Постановка и автоматизация звука З
Звуки [С] и [З] при нормальном развитии ребёнка появляются в 3–4 года. До этого момента они в речи могут отсутствовать (например, *амолет, *анки), подменяться другими звуками ([Т] и [Ф]), или иметь межзубное произношение. У ребёнка звуки появляются в подобной последовательности: в первую очередь [С], после закрепления этого звучания появляется [З].
В некоторых случаях дети оглушают З и тогда требуется помощь логопеда и систематичные занятия. Как правило, постановка звука З в этом случае обеспечивается артикуляционной гимнастикой для звука З.
Содержание
Автоматизация звука З
![Звук [З] Звук [З]](https://akademiarechi.ru/wp-content/uploads/2018/10/zvuk-z-1-e1538670467701.jpg)
Прежде чем приступать к коррекции речи, логопед определяет причину неправильного произношения, а затем способы постановки звука[З].
Первый шаг на пути к поправлению дикции — это метод подражания. Для того чтобы ребёнок мог визуально контролировать произношение, можно воспользоваться зеркалом. Родителям рекомендуем сначала потренироваться, чтобы было легче объяснить малышу, что от него требуется.
[З] является парным по звонкости для [С], вследствие этого все способы постановки [С] можно использовать и для [З]. То есть для получения [З] достаточно добавить голос при произношении.
Постановка [З] начинается с автоматизации [С].
Артикуляционная гимнастика для звука З:
- Улыбнёмся, откроем рот и сделаем горку языком как для [С].
- Далее дуем на горочку, понемногу, включая голос.
Если уже удалось добиться хорошо произносимый [С], то всё что необходимого сделать, чтобы получить правильный [З]— это посвистеть звонко и громко при произношении [С]. Можно положить ладошку на горлышко и проверить: при [С] в горлышке тихо-тихо, а при [З] — звенит колокольчик.
Постановка звука З
Как только удалось добиться чёткого произношения [З], попросите ребёнка проговаривать его громче и чётче.
Теперь можно проговаривать слоги в паузу, проверяя рукой, поёт ли горлышко:
- ЗА
- ЗО
- ЗУ
- ЗЫ
Если горлышку тяжело петь, то первоначально потянуть гласную и после подуть на горку:
- АЗ
- ОЗ
- УЗ
- ИЗ
Основное правило здесь согласные и гласные произносятся в паузу, то есть несколько протяжно. Это позволяет закрепить результат, понимая, как артикулируется звук.
Теперь можно попробовать проговорить простые слова с [З] вначале и середине слова, в паузу:
- Заяц
- Звезда
- Зуб
- Зонт
- Роза
- Коза
- Лоза
- Поза
Для формирования [З] с механическим воздействием можно использовать ватные палочки. Прежде чем приступить к механическому воздействию, попросите ребёнка прислонить широкий язык к зубам и широко открыв рот, протянуть (получится гласный похожий на [А]). Пока он тянет гласный звук надавите концом ватной палочки на переднюю часть спинки языка и попросите подуть на горочку. Получится [З].
Для постановки [ЗЬ] улыбнитесь, откройте рот и прислоните широкий язычок к нижним зубам, как при произношении [СЬ]. Теперь подуйте на язычок, и добавить голос. Зубки при этом сомкните для чистоты и держите улыбку.
Теперь нужно произносить слоги в паузу:
- ЗЯ
- ЗЁ
- ЗЮ
- ЗИ
На втором этапе нужно потянуть гласный и звонко подуть на горку:
- АЗЬ
- ОЗЬ
- УЗЬ
- ИЗЬ
Теперь следует проговорить простые слова в паузу, где [ЗЬ] находится вначале и середине слова:
- Зебра
- Зима
- Земля
- Зелень
- Везёт
- Козий
- Газета
Постановка звука [ЗЬ] с механическим воздействием происходит аналогично работе над [СЬ]:
- Ребёнок широко открывает рот и прислоняет широкий язык к нижним зубам и тянет звук [А].
- На середину языка кладётся ватная палочка.
- В момент нажатия на язык ребёнок дует на язык и получается [ЗЬ].
Упражнения для постановки звука З
Автоматизировать звук можно поэтапно при помощи упражнений, начиная со слогов и переходя к словам и предложениям.
Упражнения следует подбирать игрового характера, как, например, стихотворение «Зверинец». Воспитатель читает, а задача детей закончить стихотворные строчки в рифму. Все слова имеют корень «звер».

Вторая игра на повторение слов. Для этого необходимо подготовить парные изображения. Одну часть воспитатель оставляет себе, а остальные раздаёт детям.
Игра начинается с того, что воспитатель берёт карточку и говорит «Я взял зонт». Тот, у кого находится зонт в картинках, показывая, говорит «И у меня зонт». Обе карточки кладутся на стол. Так можно играть до тех пор, пока все изображения не будут разложены по парам.
Задача преподавателя в этой игре следить за чётким и звонким произношением звука [З].
Общие рекомендации
Коррекцией звукопроизношения можно постепенно начинать заниматься с 4–5 лет. Доверить эту работу лучше логопеду, так как самостоятельно у родителя не всегда получится исправить нарушенное звукопроизношение, а неправильная методика может навредить. Логопед определит, есть ли нарушения, что служит причиной, и какая гимнастика для артикуляции подойдёт в этом конкретном случае.
Начала заниматься упражнениями из статьи, но оказалось трудно это делать каждый день! Я придумала для себя лайфхак: рисую на листе А4 расписание по дням недели и пустые квадратики напротив. Ребёнок позанимался – сам ставит галочку. Почему-то дети это очень любят. Набирается 7 галочек, дарю символический подарок. Отлично мотивирует на работу даже самых упрямых «нехочух». А мам мотивируют результаты, я уже вижу как речь дочки стала понятнее окружающим.
Мы автоматизировали С, теперь начали заниматься звуком З. Из статьи особенно понравилось веселое упражнение «Зверинец». Сыну скучно просто делать гимнастику и повторять слова, а тут игровой момент. Еще интересное объяснение как понять различие звуков З и С. Я мучилась, пыталась объяснить разницу, а тут просто приложил руку к горлу и сразу понял! Остальные упражнения тоже делаем, спасибо!
Простые упражнения, понятные описания. Логопедия оказалась не такой сложной, стоит только попробовать самим заниматься. Мы уже больше недели работаем с ребёнком, эффект виден. Специалисты берут большие деньги, а заниматься всё равно надо каждый день. Отлично, что есть такой сайт, где все в одном месте и написано доступным языком.