FAQ

Дети с нарушенным речевым развитием нуждаются в помощи логопеда. Но и родители должны поддерживать малыша, следить за формированием его речи, а при выявлении нарушения либо отставания развития незамедлительно обратиться к специалисту. Логопед помогает устранить речевые дефекты разного происхождения и выраженности, применяет методы, основываясь на патологии и физическом состоянии пациента, рекомендует родителям домашние коррекционные занятия.

Наиболее активно речевые навыки ребенка формируются в 2-3-летнем возрасте, именно в этот период нужно оперативно корректировать дефекты. Считается, что артикуляционный аппарат формируется до 5 лет, поэтому дефекты речи допустимы. В действительности в этом возрасте речь должна быть практически сформированной, и искажения речи, считающиеся нормальными в 3 года, в 5-летнем возрасте фиксируются как отставание в развитии. Своевременно выявленные аномалии речи легче исправить. Поэтому ребенка необходимо раз в квартал года приводить к логопеду для контроля речевого развития.

Если малыш перестал лепетать, но к 2 годам не начал выговаривать элементарные слова, то необходима помощь логопеда. Уровень речевого развития определяется возрастом:

  • к 2,5 годам малыш уже умеет строить элементарные фразы;
  • в 3 года – формирует фразы с союзами и предлогами;
  • в 4-летнем возрасте – составляет сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, учится выговаривать свистящие, позже шипящие;
  • в 5 лет – формирует индивидуальный словарь широко употребляемых слов, умеет оперировать обобщающими терминами, учится проговаривать [р] и [л], почти не искажает слова, не «глотает» звуки.

Если перечисленные пункты не характерны для ребенка определенного возраста, то следует говорить об отставании уровня речевого развития. Требуется логопедическая коррекция.

В помощь родителям издано немало литературы по логопедической коррекции, но при выраженном нарушении речевого развития без помощи логопеда и специального оборудования не обойтись. Попробуйте потренировать мускулатуру органов речи с помощью артикуляционной гимнастики, проводите упражнения для формирования у ребенка правильного произношения. Если за 3 месяца занятий улучшения нет, обращайтесь к логопеду. Дальнейшие занятия либо приведут к капризам, либо закрепят привычку неправильного произношения.

Родители должны контролировать свою речь при общении с ребенком 1-6 лет, поскольку дети в этом возрасте склонны подражать взрослым:

  • не сюсюкайте, не лепечите;
  • говорите четко, неторопливо, выразительно;
  • не включайте в диалог сложные слова и фразы;
  • не ругайте за речевые ошибки, не передразнивайте;
  • не торопите малыша, пытающегося что-то сказать.

Родитель, выявивший у ребенка нарушения речи, должен записаться на прием к работающему в поликлинике логопеду. В задачи специалиста входят профилактические обследования в дошкольных и образовательных учреждениях, коррекция несущественных речевых дефектов. Если у пациента серьезные нарушения, логопед выписывает направление на психолого-медицинскую комиссию. По результатам диагностики специалисты могут перевести ребенка в коррекционную детсадовскую группу, где проводятся логопедические занятия.

При наличии финансов можно обратиться к частному логопеду, практикующему в специализированных центрах, выезжающему на дом.

Принято считать, что логопед – специалист, помогающий укрепить артикуляционный аппарат, исправить речевые дефекты, сформировать правильное произношение звуков. Это так, но этими пунктами работа специалиста не ограничивается. Также логопед помогает развить память, концентрацию внимания, мыслительную способность, сенсорное восприятие – без этих факторов ребенок не сможет правильно говорить, полноценно обучаться. В ходе работы специалист повышает грамотность пациента, обогащает его словарный запас, исправляет ошибки.

Аббревиатура расшифровывается как «задержка речевого развития». Возможные причины замедленного формирования речевых навыков:

  • наследственность;
  • частые болезни, ослабленность организма;
  • недостаточное общение с ребенком, редкое чтение;
  • влияние негативных факторов на мать в период беременности;
  • стрессы, травмы, инфицирование в начальный период жизни ребенка.

