Постановка и автоматизация звука З

Звуки [С] и [З] при нормальном развитии ребёнка появляются в 3–4 года. До этого момента они в речи могут отсутствовать (например, *амолет, *анки), подменяться другими звуками ([Т] и [Ф]), или иметь межзубное произношение. У ребёнка звуки появляются в подобной последовательности: в первую очередь [С], после закрепления этого звучания появляется [З].

В некоторых случаях дети оглушают З и тогда требуется помощь логопеда и систематичные занятия. Как правило, постановка звука З в этом случае обеспечивается артикуляционной гимнастикой для звука З.

Содержание

Автоматизация звука З

Звук [З]

Прежде чем приступать к коррекции речи, логопед определяет причину неправильного произношения, а затем способы постановки звука[З].

Первый шаг на пути к поправлению дикции — это метод подражания. Для того чтобы ребёнок мог визуально контролировать произношение, можно воспользоваться зеркалом. Родителям рекомендуем сначала потренироваться, чтобы было легче объяснить малышу, что от него требуется.

[З] является парным по звонкости для [С], вследствие этого все способы постановки [С] можно использовать и для [З]. То есть для получения [З] достаточно добавить голос при произношении.

Постановка [З] начинается с автоматизации [С].

Артикуляционная гимнастика для звука З:

  • Улыбнёмся, откроем рот и сделаем горку языком как для [С].
  • Далее дуем на горочку, понемногу, включая голос.

Если уже удалось добиться хорошо произносимый [С], то всё что необходимого сделать, чтобы получить правильный [З]— это посвистеть звонко и громко при произношении [С]. Можно положить ладошку на горлышко и проверить: при [С] в горлышке тихо-тихо, а при [З] — звенит колокольчик.

Постановка звука З

Как только удалось добиться чёткого произношения [З], попросите ребёнка проговаривать его громче и чётче.

Теперь можно проговаривать слоги в паузу, проверяя рукой, поёт ли горлышко:

  • ЗА
  • ЗО
  • ЗУ
  • ЗЫ

Если горлышку тяжело петь, то первоначально потянуть гласную и после подуть на горку:

  • АЗ
  • ОЗ
  • УЗ
  • ИЗ

Основное правило здесь согласные и гласные произносятся в паузу, то есть несколько протяжно. Это позволяет закрепить результат, понимая, как артикулируется звук.

Теперь можно попробовать проговорить простые слова с [З] вначале и середине слова, в паузу:

  • Заяц
  • Звезда
  • Зуб
  • Зонт
  • Роза
  • Коза
  • Лоза
  • Поза

Для формирования [З] с механическим воздействием можно использовать ватные палочки. Прежде чем приступить к механическому воздействию, попросите ребёнка прислонить широкий язык к зубам и широко открыв рот, протянуть (получится гласный похожий на [А]). Пока он тянет гласный звук надавите концом ватной палочки на переднюю часть спинки языка и попросите подуть на горочку. Получится [З].

Для постановки [ЗЬ] улыбнитесь, откройте рот и прислоните широкий язычок к нижним зубам, как при произношении [СЬ]. Теперь подуйте на язычок, и добавить голос. Зубки при этом сомкните для чистоты и держите улыбку.

Теперь нужно произносить слоги в паузу:

  • ЗЯ
  • ЗЁ
  • ЗЮ
  • ЗИ

На втором этапе нужно потянуть гласный и звонко подуть на горку:

  • АЗЬ
  • ОЗЬ
  • УЗЬ
  • ИЗЬ

Теперь следует проговорить простые слова в паузу, где [ЗЬ] находится вначале и середине слова:

Зебра

  • Зебра
  • Зима
  • Земля
  • Зелень
  • Везёт
  • Козий
  • Газета

Постановка звука [ЗЬ] с механическим воздействием происходит аналогично работе над [СЬ]:

  1. Ребёнок широко открывает рот и прислоняет широкий язык к нижним зубам и тянет звук [А].
  2. На середину языка кладётся ватная палочка.
  3. В момент нажатия на язык ребёнок дует на язык и получается [ЗЬ].

Упражнения для постановки звука З

Автоматизировать звук можно поэтапно при помощи упражнений, начиная со слогов и переходя к словам и предложениям.

Упражнения следует подбирать игрового характера, как, например, стихотворение «Зверинец». Воспитатель читает, а задача детей закончить стихотворные строчки в рифму. Все слова имеют корень «звер».

Стихотворение «Зверинец»
Стихотворение «Зверинец»

Вторая игра на повторение слов. Для этого необходимо подготовить парные изображения. Одну часть воспитатель оставляет себе, а остальные раздаёт детям.

Игра начинается с того, что воспитатель берёт карточку и говорит «Я взял зонт». Тот, у кого находится зонт в картинках, показывая, говорит «И у меня зонт». Обе карточки кладутся на стол. Так можно играть до тех пор, пока все изображения не будут разложены по парам.

Задача преподавателя в этой игре следить за чётким и звонким произношением звука [З].

Общие рекомендации

Занятия с ребёнком

Коррекцией звукопроизношения можно постепенно начинать заниматься с 4–5 лет. Доверить эту работу лучше логопеду, так как самостоятельно у родителя не всегда получится исправить нарушенное звукопроизношение, а неправильная методика может навредить. Логопед определит, есть ли нарушения, что служит причиной, и какая гимнастика для артикуляции подойдёт в этом конкретном случае.