когда слышит изучаемый звук. Например:
- для К – ба-ва-ко-со; мо-но-ка-да; ку-сы-ле-де; жу-мо-ре-ке;
- для Т – ру-бу-со-то; не-те-до-шо; ту-жу-са-бо; фе-ра-та-ша.
Артикуляционная гимнастика для звука Т
Цель применения гимнастики на занятиях по постановке звуков – укрепление и тонизирование речевой мускулатуры, повышение гибкости языка и челюстного аппарата, улучшение навыка управления речевыми органами.
Применимы следующие упражнения на артикуляцию:
- «Вкусное варенье». Открыть рот в улыбке. Облизывать верхнюю губу, при этом не поддерживая язык нижней губой. Сделать движения 4-6 раз.
- «Слон». Зубы сжать, губы соединить и, прикладывая напряжение, выставить трубочкой вперед. Держать в таком положении, считая до 5-ти.
- «Почистим зубки». Открыть рот в улыбке. Кончиком языка двигать вправо-влево по задней стороне сначала нижнего зубного ряда (7-8 раз), затем верхнего ряда, продолжая держать рот открытым.
- «Едем на лошадке». Рот открыть в улыбке. Несжатый язык прижать всей поверхностью к небу, чтобы он как бы присосался. При этом не помогать языку нижней челюстью. Затем отнять с прищелкиванием.
- «Индюк». Приоткрыв рот, приложить несжатый язык к верхней губе и, не отрывая его, двигать вперед-назад. Постепенно ускоряться, затем добавить проговаривание «бл-бл-бл-бл».
- «Часики». Открыть рот в улыбке. Кончиком языка двигать из правого уголка губ в левый, и обратно (5-10 раз), удерживая нижнюю челюсть неподвижной.
Автоматизация звука Т
Когда постановка завершена, начинается автоматизация и дифференциация звука Т. Работа заключается в формировании у дошкольника навыка определения на слух и четкого произношения слогов, слов и словосочетаний, содержащих фонему.
Логопедическая задача – добиться, чтобы ребенок свободно выговаривал Т в повседневной речи.
На этапе автоматизации нельзя забывать об артикуляционной гимнастике.
В слогах
Логопеды работают над автоматизацией звуков по принципу от простого к сложному, то есть сначала идет проработка в слогах и словах, затем в предложениях.
Первый этап работы – повторение и чередование слогов: «та», «ту», «то», «ты». И обратных: «ат», «ут», «ыт», «от». Например: «та-та-та», «от-от-от», «та-то-ты», «ат-ут-ыт».
В словах
Работа по автоматизации звука Т в словах проводится в 3 этапа.
Сначала идет отработка слов, в которых фонема формирует первый слог:
- точка, тучка, тачка;
- Таня, Тоня, Тома;
- ток, тик, так;
- тянуть, топать, таять;
- таз, туз, там, том;
- торт, такси, треск.
Далее отрабатываются слова, в которых Т образует средний слог:
- сто, кто, это;
- лето, нота, сито;
- аптека, сметана, гитара;
- матрас, летчик, цветок;
- Наташа, Никита, Костя;
- веточка, косточка, ленточка;
- шорты, штаны, пальто.
Затем идет отработка слов, где Т стоит в конце:
- рот, кот, кит;
- кнут, плут, жгут;
- молот, топот, рокот;
- компот, вертолет, квадрат;
- бежит, свистит, думает;
- пишет, машет, колышет.
В предложении
Далее следуют занятия по автоматизации звука Т в речи. При произношении предложений ребенок должен четко выговаривать Т. Примеры словосочетаний:
- Тоня несет букет;
- Никита ест конфеты;
- строитель стучит молотком;
- на столе тарелка;
- Толик стучит топором;
- Тома растит тыкву;
- в аэропорт прилетел самолет;
- турист едет в такси;
- Таня носит пальто;
- Антон идет на каток;
- Марат пишет за столом;
- Петя едет на трамвае.
Дифференциация звука Т
Когда ребенок начал свободно выговаривать Т, можно приступать к дифференциации – навыку отличать фонему от схожих. Работа проводится аналогично автоматизации – в 3 этапа: в слогах, в словах, в словосочетаниях.
Наиболее часто дошкольники затрудняются различать близкие по артикуляционным и акустическим свойствам звуки Т, Д, К.
Приведем задания для автоматизации звука Т, Д и К.
Логопед произносит в ряд слоги, а ребенок хлопает, только когда слышит заданный звук Т. Например:
- Д и Т – «да-та-да-та», «до-то-до-до», «ди-ти-ти-ди», «де-те-де-те»;
- К и Т – «ка-та-та-ка», «ко-то-то-ко», «ки-ти-ти-ки», «ке-те-ке-ке»;
- аналогично – «док-ток», «дом-том», «кот-код», «дак-так».
Задание – проговорить парные слова 3 раза, к каждой паре подобрать соответствующие картинки:
- копать-топать;
- бот-бок;
- сода-сота;
- дом-том;
- туча-куча;
- удочка-уточка;
- плод-плот;
- кот-код;
- молот-молод;
- табак-кабак;
- точка-дочка.
Словосочетания, включающие фонемы Т, Д, К, для четкого проговаривания:
- по комнате летает комар;
- Даша спит в постели;
- тетя берет помаду;
- Катя несет торт;
- Таня и Коля играют в лото;
- Тоня идет в кофте;
- на окне стоит кактус;
- старик несет тыкву;
- Тома идет по мосту;
- дед везет на телеге дрова;
- кот гуляет в саду;
- капитан ведет корабль;
- Катя купила вату в аптеке;
- Таня ставит на стол букет;
- тетя надела платок;
- конфеты лежат на тарелке.
Родители должны постоянно заниматься с ребенком. Постановка звуков – процесс продолжительный, требующий терпения, систематических тренировок. Применение артикуляционной гимнастики, логопедических упражнений и игр приблизит итог формирования четкой и грамотной речи у дошкольника.
Благодарю за ваши статьи! Такой объём знаний в одном месте. У меня двое детей, с обоими приходится заниматься. Я до этого пересмотрела много разных ресурсов, и в соцсетях на логопедов подписалась, и ютуб перетрясла. Младшему поставили нарушение слуховой дифференциации звуков речи, моя работа только началась и будет скорее всего долгой. Понравилось, что есть не только упражнения, но и игры.
В статье отлично все систематизировано, какие-то упражнения мне особенно понравились, например, «сделай усы», закупаю постоянно Жуковскую соломку. Ребёнок сам просится заниматься, для него это забавная игра с вкусным завершением. Еще я распечатала материалы, с ними заниматься каждый намного легче. Яркие картинки привлекают детей. Алгоритм занятий отличный, будем продолжать трудиться).
Логопедия для меня всегда была тайным лесом. А здесь все так просто описано, много картинок, и видео. Для таких чайников, как я как раз подходит. Стараюсь заниматься каждый день, как написано в статье, результат уже есть, надо теперь закрепить. Мультик на различение звуков отлично идет, разбавляет упражнения.