Если задержка речи обусловлена тремя первыми факторами, помощь логопеда не требуется. Нужно лишь сформировать оптимальные условия для развития. При остальных факторах отмечается не просто замедление, но нарушение речевого развития, требуется медицинская и логопедическая помощь.

ЗРР диагностируют у ребенка до 3 лет. Если и дальше речь остается несоответствующей возрасту, то это уже не задержка, а нарушение развития. Лечением пациента занимаются логопед и невролог.

Обучая ребенка читать, ориентируйтесь не на букву, а на фонему. Научите каждую изучаемую букву для начала выявлять на слух в слогах и словах. Причем произносите звук соответственно букве: например, [н] или [б], но не «эн» или «бэ», ведь во втором случае прибавляется гласная «э», которая запутает ребенка.

Практикуйте чтение по слогам, а не по буквам. Если малыш сначала по отдельности проговаривает звуки, затем составляет слог, то так прочтение слов, в которых больше 3 букв, окажется затруднительным. Пока не сформировалось беглое прочтение, научите ребенка тянуть первый звук слова, пока не узнает второй, третий.

Сначала учите прочтению слогов с сочетанием звуков «гласный-согласный», затем «согласный-гласный». Переходите к прочтению слов из 3-х, 4-х, 5-ти букв и далее. Если в речи ребенок искажает определенные звуки, проведите коррекцию произношения, затем приступайте к изучению букв.

Первый этап обучения письму – правильность держания ручки. У сидящего правши правая рука не должна быть скованной в движениях, локоть чуть выступает за столешницу. Левая рука, лежащая на столе, не дает сдвинуться тетради. Ручка лежит на среднем пальце, а последние фаланги указательного и большого держат ее в 2 см от пишущего кончика. Сориентируйте ребенка: покажите углы листа, строки.

Дефектолог работает с детьми, у которых дефекты речи обусловлены физическими и психическими патологиями. Задача специалиста – поработать над мышлением, концентрацией внимания, способностью воспринимать речь и окружающий мир. Когда будут исправлены основные проблемы, тогда можно заняться постановкой правильной речи. Квалифицированный дефектолог знает психиатрию, психологию, педагогику.

Логопед работает со здоровыми детьми, у которых дефекты речи не связаны с глухотой и болезнями нервной системы. Он помогает развить речевые навыки, скорректировать произношение, поставить звуки и слоги.

К дефектологу приводят детей от года, к логопеду – с 2-3 лет.

Кесарево сечение, как любое хирургическое вмешательство, – всегда риск. При появлении на свет операционным путем младенец испытывает кислородное голодание, что может спровоцировать задержку физического развития, потерю массы тела. Поэтому детей, появившихся путем кесарева сечения, включают в группу риска по весу и росту. Но в плане речевого и интеллектуального развития статистически эти дети не отличаются от сверстников, рожденных естественным путем. Особые развивающие и коррекционные программы не требуются.

Развивайте ребенка поэтапно. Для начала найдите подвижные игры, где нужно повторять движения под речь или песенку. Параллельно занимайтесь артикуляционной гимнастикой перед зеркалом. Делайте упражнения с ребенком, чтобы он в отражении видел себя и вас.

Далее начните повторять слоги. Желательно делать это в процессе игр, чтобы ребенку было интереснее. Например, произнесли слог – положили очередной пазл в ячейку или кольцо на пирамидку. Когда закрепится произношение слогов, переходите на проговаривание двухсложных слов: сначала элементарных – папа, мама, баба, ляля, затем сложных – киса, боля, тетя, каша. Постепенно усложняйте материал.

Дислалия – наиболее распространенное в логопедической практике нарушение речевого развития, не обусловленное глухотой и патологиями нервной системы. Искаженное произношение связано с дефектами артикуляционного аппарата, подражанием неправильной речи взрослых, физической слабостью детского организма.

Коррекция дислалии включает 3 этапа: подготовительный, формирование правильного произношения, обретение коммуникативных навыков. Важно проводить логопедические занятия 2-3 раза в неделю, в домашних условиях дополнять их упражнениями, рекомендованными логопедом, и артикуляционной гимнастикой.

При несильной дислалии коррекция длится 1-3 месяца, при сложной – до полугода. Результат обычно положительный. Скорость исправления определяется выраженностью дефекта речи, регулярностью упражнений, возрастом и личными особенностями ребенка. У дошкольников коррекция занимает меньше времени, чем у детей старшего возраста.

При стертой форме дизартрии речевые дефекты обусловлены незначительными нарушениями работы артикуляционного аппарата. Мускулатура органов речи слабая либо перенапряженная, что связано с патологиями центральной нервной системы. Ребенок нечетко или искаженно выговаривает звуки, особенно сонорные, свистящие, шипящие, не может говорить выразительно. Но диагноз не должен пугать – устранить стертую дизартрию несложно.

Проводится комплексное лечение, с ребенком работают логопед и невролог. Для нормализации нервной системы и улучшения мозгового кровообращения невролог назначает ноотропы, витамины B-группы, массаж, рефлексотерапию. Логопед корректирует произношение, дополняет упражнения логопедическим массажем.

Лечение длительное, не меньше года. Прогноз благоприятный, в большинстве случаев от дефектов речи удается полностью избавиться.

Да, бывает у взрослых. Признаки, типичные для этой болезни:

  • исключение социальных контактов, отсутствие интереса к общению;
  • нарушение вербального и невербального контакта, речевые проблемы;
  • ограниченность интересов;
  • искаженное сенсорное восприятие.

При тяжелой форме аутизма больной нуждается в сторонней помощи, не может обслуживать себя, общаться. При средней тяжести болезни аутист для контакта использует не речь, а иные способы. При легкой форме больной демонстрирует некоторые способности к самообслуживанию, может общаться, но проявляет замкнутость, стеснительность, несамостоятельность, не соблюдает социальные нормы.

Прогноз зависит от степени выраженности аутизма, качества лечебных и реабилитационных мероприятий. Легче всего социализировать высокофункциональных аутистов, у которых сохранены интеллектуальные и речевые способности.

Аутист не способен установить связь с внешним миром, погружен в себя, не разговаривает, склонен совершать однообразные движения. Диагноз подтверждается после 2 лет, тогда проявляются речевые симптомы: ограниченный словарный запас, использование слов не в соответствии со значением, обращение к себе в третьем лице, повторение не к месту словосочетаний и фраз.

Существует множество коррекционных упражнений для детей-аутистов, но заниматься нужно регулярно. Начинайте с 5 минут в день, постепенно доведите длительность занятий до 2-3 часов с паузами. Отводите ребенка в детский сад хотя бы на 2-3 часа в день, чтобы он отвлекся от однообразных действий. Беседуйте с аутистом, даже если он не реагирует. Организуйте укромный уголок, где он может оставаться наедине с собой.

Некоторые методики, используемые для помощи аутистам:

  • обучение последовательности действий в течение дня с помощью карточек с соответствующими изображениями (например, при команде «ложись спать» показывайте картинки «раздевание», «надевание пижамы», «чистка зубов», «умывание», «посещение туалета», «сон в кровати»);
  • упражнения на улучшение координации движений (например, танцы);
  • занятия для улучшения моторики (лепка, изготовление бус, пазлы, раскладывание мелких предметов);
  • занятия для развития тактильного восприятия (игры с разными материалами и предметами – мелкими и крупными, гладкими и шершавыми, мягкими и твердыми).

Дети с физическими, психическими, речевыми особенностями часто становятся жертвами травли со стороны сверстников. Постоять за себя им сложно, а стрессовая ситуация усугубляет имеющиеся проблемы, например, усиливает заикание.

Обратитесь к воспитателю: остановить травлю, пресекать любые попытки ее возобновления – его обязанность. Педагог должен побеседовать с жертвой, убедить в своей поддержке, также поговорить с агрессором, объяснить ему, что так вести себя недопустимо. Если нападки не прекращаются, обратитесь к директору учреждения, психологу.

Если буллинг связан с дефектами речи, отведите ребенка к логопеду. Когда речевая проблема будет исправлена, у сверстников не останется причины для травли.